Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т± 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей
Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.
Отклонения личности самих родителей.
Акцентуации личности и психопатии
нередко предопределяют определенные
нарушения в воспитании. При неустойчивой
акцентуации родитель чаще склонен проводить
воспитание, характеризующееся гипопротекцией,
пониженным удовлетворением потребностей
ребенка, пониженным уровнем требований
к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная)
акцентуация родителей чаще других обусловливает
доминирование, жестокое обращение с ребенком.
Стиль доминирования может также обуславливаться
чертами тревожной мнительности. Демонстративно-
Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.
Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом-психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.
Излагая наиболее часто встречающиеся психологические проблемы, лежащие в основе негармонического воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями детей и подростков с невротическими расстройствами, нарушениями адаптации, личностными расстройствами (психопатиями) - соответственно 120, 60 и 80 семей.
Как и в предыдущем разделе,
одновременно с описанием этих личностных
проблем будут указываться шкалы АСВ,
предназначенные для их диагностики.
Расширение сферы родительских чувств
(шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение
воспитания - повышенная протекция (потворствующая
или доминирующая). Данный источник нарушения
воспитания возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения между родителями
в силу каких-либо причин оказываются
нарушенными: супруга нет - смерть, развод,
либо отношения с ним не удовлетворяют
родителя, играющего основную роль в воспитании
(несоответствие характеров, эмоциональная
холодность и др.). Нередко при этом мать,
реже отец, сами того четко не осознавая,
хотят, чтобы ребенок, а позже подросток
стал для них чем-то большим, нежели просто
ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил
хотя бы часть потребностей, которые в
обычной семье должны быть удовлетворены
в психологических отношениях супругов
- потребность во взаимной исключительной
привязанности, частично - эротические
потребности. Мать нередко отказывается
от вполне реальной возможности повторного
замужества. Появляется стремление отдать
ребенку (подростку) - чаще противоположного
пола - "все чувства", "всю любовь".
В детстве стимулируется эротическое
отношение к родителям - ревность, детская
влюбленность. Когда ребенок достигает
подросткового возраста, у родителя возникает
страх перед самостоятельностью подростка.
Появляется стремление удержать его с
помощью потворствующей или доминирующей
гиперпротекции.
Стремление к расширению сферы
родительских чувств за счет включения
эротических потребностей в отношениях
матери и ребенка, как правило, ею не осознается.
Эта психологическая установка проявляется
косвенно, в частности, в высказываниях,
что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном
противопоставлении идеализированных
ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим
ее отношениям с мужем. Иногда такие матери
осознают свою ревность к подругам сына,
хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных
придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств
(шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение
воспитания - потворствующая гиперпротекция.
В этом случае у родителей наблюдается
стремление игнорировать повзросление
детей, стимулировать у них сохранение
таких детских качеств, как непосредственность,
наивность, игривость. Для таких родителей
подросток все еще "маленький". Нередко
они открыто признают, что маленькие дети
вообще им нравятся больше, что с большими
не так интересно. Страх или нежелание
повзросления детей могут быть связаны
с особенностями биографии самого родителя
(он не имел младшего брата или сестру,
на которых в свое время переместилась
любовь родителей, в связи с чем свой старший
возраст воспринимался как несчастье).
Рассматривая подростка, как
"еще маленького", родители снижают
уровень требований к нему, создавая потворствующую
гиперпротекцию, тем самым стимулируя
развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя
(шкала ВН). Обусловливаемое нарушение
воспитания - потворствующая гиперпротекция,
либо просто пониженный уровень требований.
Воспитательную неуверенность родителя
можно было бы назвать "слабым местом"
личности родителя. В этом случае происходит
перераспределение власти в семье между
родителями и ребенком (подростком) в пользу
последнего. Родитель идет "на поводу"
у ребенка, уступает даже в тех вопросах,
в которых уступать, по его же мнению, никак
нельзя. Это происходит потому, что подросток
сумел найти к своему родителю подход,
нащупал его "слабое место" и добивается
для себя в этой ситуации "минимум требований
- максимум прав". Типичная комбинация
в такой семье - бойкий, уверенный в себе
подросток (ребенок), смело ставящий требования,
и нерешительный, винящий себя во всех
неудачах с ним, родитель. В одних случаях
"слабое место" обусловлено психастеническими
чертами личности родителя. В других -
определенную роль в формировании этой
особенности могли сыграть отношения
родителя с его собственными родителями.
В определенных условиях дети, воспитанные
требовательными, эгоцентричными родителями,
став взрослыми, видят в своих детях ту
же требовательность и эгоцентричность,
испытывают по отношению к ним то же чувство
"неоплатного должника", что испытывали
ранее по отношению к собственным родителям.
Характерная черта высказываний таких
родителей - признание ими массы ошибок,
совершенных в воспитании. Они боятся
упрямства, сопротивления своих детей
и находят довольно много поводов уступить
им.
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое
нарушение воспитания - потворствующая
или доминирующая гиперпротекция. "Слабое
место" - повышенная неуверенность,
боязнь ошибиться, преувеличенные представления
о "хрупкости" ребенка, его болезненности
и т.д.
Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность "реализовать себя" в детях, "продолжить себя".
Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако, это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.
Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.
Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность.
Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).
При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания гипопротекция и, особенно, эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания "повышенная моральная ответственность", либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.
Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем "устроить свою жизнь".
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего, отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить "истинную", т.е. плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.
Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных .спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гипепротекция, эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще:
Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должны стремиться к противоположным качествам - быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными в чувствах". Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец "без ума" от младшей сестры мальчика, т.к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания "эмоциональное отвержение". Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу "потворствующей гиперпротекции".
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями