Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.36 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная отвержение (25% семей). В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

Для устранения некоторых недостатков в воспитании детей из многодетных семей группы риска проведены социально - воспитательное мероприятие «Моя семья – моя радость» и деловая игра «Поймем друг друга» [См. Приложение 3].

Социально – воспитательное дело «деловая игра на тему: Моя семья – моя радость», проводилось в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области, с детьми из семей группы риска и их родителями.

Цели данного дела: помочь родителям и детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут; формировать коммуникативные навыки.

Выбранная форма проведения мероприятия беседа, с элементами деловой игры, которая соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, а также направлено на активизацию воспитательного потенциала семей группы риска. Также использовались такие формы работы как: тестирование, ролевая игра, решение ситуаций.

Мероприятие разрабатывалось совместно с социальным педагогом, школьным психологом и заместителем директора по воспитательной работе.

Данное дело проводилось в соответствии с планом воспитательной работы с семьями группы риска.

Содержание воспитательного дела соответствует поставленным педагогическим задачам. Мероприятия получилось эмоционально – насыщенным.

На первом этапе мы провели беседу о том, что такое счастье, дети и родители высказывали свое мнение – родители  озвучили много интересного: счастье это когда все семья собирается вмести за ужином и обсуждает семейные вопросы, счастье – это когда понимаешь своего ребенка, радуешься каждому дню, в свою очередь ребята говорили о том, что счастье это когда все мои близкие здоровы и радостны, когда исполняются желания, когда люди ко мне хорошо относятся, когда меня любят те, кого люблю я.

В заключении беседы ученик прочитал стихотворение «Если в доме каждый рад» о том, что если счастливы и радостны его родители, то и он испытывает радость.

Следующий этап нашего мероприятия – выставка рисунков. Дети заранее подготовили рисунке о счастливой семье. Рисунки были яркие, красочные, в них дети показали какой бы они хотели видеть счастливую семью.

Далее с родителями обсуждали ситуации о понимании в семье, родители делились своим опытом.

На следующем этапе перед участниками мероприятия выступил детский невропатолог с темой “Как отражается на здоровье ребенка стрессовая ситуация”.

Далее была разыграна сценка о семье Сидоровых, где родители постоянно наказывают своего ребенка, применяя ремень, но это не правильно и сказочный герой дает совет родителям о том, что наказывать надо стыдом, а не кнутом! Родители и дети вспоминают пословицы и поговорки о воспитании, о любви к детям, родителям.

Следующий этап воспитательного дела – стихотворение о том, что в семье нет взаимопонимания, о том как сложно жить в такой семье ребенку.

После обсуждения данного стихотворения школьный психолог проводит беседу о “Взаимоотношениях и взаимопонимании детей и родителей”.

И в завершении раздаются памятки родителям и детям.

На наш взгляд, цели деловой игры «Моя семья – моя радость» были достигнуты и раскрытии перед ребятами и родителями.

Мероприятие «Моя семья – моя радость» способствовало улучшению микроклимата в семье, чувствовалось взаимопонимание и поддержка.

Другое социально – воспитательное дело « Поймем друг друга» проводилось с детьми «группы риска», состоящие на внутришкольном учете и их родителями.

Целью данного дела являлись повышение воспитательного воздействия семьи и воспитание отношения к семье как базовой ценности общества у всех участников воспитательного процесса.

Форма проведения мероприятия игра - беседа, с элементами ток – шоу.

Ток – шоу «Поймем друг друга» проходило в несколько этапов.

На первом этапе – мы провели с ребятами беседу о важности добрых взаимоотношений, которые должны присутствовать в каждой семье. Рассказали легенду о том, откуда произошла семье, где она берет своё начало.

Следующий этап  воспитательного дела – конкурсная программа. Первый конкурс – Знакомство с семьями, которые изъявили желание поделиться опытом общения между родителями и детьми.

Во втором конкурсе родители и дети обсуждали обязанности хороших родителей, для детей очень важно, когда родители их понимают.

Каждый конкурс был интересен и выполнялся совместно всеми членами семьи.

Следующий конкурс «Зимние забавы», где родители и дети совместно выполняли задания.

Конкурс «стихотворение » - предлагалось составить небольшое стихотворение о семье

Пока семьи составляли стихи, была проведена викторина со зрителями. И прослушали частушки о семейных делах, которые исполняли дети.

Следующее задание для супругов было таким: завязать бант на голове у девочке из зала. Парам связали соприкасающиеся руки, свободными руками, т. е. один левой, а другой правой они завязывали красивый бант. В данном конкурсе семейные пары проявили терпение и понимание друг друга, и показали как важна взаимопомощь.

Далее было подведение итогов, всем семьям были вручены подарки.

Завершающим этапом данного социально – воспитательного дела «Поймем друг друга» была минутка откровения. Было предложено посмотреть, друг другу в глаза, и сказать что – то хорошее, но не словами, а глазами.

Данное мероприятие было хорошо организованно и проходило в доброжелательной обстановке. Все семьи проявляли заинтересованность, и активно участвовали в конкурсах.

Можно сделать вывод о необходимости организации систематической социально – педагогической работе с многодетными семьями, группы риска, так как именно образовательное учреждение обладает возможностями для организации профилактической работы с детьми и родителями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многодетная семья – семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет.

Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и негативные изменения в обществе, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал.

К основным социально – педагогическим проблемам многодетных семей относятся: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

Основными направлениями социально – педагогической работы с многодетной семьей являются: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальна консультация и социальный патронаж.

Социально – педагогическую помощь многодетным семьям оказывают различные учреждения. К ним относятся: служба занятости, органы социальной защиты, здравоохранение, исполнительная городская власть, органы образования, общеобразовательные учреждения и др. Общеобразовательное учреждение обладает всеми возможностями для тесного сотрудничества с семьей. Работа с многодетной семьей группы риска является одним из основных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений.

Большую роль в социально – педагогической работе с многодетными семьями играет семейная политика государства. Нормативно – правовой базой работы с многодетной семьей является: Семейный кодекс, Жилищный кодекс и др., Федеральный Закон ‘’О государственной поддержке многодетной семьи‘’, Указ Президента РФ ‘’О мерах по социальной поддержке многодетных семей’’, региональные постановления и программы.

Социально – педагогическая работа с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Одним из сложных направлений работы социального педагога является социально-педагогическая работа c многодетной семьей группы риска.

Алгоритм социально – педагогической работы с многодетной семьей группы риска в условиях образовательного учреждения включает несколько этапов: выявление многодетных семей группы риска; знакомство с многодетной семьей группы риска, первичная диагностика; мотивация к взаимодействию; социально-педагогическая диагностика семьи; планирование работы по решению проблем многодетной семьи группы риска; осуществление плана работы; контроль и оценка работы.

В МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области нами было проведено диагностическое исследование родителей детей «группы риска» из многодетных семей.

Целью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» является определение различных нарушений процесса воспитания; выявление типа негармоничного паталогизирующего воспитания; установление некоторых психологических причин этих нарушений.

Для устранения некоторых недостатков в воспитании детей из многодетных семей группы риска проведены социально - воспитательное мероприятие «Моя семья – моя радость» и деловая игра «Поймем друг друга».

В ходе проведенной работы, можно сделать вывод о необходимости организации систематической социально – педагогической работы с многодетными семьями, группы риска, так как именно образовательное учреждение обладает возможностями для организации профилактической работы с детьми и родителями.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания / Сост.: В. В. Бараташвили и др. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004.
  2. Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).
  3. Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство // Научно-популярный журнал "Семья России". - 2006. - С.12.
  4. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодеиная семья в современной России // Семья в России. – 1994. - №2. - С. 102-117.
  5. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. - М.: «Академия», 2006.
  6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: «Академия», 2000. - 192 с.
  7. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. - М., 1998. - 234с.
  8. Бордовская П. В, Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Издательство Питер, 2000.
  9. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: «Академия», 2004.
  10. Василькова Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: «Академия», 2001.
  11. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2003.
  12. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. - М.:УВЦ "Инноватор", 1996.
  13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. – 1997. – №9. – С. 80-98.
  14. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / Валерий Николаевич Гуров. – М.: Педагогич. общ-во России, 2005.
  15. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: «Академия», 2004.
  16. Информационно – справочные материалы к государственным экзаменам по социальной педагогике / Авторы – составители: Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Кириленко Н.П., Логинов Д.А., Митрофанова Л.М., Петрова Л.Ю., Питина Т.Н. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010.
  17. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: «Академия», 1999. - 232 с.
  19. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи. - СПб, 2005.
  20. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Под ред. Л.М.Митиной. - М.: «Академия»,2005.
  21. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: «Академия», 2003.
  22. Методика и технология работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007.
  23. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под редакцией В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 1999.
  24. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001.
  25. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  26. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб. пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.
  27. Основы соцальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, Н.Н.Бессонова, Н.В. Клюева и др. / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: «Академия», 2007.
  28. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: «Академия», 1995.
  29. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
  30. Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: «Академия», 2002.
  31. Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. - М., 1996. С. - 25-28.
  32. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. Ред. М.А Галагузовой. - М.: Владос, 2000.
  33. Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 2. – с. 30-33.
  34. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №3. С. 43-49.
  35. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.И.Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Изд. центр "Академия", 2003.
  36. Уханова Т. О социальном воспитании детей // Социальное обеспечение. – 2004. - № 5. – С. 20-24.
  37. Фирсов М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под. ред. М. В. Фирсова. – М.: Владос, 2004.
  38. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003.
  39. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2002.
  40. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: «Академия», 2002.
  41. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. - №1. - С.31 - 50.
  42. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Терминологически словарь

 

  • Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности [Куликова Т.А.№18, с. 97].
  • Многодетная семья – семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. [2].
  • Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности [Василькова Ю. В. №9, с.265].
  • Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды [Фирсов, М.В. №37, с.129].
  • Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида [Третьяков П.И. №35, с.146].
  • Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [Давыдов В.В. №29, с. 319].
  • Семья – созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных [Василькова ю.В. и Василькова Т.А.№10, с. 271].
  • Социальная диагностика – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества [Шептенко П.А. №42, с. 172].

Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения [Кравченко А.И. №17, с. 239].

Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями