Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Департамент образования и науки
Кемеровской области
ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выпускная квалификационная работа
Выполнила: студентка IV курса
группы 1-08
Балабанова Олеся Александровна
Научный руководитель:
преподаватель педагогики
Стефаненко Е.В.
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости
в психолого-педагогической
1.2 Особенности формирования
вежливости в старшем
1.3 Возможности сюжетно-ролевой
игры в формировании
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости
в старшем дошкольном возрасте
посредством сюжетно-ролевой
2.3 Динамика уровней
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным направлением
в дошкольном образовании является
нравственное развитие личности ребенка,
воспитание ценностных мотивов, самостоятельности,
любознательности, приобщение детей
к общечеловеческим ценностям. Ребенок
учится осуществлять моральный выбор
посредством освоения этических
эталонов, направленности и соподчинения
мотивов, их устойчивости. Если у личности
не воспитаны нравственные нормы
поведения и взаимоотношений, то
воспитание нравственности будет носить
характер усвоения знания, запоминания,
а не понимания и принятия этих
норм. Обществу нужна личность, обладающая
позитивными нравственными
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью.
Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости.
Вопросы овладения категориями
вежливости у детей старшего дошкольного
возраста нашла разработку в трудах
отечественных педагогов и
Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, З.М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.
Однако необходимо отметить,
что анализ теоретических исследований,
программно-методических материалов позволили
установить, что в дошкольном образовательном
учреждении недостаточно используются
возможности сюжетно-ролевой
С учетом существующего недостатка можно выделить следующее
противоречие между задачей формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры, обеспечивающих успешность её решения.
В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос - каковы возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте»
Учитывая тему и ее актуальность,
в качестве цели дипломной работы
выступает изучение, теоретическое
обоснование и
Объектом данного исследования является формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования выступает сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста, если:
1. будет проведена
2. дети будут не только
знать, но и понимать
3. формирование вежливости
дошкольников будет
В соответствии с целью исследования, определения его объекта, предмета, проблемы, а также гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический
анализ психологической и
2. Выявить уровни
3. Экспериментально проверить
возможности сюжетно-ролевой
Для решения указанной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-
эксперимент;
изучение и анализ педагогической документации;
беседа, опрос, анкетирование.
Теоретическая значимость работы
заключается в том, что выявлены
сущностные характеристики понятия
«вежливость», особенности формирования
вежливости в старшем дошкольном
возрасте, а также возможности
использования сюжетно-ролевой
Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе ДОУ и родителей при решении проблем вежливого общения в старшем дошкольном возрасте.
Глава I. Теоретические
основы формирования
1.1 Понятие вежливости
в психолого-педагогической
В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения.
Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.
Понятие вежливости, возникшее
на основе синтеза религиозных и
светских норм, видоизменялось под
воздействием социальных и исторических
факторов. Нормы вежливости формировались
в процессе взаимного общения
людей и приобрели форму
В восточных и античных представлениях вежливость, как и другие нормы морали, происходила из природы самого человека, его естественных потребностей. Человек являясь частью, продолжением вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, должен избегать дурных поступков и воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным.
Теснейшим образом с нормами межличностного общения связана христианская этика, дающая иное основание категориям морали.
Необходимость принятых христианством моральных норм обосновывается через понятие греха, воздаяния за грех. В христианской этике каждый человек -- «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души. Отсюда вытекает требование уважения и жертвенной любви к «иному», к ближнему. Христианство выдвигает и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.
Таким образом, необходимо отметить,
что если в дохристианской (восточной
и античной) этике жизнедеятельность
человека подчинялась внешним
Содержание понятия «
Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку. [6, с.10]
По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью двора и аристократии, формы вежливости становятся менее сложными, начинают выступать как часть общечеловеческой культуры. Различные социальные слои вырабатывают свои правила общения. Вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это послужило толчком к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [27, с.15]
С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.
Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения. [16, с.45]