Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
Правила пользования опросником АСВ
Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.
Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами , что и основная.
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.
ОПРОСНИК АСВ для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.
Бланк ответов
Бланк для ответов |
ДЗ (*) | |||||
1 |
21 |
41 |
61 |
81 |
Г+ |
7 |
2 |
22 |
42 |
62 |
82 |
Г– |
8 |
3 |
23 |
43 |
63 |
83 |
У+ |
8 |
4 |
24 |
44 |
64 |
84 |
У– |
4 |
5 |
25 |
45 |
65 |
85 |
Т+ |
4 |
6 |
26 |
46 |
66 |
86 |
Т– |
4 |
7 |
27 |
47 |
67 |
87 |
З+ |
4 |
8 |
28 |
48 |
68 |
88 |
З– |
3 |
9 |
29 |
49 |
69 |
89 |
С+ |
4 |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
С– |
4 |
11 |
31 |
51 |
71 |
91 |
Н |
5 |
12 |
32 |
52 |
72 |
92 |
РРЧ |
6 |
13 |
33 |
53 |
73 |
93 |
ПДК |
4 |
14 |
34 |
54 |
74 |
94 |
ВН |
5 |
15 |
35 |
55 |
75 |
95 |
ФУ |
6 |
16 |
36 |
56 |
76 |
96 |
НРЧ |
7 |
17 |
37 |
57 |
77 |
97 |
ПНК |
4 |
18 |
38 |
58 |
78 |
98 |
ВК |
4 |
19 |
39 |
59 |
79 |
99 |
ПЖК |
4 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
ПМК |
4 |
101 |
107 |
113 |
119 |
125 |
Г+ |
|
102 |
108 |
114 |
120 |
126 |
Г– |
|
103 |
109 |
115 |
121 |
127 |
У+ |
|
104 |
110 |
116 |
122 |
128 |
РРЧ |
|
105 |
111 |
117 |
123 |
129 |
ФУ |
|
106 |
112 |
118 |
124 |
130 |
НРЧ |
|
Ф.И.О. ______________________________
Сколько ему (ей) лет___________________________
Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)________________
* – эта часть бланка испытуемым не показывается
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социально – воспитательные дела
Собрание – деловая игра на тему: "Моя семья – моя радость"
Цели:
Добрый вечер уважаемые родители, дети. Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на собрание. Собрание необычное. Сегодня вам будут предложены: деловая игра, тестирование, ролевая игра.
Ранее вам предлагались на прослушивание беседы на темы: “Общение детей и родителей”, “Взаимоотношения в семье” и другие, то есть теоретические моменты проблемы “Взаимоотношение в семье”. Сегодня эту проблему постараемся разрешить в конкретных ситуациях.
Обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь.… Под пальцами вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависит от того, насколько вы счастливы.
- Ребята, а что такое счастье?
Ответы учащихся.
- А что такое счастье на ваш взгляд, папы и мамы?
Ответы родителей.
- Ребята, когда вы чувствуете себя счастливыми?
Ответы детей.
- А вы, мамы и папы?
Ответы родителей.
Ученик читает стихотворение О. Бундер “Если в доме каждый рад”.
Папа в зеркало глядит;
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад и мама рада, ну а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит в доме мир да лад!
- На выставке рисунков, которые готовили дети к этому собранию, мы видим мир да лад в семье, счастье, любовь. А чтобы в семье были мир да лад, должно быть понимание между взрослыми и детьми. Какое же это “понимание”?
На ваше обсуждение предлагается 3 ситуации, которые вы должны разрешить в ходе деловой игры.
Деловая игра. Проводит психолог школы.
Ситуация 1.
Как в вашей семье принято встречать детей из школы?
Ответы родителей.
Выступление родителей по данной ситуации (из опыта).
Ситуация 2.
Как вы наказываете ребенка, если он совершил дурной поступок?
Ответы родителей.
Ситуация 3.
Бить или не бить? – Вот в чем вопрос. Парламент в Англии решил – бить! Для этого даже специальные ремни придумали. В Европе не модно даже в угол ставить. А в вашей семье?
Ответы родителей.
Выступление детского невропатолога по теме “Как отражается на здоровье ребенка стрессовая ситуация (битьё)”.
Петрушка. Здравствуйте, дорогие родители! А подраться со мной, не хотите ли?
Учитель. Как тебе Петрушка не стыдно безобразничать. Ты пришел в школу на родительское собрание, а ведешь себя некрасиво. Ведь дерутся невоспитанные люди. Ты то у нас не такой!
Петрушка. Ой, мамулечки – папулечки, я пошутил. Простите меня, пожалуйста. А какое у вас собрание?
Учитель. Сейчас, Петрушка, мы говорим о том, как наказывать непослушных детей и нужно ли их вообще наказывать.
Петрушка. А-а-а! Понятно. О воспитании говорите. А можно мне принять участие?
Учитель. Можно. А что ты нам можешь предложить?
Петрушка. Я познакомлю вас с семьей Сидоровых. Вот они. Папа – Иван Иванович, мама – Екатерина Петровна, а это их сынок – третьеклассник Степа.
Сценка.
Степа.
Что мне делать с папой, с мамой?
Папа как ребенок малый, мама тоже.
Тяжело. Трудно!
Где ответы им возьму,
Если слышу поминутно:
“Почему, да почему?”.
Мама. Почему ты не серьезный?
Папа. Почему пришел так поздно?
Мама. Почему подрался с Вовой?
Папа. Почему две двойки снова?
Мама. Почему не учишь русский?
Степа. Как им все растолковать? Ничегошеньки не знают. Эх! Да если б знал я сам…
Петрушка.
Степа, начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,
Папа пленных не берет!
Степа. Спасибо, Петрушка! До свидания!
Петрушка. Есть у меня от прабабушек далеких совет старинный, но полезный для современных мам и пап: детей наказывай стыдом, а не кнутом!
Учитель. А какие старинные советы знаете вы?
Дети и взрослые называют пословицы и поговорки о воспитании, о любви к детям, родителям.
Пословицы и поговорки.
1.В своем доме и углы помогают.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Дома и стены помогают.
5. Как не хорошо в гостях, а дома лучше.
6. На что и клад, когда в семье лад.
7. Своя семья – самые лучшие друзья.
8. Изба детьми весела.
9. Ребенок что воск: что хочешь, то и сольешь.
10. Сыночек, что сизый соколочек.
11. Корми сына до поры: вырастит – тебя накормит.
12. Если в доме каждый рад, значит в доме мир да лад.
13. Наш сокол мал, да удал.
14. Наш пострел везде поспел.
15. Человек не грибок, в день не вырастет.
16. Учить доброму, так худое на ум не пойдет.
17. Не ищи красоты, а ищи доброты.
18. Дети не в тягость, а в радость.
19. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
20. Детки маленьки – спать не дадут, детки велики – сам не уснешь.
21. Где любовь да совет, там и горя нет.
22. На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
23. Лучше матери друга не сыщешь.
24. Птица рада весне, а младенец матери.
25. Мать праведна – ограда камена.
26. Материнское зло, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.
27. Без матки пропадут и детки.
28. Без матушки родной цветы не цветно цветут.
29. Материнское сердце как летнее солнце.
30. Нет такого дружка, как родная матушка.
31. Материнская ласка конца не знает.
32. Почитай старых: сам будешь стар.
33. Молодое растет, старое старится.
34. Бабушке только дедушка не внук.
Учитель. А знаете ли вы, родители, своих детей, а дети родителей? Сейчас проверим.
Тестирование родителей проводит психолог школы, тестирование детей проводилось в ходе подготовки к собранию.
Вопрос 1. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
Вопрос 2. Ваш ребенок не убрал постель. Ваши действия?
Вопрос 3. Какие ласковые обращения приняты в вашей семье?
Родители проговаривают ответы вслух, ответы детей уже записаны.
Психолог обрабатывает тестирование.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями