Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Существуют различные определения социальной педагогики.
Д.В. Семенов называет её "наукой о воспитательных влияниях социальной среды". А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Лев Владимирович Мардахаев предлагает следующие определения: "это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения" и "это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации"
В словаре СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА определяется как отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.
Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания.
Наряду с теоретическими исследовательскими задачами социальная педагогика решает прикладные задачи социальной поддержки жизнедеятельности человека, физического и духовно-нравственного развития личности
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц
В публикациях встречается смешение понятий "социальная педагогика" и "социальная работа". Но они имеют свои цели, объект и предмет:
|
Социальная работа |
Социальная педагогика |
Цель |
Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и пр. |
Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание |
Объект |
Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно |
Человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи. Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза) |
Предмет |
Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. |
Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы) |
Связь социальной работы и социальной педагогики
В поле зрения социальной работы попадает человек (клиент), у которого есть проблемы, мешающие ему быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью. Для социальной работы важно, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в профессиональной помощи.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, которому необходима помощь в процессе социализации - превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Функции социальной педагогики:
2.Основные категории социальной педагогики:
Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социум - окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждения, движения, составляющих это окружение, среда, влияние которое испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности;. пространство — предметное, культурное, духовное
Микросоциум - ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания.
Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей (семья, школа, д/с, трудовой коллектив и т.д.).
Институты десоциализации - неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.
Социальная роль - социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.
Педагогическая запущенность - состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и образовательном учреждении.
Защита детства - система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, создание сети специализированных социальных служб и учреждений.
Права ребенка - совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
Опекунство - правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Две формы опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют социальным.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Социальная защита - регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.
Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Семейное консультирование - психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутрисемейные условия для разве семьи и ее членов.
Семейная терапия - область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью, решаются проблемы все семьи, а не отдельного члена.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003, стр. 65 -81)
Методы социальной педагогики можно классифицировать в три группы:
СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003 стр. 81 -86)
Философия, социальная работа, психология, этика, этнопсихология, дефектоогия.
Социология исследует общество и социальные отношения в нём
Генезис идей социальной педагогики.
С принятием на Руси христианства появились новые формы сострадательного отношения: милосердие и благотворительность.
Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.
Благотворительность - оказание частными лицами или организациями безвозмездной, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. (Благотворительную деятельность сегодня называют спонсорством).
В словаре В. Даля это понятие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: "принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего"
В период междоусобиц, войн церковь сохраняла духовность, веру в добро, не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. При церкви создавались больницы, богадельни, приюты.
При Петре 1 детство и сиротство становится объектом попечения государства. Екатерина Великая продолжила замысел Петра 1.
Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечительством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.
Большевики осудили
благотворительность как
К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский). Под влиянием их педагогических воззрений рождается идея социальности как основополагающая и связывается с благотворительностью.
В Германии во второй половине 18 в. возникло течение филантропизма (человеколюбие, благотворительность), основатель – К. Базедов, организовал школу интернат "Филантропин", где освобождали детей от традиционной системы обучения и воспитания, призывая следовать природе ребенка и гуманизму в педагогике.
И. Песталоцци и Пауль Наторп значение придавали семейному воспитанию.