Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Поэтому важно иметь представление о типологиях семей, основывающихся на выделении социально-педагогических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.
Существует множество типологий семьи. Рассмотрим некоторые из них. Так, в зависимости от формы брака различают моно- и полигамные семьи. Моногамная семья – такая, где не одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамной, которая трактуется как многоженство [11, с. 67].
В зависимости от структуры родственных связей А.И. Кравченко определяет два главных типа семьи [17, с.123.]. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.
Семьи могут различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Как указывают Е. Ф. Ачильдиева, А.Б. Синельников [4,с.101], более половины всех семей в Российской Федерации имеют несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
Из существующего множества типологий семьи задачам социально – педагогической работы отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, семьи находящиеся в социально опасном положении, асоциальные семьи [32, с.175].
Благополучные семьи, (заботливые семьи) успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, на справляются с возложенным на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.
Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», семья, находящаяся в социально опасном положении, это - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [16, с.87].
Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-педагогические характеристики. Причем в процессе жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания.
В социально – педагогической работе нередко приходится иметь дело с семьями, имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно может иметь разные типологические признаки. Так, многодетные семьи, могут быть отнесены к семьям «группы риска». Но могут быть отнесены и к семьям, находящимся в социально опасном положении, если родители не исполненяют своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); отсутствуют условия для воспитания детей (отсутствие работы родителей, жилья и т.д.); родители злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотические средства, ведут аморальный образ жизни); вовлекают детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); жестоко обращаются с детьми (нанесение физического, психического, морального ущерба ребенку); отсутствует контроль за воспитанием и обучением детей и др.
Наличие в семье нескольких показателей позволяют квалифицировать многодетную семью как семью, находящуюся в социально опасном положении [16, с.87].
Остановимся более подробно на рассмотрении многодетной семьи.
Многодетная семья – семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах [2].
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий» [3, с.12]. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
Е.Ф. Ачильдиева [4, с.106] и Е. И. Холостова выделили следующие типы многодетных семей [39, с.236]:
Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и негативные изменения в обществе, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, в целях формирования устойчивого, прогрессивно настроенного общества необходимо уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.
Таким образом, рассмотрев сущность понятия многодетной семьи, в следующем параграфе раскроем социально – педагогические проблемы многодетных семей.
Многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, - социально-педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа «мужчина и женщина», «отцы и дети», однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во-вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обусловливает активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, например, развития навыков шитья, вязания и т.д., основой для выработки этих навыков служит пример старших.
Все множество проблем, связанных с современной семьей Г.С.Курагина разделяет на следующие группы [19, с. 29]: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
Рассмотрим более подробно каждую из групп.
К группе cоциально-экономических проблем можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней. Например, среди многодетных неполных семей с 3 и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
К группе социально-бытовых проблемы относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.
Группа социально-психологических проблем включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Проблемы стабильности современной семьи составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
В группе проблемы семейного воспитания рассматриваются состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями