Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров членов семьи [35, с.146].
В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин. По данным Т. В. Ухановой, сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% – психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения [36, с.20].
Процесс психологической адаптации семьи происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи.
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений в социально – педагогической работе. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению девиаций.
Основная цель профилактики состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
– предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
– предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;
– сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала [25, с.78].
Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.
Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.
Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. Это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
Также можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:
Превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи. Во первых, необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи [9, с.165].
Во вторых, необходимо выделить в работе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).
В социально - педагогической работе с многодетными семьями необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социально – педагогической работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Необходимо помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.
Успешно применяемая в работе с многодетной семьей – социальное консультирование. Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др.
Основной целью консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций [16, с. 239].
При проведении консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. А.В. Терентьева и др. выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования [34, с.45]:
- доброжелательное и
- ориентация на нормы и ценности клиента;
- запрет давать советы клиенту;
- анонимность консультирования;
- включенность клиента в процесс консультирования;
- разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.
Важнейшим направлением консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.
Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями является также социально-правовое консультирование – в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей [27, с.213].
Отсутствие рыночного менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.
Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: «Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности» [41, с.31].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование в социально – педагогической работе с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий [25, с.111].
Одной из форм социально – педагогической работы с многодетными семьями является социальный патронаж.
Патронаж – это индивидуальная работа с семьей путем систематического отслеживания семейной ситуации и активизации внутренних ресурсов семьи для решения возникающих проблем [16, с.85].
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.
Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков)1 и т. д.
Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений [23, с.125].
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями