Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
М. В. Шакурова к основным этапам социально – педагогической работы социального педагога с семьями указывает следующие:
- работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; сведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи) [40, с.174];
- определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;
- установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
- помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
- помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.);
- решение проблем женщины,
в том числе эмоционально-
- консультирование, педагогическая помощь;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- контроль использования
выделенных детям денег в
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов т.п.;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- периодическая проверка
предоставления различных
- стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т.п. [40, с.175].
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений работы социального педагога является социально-педагогическая работа c многодетной семьей группы риска. Дети в данных семьях, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Семья нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой они оказались, а с другой – на минимизацию социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения [22, с.89].
Рассмотрим алгоритм социально – педагогической работы с многодетной семьей группы риска в условиях образовательного учреждения, включающего несколько этапов:
Первый этап – выявление многодетных семей группы риска, осуществляется с помощью изучения личных дел учащихся. Также сведения могут поступать от классных руководителей, педагогов, соседей, других родителей об аморальном поведении родителей, злоупотреблении ими алкоголем, невыполнением родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка и т.д.
Второй этап – Знакомство с многодетной семьей группы риска. Проводится первичная диагностика – осуществляется сбора первичной информации о семье из различных источников (поликлиника, отделение полиции, соседи и др.). Фиксация и идентификации ситуации в семье. Постановка данной семьи на патронаж.
Третий этап – мотивация к взаимодействию. Заключение договора с многодетной семьей группы риска. Значение договора состоит в установлении круга взаимных обязательств и прав. В работе с мотивацией семьи на взаимодействие используется ведущий метод – убеждение.
Четвертый этап – Социально-педагогическая диагностика семьи, заключающаяся в определении социально – педагогических проблем семьи, их причин и поиск правильных средств для их разрешения.
Пятый этап – планирование работы. Специалистами вырабатывается совместно с членами семьи план действий по решению проблем многодетной семьи группы риска, определяются реальные сроки осуществления. Содержание социально – педагогической работы обусловлено имеющимися у нее проблемам и может включать:
Следующий этап – осуществление плана работы. Посредничество во взаимодействии со специалистами учреждений разных ведомств.
И завершающий этап – контроль и оценка работы. По окончании интенсивного периода работы на консилиум предоставляется информация о произошедших изменениях в многодетной семье группы риска, рассматривается вопрос о дальнейшем патронаже данной семьи [16, с.85].
Рассмотрев основные цели, направления и методики работы с многодетной семьей в следующем параграфе мы опишем опыт социально – педагогической деятельности с многодетной семьей в условиях школы.
2.3 ОПЫТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ МОУ «СОШ С. КИРОВО» КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Средняя общеобразовательная школа с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области является муниципальным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования.
Целями учебно-воспитательной деятельности школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей деятельности общечеловеческими ценностями. Общеобразовательное учреждение дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности. МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.
В соответствии с целями, перед коллективом школы поставлены следующие задачи: реализовать общеобразовательные программы и государственные стандарты на уровнях начального, основного и полного общего образования, а так же дополнительных образовательных программ; создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и физического развития учащегося, раскрытия его способностей.
Согласно анализу документации социального педагога из 17 многодетных семей только одна является благополучной, две семьи группы риска, в которой родители злоупотребляют алкоголем, одна семья, находящиеся в социально опасном положении, где родители злоупотребляют алкоголем и не занимаются воспитанием детей. Из 17 семей – 8 семей являются неполными и 9 полными семьями. Из 17 семей 16 имеют статус малообеспеченных.
Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя, только в одной семье работают оба родителя.
Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 3 семьи остались неполными после развода, 2 – после смерти супруга и 3 семьи состоят из детей и матери-одиночки. Из 8 неполных семей мать работает – 3 семьи, мать находится в декретном отпуске – 2 семьи, мать не работает и не состоит на учете в ЦЗН – 3 семьи.
Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая одинокая мать воспитывает 7 детей.
Таким образом, анализ социального статуса и состава семьи показал, что практически все семьи (95%) являются малообеспеченными, наиболее социально уязвимыми являются неполные многодетные семьи одиноких матерей.
Совместно с инспектором ПДН проводился рейд «Семья» с целью посещения многодетных семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении. Результаты рейда позволили выявить следующее: практически все семьи (85%) имеют плохие социально-бытовые условия (малый размер жилплощади, отсутствие индивидуального уголка для ребенка, дефицит одежды, игрушек, постельных принадлежностей, неудовлетворительное качество питания); 10% семей проживают в очень плохих социально-бытовых условиях (деревянные или частные дома без удобств, старая, ветхая мебель, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия, отсутствие зимней одежды, постельных принадлежностей, игрушек, книжек, низкое качество питания).
Примерно 70-75% семей имеют одного или двух родителей, злоупотребляющих алкоголем, - подобные семьи обладают низким воспитательным потенциалом, дети из этих семей склонны к бродяжничеству, имеют место случаи девиантного поведения, некоторые дети состоят на внутришкольном контроле, в ПДН.
Социально-педагогический патронаж, реализуемый в рамках рейдов «Семья» позволил определить основные направления оказания комплексной помощи многодетной семье и детям в создании благоприятных условий развития ребенка, защите его прав и интересов.
В работе с многодетными семьями использовался дифференцированный подход на основе результатов социальной диагностики. Многодетным семьям группы риска, испытывающим материальные трудности, в первую очередь оказывалась материально-бытовая помощь, услуги школьного психолога (тренинги, коррекционно-развивающие занятия, проведение родительских лекториев совместно с заместителем по воспитательной работе, классными руководителями), социально-педагогические услуги. Работа с многодетными семьями была направлена, прежде всего, на профилактику девиантных форм поведения детей, для этого очень важно привить детям умение разумно и с пользой для себя проводить свое свободное время, помочь ребенку приобрести позитивный опыт самоутверждения и общения со сверстниками. Основные составные компоненты этой работы – привлечение подростков к участию в культурно-массовых мероприятиях, проводимых школой, вовлечение в работу кружков и спортивных секций, организация экскурсий, занятий в краевом музее.
В рамках научно-исследовательской работы в период социально-педагогической практики на базе МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области нами было проведено диагностическое исследование родителей детей «группы риска» из многодетных семей.
Целью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» является определение различных нарушений процесса воспитания; выявление типа негармоничного паталогизирующего воспитания; установление некоторых психологических причин этих нарушений [См.Приложение 2].
В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:
В опрошенных семьях присутствуют самые различные типы воспитания:
Потворствующая гиперпротекция (15% семей) характеризуется тем что ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у ребенка;
Жестокое обращение (5%). Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей;
Гиперпротекция (10% семей). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Неустойчивый стиль воспитания (10%). Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Повышенная моральная ответственность (10%). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
Недостаточность требований – запретов к ребенку (15 %). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у ребенка и, особенно, неустойчивого типа.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями