Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.36 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

- прямое вмешательство  в ситуацию;

- заключение социальной  службой договора о сотрудничестве  и его планирование; непосредственная  поддержка клиента патроната (патронат);

- контроль, оценка и завершение  работы с клиентом.

На всех этапах работа с многодетной семьей социальный педагог фиксируется на специальных учетных карточках .

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.

Таким образом, патронаж означает:

- на уровне клиента  – его начало с момента определения  и квалификации социальной службой  жизненной ситуации клиента как  тяжелой и даже опасной для  него самого и его ближайшего  окружения;

- на уровне содержания  патронажной работы – выдвижение  тех задач, которые выходят за  рамки содержания социальной  помощи в обычном, традиционном  смысле, а потому и не включены  в работу с периодически возникающими  у людей проблемами;

- на уровне методов  патронажа – использование не  только традиционных путей оказания  помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование  мотивации, развитие отношений, применение  воздействий, которые чаще всего  используются при проблемно-ориентированном  подходе к клиенту;

- на уровне организации  – это система патроната, т. е. особая форма организации среды  в отношениях с клиентом и  к самому клиенту, которая при  соблюдении принципов гуманизма  и учета интересов клиента  предполагает определенную долю  авторитарности и жесткости, отсутствующих  при реализации общих подходов  в социальной работе;

- на уровне границ социальной  работы – максимальное расширение  ее пространства, означающее необходимость  постоянного целенаправленного  привлечения к процессу оказания  социальной помощи и поддержки  целого ряда специалистов (по  горизонтали) и ведомств, организаций  и учреждений за пределами  социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности  работы – пролонгация процесса  оказания помощи и поддержки  и выход за рамки какого-то  одного вида и одной формы помощи (комплексный подход) [24, с.95].

Рассмотрев в данном параграфе основные направления социально – педагогической работы с многодетными семьями, в следующей главе мы представим методические основы социально – педагогической работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения.

 

ГЛАВА 2. методические основы СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

2.1 ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Стратегия социальной политики, социальной защиты и поддержки многодетных семей в Российской Федерации ориентированы на формирование здоровых отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Социально – педагогическая работа осуществляется с целью развития социальной инфраструктур семьи, стимулировании конструктивных семейных отношений, пропаганды положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в поддержку многодетной семьи.

Социально – педагогическую помощь многодетным семьям оказывают различные учреждения. К ним относятся: служба занятости, органы социальной защиты, здравоохранение, исполнительная городская власть, органы образования, общеобразовательные учреждения и др.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности.

Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах [21, c. 189].

Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогично семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Как указывают Т.С. Зубкова и н.В. Тимошина, на органы образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании) [15, с.71].

Общеобразовательное учреждение в системе социально – педагогической работы с многодетной семье занимает особое место, так как общеобразовательное учреждение обладает всеми возможностями для тесного сотрудничества с семьей. Работа с многодетной семьей группы риска является одним из основных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с семьей группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все семьи дети, которых обязаны посещать общеобразовательное учреждение. Даже если ребенок не обучается в общеобразовательном учреждении, оно имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне. Поэтому только общеобразовательное учреждение может обеспечить наиболее полное выявление детей и семей, оказавшихся в социально опасной ситуации [22, с.92].

Конечно, оптимальным вариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу – координирующий орган, в котором социальный педагог выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.

Большую роль в социально – педагогической работе с многодетными семьями играет семейная политика государства.

Нормативно – правовой базой работы с многодетной семьей является: Семейный кодекс, Жилищный кодекс и др., Федеральный Закон ‘’О государственной поддержке многодетной семьи‘’, Указ Президента РФ ‘’О мерах по социальной поддержке многодетных семей’’, региональные постановления и программы.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий многодетным семьям жилые помещения предоставляются в первую очередь (п. 8 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Эта подпрограмма входила в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Подпрограмма предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Многодетным семьям предоставляются определенные социальные гарантии и льготы, целью которых является помощь в разрешении материальных проблем:

  • скидка не ниже 30% при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатная выдача лекарств по рецептам врачей для детей до 6 лет;
  • прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных учреждений;
  • бесплатные завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных учреждений.

Также, многодетные семьи могут получать социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги в различных учреждениях социального обслуживания, которое осуществляется муниципальными органами по территориальности.

Итак, раскрыв значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями, в следующем параграфе рассмотрим основные цели, направления и методики работы с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения.

 

 

2.2 ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И  МЕТОДИКИ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ  СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

А.В. Мудрик признает, что первоочередная задача социально – педагогической работы с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию [23, с.34]. Это относится и к многодетным семьям.

В. Н. Гуров отмечает, что главной целью социально – педагогической работы с семьей является необходимость мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в третьих, определить пути выхода из кризиса [14, с.123].

По мнению М.А. Галагузовой, деятельность социального педагога с многодетной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую [32, с.76].

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семье, испытывающей различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование. Кроме того, эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводят лечение.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями