Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.36 Кб (Скачать файл)

Правила пользования опросником АСВ

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами , что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

ОПРОСНИК АСВ  для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным – куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.
  6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.
  8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.
  9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми в общем-то утомительное депо.
  17. У моего сына есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж не мешал бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой сын (дочь).
  23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.
  33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
  34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
  43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.
  44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.
  46. На моего сына (дочь) нельзя положиться в серьезном деле.
  47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
  48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.
  49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я – мягкий человек.
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
  59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.
  62. Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.
  63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.
  72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему.
  76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).
  86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
  88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда он идет.
  89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
  90. Многие недостатки в поведении моего сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
  103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.
  104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.
  105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
  115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
  116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
  117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства его сверстников.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.
  121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.
  122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).
  125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.
  128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Бланк ответов

Бланк для ответов

ДЗ (*)

1

21

41

61

81

Г+

7

2

22

42

62

82

Г–

8

3

23

43

63

83

У+

8

4

24

44

64

84

У–

4

5

25

45

65

85

Т+

4

6

26

46

66

86

Т–

4

7

27

47

67

87

З+

4

8

28

48

68

88

З–

3

9

29

49

69

89

С+

4

10

30

50

70

90

С–

4

11

31

51

71

91

Н

5

12

32

52

72

92

РРЧ

6

13

33

53

73

93

ПДК

4

14

34

54

74

94

ВН

5

15

35

55

75

95

ФУ

6

16

36

56

76

96

НРЧ

7

17

37

57

77

97

ПНК

4

18

38

58

78

98

ВК

4

19

39

59

79

99

ПЖК

4

20

40

60

80

100

ПМК

4

101

107

113

119

125

Г+

 

102

108

114

120

126

Г–

 

103

109

115

121

127

У+

 

 

104

110

116

122

128

РРЧ

 

 

105

111

117

123

129

ФУ

 

 

106

112

118

124

130

НРЧ

 

 

Ф.И.О. __________________________________________________________________Фамилия и имя сына (дочери)__________________________________

Сколько ему (ей) лет____________________________________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)________________

* – эта часть бланка испытуемым  не показывается 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Социально – воспитательные дела

Собрание – деловая игра на тему: "Моя семья – моя радость"

 

Цели:

  • помочь родителям и детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
  • дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут;
  • формировать коммуникативные навыки.

Добрый вечер уважаемые родители, дети. Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на собрание. Собрание необычное. Сегодня вам будут предложены: деловая игра, тестирование, ролевая игра.

Ранее вам предлагались на прослушивание беседы на темы: “Общение детей и родителей”, “Взаимоотношения в семье” и другие, то есть теоретические моменты проблемы “Взаимоотношение в семье”. Сегодня эту проблему постараемся разрешить в конкретных ситуациях.

Обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь.… Под пальцами вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависит от того, насколько вы счастливы.

- Ребята, а что такое счастье?

Ответы учащихся.

- А что такое счастье на ваш взгляд, папы и мамы?

Ответы родителей.

- Ребята, когда вы чувствуете себя счастливыми?

Ответы детей.

- А вы, мамы и папы?

Ответы родителей.

Ученик читает стихотворение О. Бундер “Если в доме каждый рад”.

Папа в зеркало глядит;

Свитер как на нем сидит?

Мама ловит папин взгляд:

Папа рад или не рад?

Папа рад и мама рада, ну а мне того и надо:

Если в доме каждый рад,

Значит в доме мир да лад!

- На выставке рисунков, которые готовили дети к этому собранию, мы видим мир да лад в семье, счастье, любовь. А чтобы в семье были мир да лад, должно быть понимание между взрослыми и детьми. Какое же это “понимание”?

На ваше обсуждение предлагается 3 ситуации, которые вы должны разрешить в ходе деловой игры.

Деловая игра. Проводит психолог школы.

Ситуация 1.

Как в вашей семье принято встречать детей из школы?

Ответы родителей.

Выступление родителей по данной ситуации (из опыта).

Ситуация 2.

Как вы наказываете ребенка, если он совершил дурной поступок?

Ответы родителей.

Ситуация 3.

Бить или не бить? – Вот в чем вопрос. Парламент в Англии решил – бить! Для этого даже специальные ремни придумали. В Европе не модно даже в угол ставить. А в вашей семье?

Ответы родителей.

Выступление детского невропатолога по теме “Как отражается на здоровье ребенка стрессовая ситуация (битьё)”.

Петрушка. Здравствуйте, дорогие родители! А подраться со мной, не хотите ли?

Учитель. Как тебе Петрушка не стыдно безобразничать. Ты пришел в школу на родительское собрание, а ведешь себя некрасиво. Ведь дерутся невоспитанные люди. Ты то у нас не такой!

Петрушка. Ой, мамулечки – папулечки, я пошутил. Простите меня, пожалуйста. А какое у вас собрание?

Учитель. Сейчас, Петрушка, мы говорим о том, как наказывать непослушных детей и нужно ли их вообще наказывать.

Петрушка. А-а-а! Понятно. О воспитании говорите. А можно мне принять участие?

Учитель. Можно. А что ты нам можешь предложить?

Петрушка. Я познакомлю вас с семьей Сидоровых. Вот они. Папа – Иван Иванович, мама – Екатерина Петровна, а это их сынок – третьеклассник Степа.

Сценка.

Степа.

Что мне делать с папой, с мамой?

Папа как ребенок малый, мама тоже.

Тяжело. Трудно!

Где ответы им возьму,

Если слышу поминутно:

“Почему, да почему?”.

Мама. Почему ты не серьезный?

Папа. Почему пришел так поздно?

Мама. Почему подрался с Вовой?

Папа. Почему две двойки снова?

Мама. Почему не учишь русский?

Степа. Как им все растолковать? Ничегошеньки не знают. Эх! Да если б знал я сам…

Петрушка.

Степа, начиная драку с папой,

Затевая с мамой бой,

Постарайся сдаться маме,

Папа пленных не берет!

Степа. Спасибо, Петрушка! До свидания!

Петрушка. Есть у меня от прабабушек далеких совет старинный, но полезный для современных мам и пап: детей наказывай стыдом, а не кнутом!

Учитель. А какие старинные советы знаете вы?

Дети и взрослые называют пословицы и поговорки о воспитании, о любви к детям, родителям.

 Пословицы и поговорки.

1.В своем  доме и  углы помогают.

2. В гостях хорошо, а  дома лучше.

3. Вся семья вместе, так  и душа на месте.

4. Дома и стены помогают.

5. Как не хорошо в  гостях, а дома лучше.

6. На что и клад, когда  в семье лад.

7. Своя семья – самые  лучшие друзья.

8. Изба детьми весела.

9. Ребенок что воск: что  хочешь, то и сольешь.

10. Сыночек, что сизый соколочек.

11. Корми сына до поры: вырастит – тебя накормит.

12. Если в доме каждый  рад, значит в доме мир да  лад.

13. Наш сокол мал, да  удал.

14. Наш пострел везде  поспел.

15. Человек не грибок, в  день не вырастет.

16. Учить доброму, так худое на ум не пойдет.

17. Не ищи красоты, а  ищи доброты.

18. Дети не в тягость, а в радость.

19. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

20. Детки маленьки – спать не дадут, детки велики – сам не уснешь.

21. Где любовь да совет, там и горя нет.

22. На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

23. Лучше матери друга  не сыщешь.

24. Птица рада весне, а  младенец матери.

25. Мать праведна –  ограда камена.

26. Материнское зло, что  весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.

27. Без матки пропадут  и детки.

28. Без матушки родной  цветы не цветно цветут.

29. Материнское сердце  как летнее солнце.

30. Нет такого дружка, как  родная матушка.

31. Материнская ласка конца  не знает.

32. Почитай старых: сам будешь стар.

33. Молодое растет, старое  старится.

34. Бабушке только дедушка  не внук.

Учитель. А знаете ли вы, родители, своих детей, а дети родителей? Сейчас проверим.

Тестирование родителей проводит психолог школы, тестирование детей проводилось в ходе подготовки к собранию.

Вопрос 1. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?

Вопрос 2. Ваш ребенок не убрал постель. Ваши действия?

Вопрос 3. Какие ласковые обращения приняты в вашей семье?

Родители проговаривают ответы вслух, ответы детей уже записаны.

Психолог обрабатывает тестирование.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями