Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Познавательный интерес - это не всякий интерес к предмету, это интерес, связанный с ядром познавательной деятельности. Динамичность, покупательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного, познавательного интереса. Вот почему и познавательный интерес носит интеллектуальный характер.

Интерес - это сосредоточенность  на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе  ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упуская из поля зрения. Хорошо выражает • особенность познавательного интереса термин « поисковый » характер. Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. В самом деле, характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек всё время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения[13].

Главным мотивом познавательной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средства, обеспечивающие успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. 

Определить интенсивность  познавательного интереса не так  просто, как кажется на первый взгляд. Учитель не всегда имеет возможность  проникнуть в « домашнюю лабораторию » своих младших воспитанников, а кажущаяся пассивность на уроке и во внеурочной деятельности может быть следствием некоторых личностных качеств:  скромности,  застенчивости. 

 Развитие склонности  к познавательной деятельности  обусловлено степенью сформированности  познавательного интереса.

Познавательный интерес  лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.

Понятие «познавательный  интерес» и его структура

Интерес, как сложное и  очень значимое для человека  образование,  имеет

множество   трактовок   в    своих    психологических    определениях,    он

рассматривается как: избирательная  направленность внимания человек[14]; проявление его умственной и эмоциональной активности[15]; активатор разнообразных чувств;активное  эмоционально-познавательное  отношение человека  к миру[16]; специфическое отношение личности  к  объекту,  вызванноесознанием, мышлениемегожизненногозначения и эмоциональной привлекательностью.

    Важнейшая область  общего феномена интереса  —   познавательный  интерес. Его  предметом  является  самое   значительное  свойство  человека:  познавать окружающий мир не  только с целью биологической  и социальной  ориентировки  в  действительности, но в самом  существенном отношении  человека  к  миру  —  в стремлении  проникать в его  многообразие,  отражать  в сознании и памяти  сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

    В  то  же   время   познавательный   интерес,   будучи   включённым   в

познавательную деятельность,  теснейшим  образом  сопряжённых  с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки,  познавательной  деятельности,  участию в них,  общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира  и отношения   к   нему,   научным   истинам   —   формируется   миропонимание, мировоззрение,  мироощущение,  активному,  пристрастному характеру,которыхспособствует познавательный интерес.

    Более  того,  познавательный  интерес,  активизируя   все   психические

процессы человека, на высоком  уровне своего развития  побуждает  личность  к постоянному поиску преобразования действительности посредством  деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде  актуальных  и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых  способов, привнесения  в них творческого начала)[17].

    Особенностью  познавательного   интереса   является   его   способность

обогащать и активизировать процесс не  только  познавательной,  но  и  любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется  в  каждой  их них. В труде человек, используя предметы, материалы,  инструменты,  способы, нуждается  в познании их  свойств,  в  изучении  научных  основ  современного производства,  в   осмыслении   рационализаторских   процессов,   в   знании технологии того или иного производства.

Любой вид человеческой  деятельности содержит  в  себе  познавательное  начало,  поисковые  творческие  процессы, способствующие преобразованию действительности.

Любую деятельность  человек,одухотворённый познавательным интересом, совершает  с  большим  пристрастием, более  эффективно.

Познавательный  интерес  —  важнейшее  образование  личности,   которое

складывается  в   процессе   жизнедеятельности   человека,   формируется   в

социальных  условиях  его  существования  и  никоим  образом   не   является

имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного  интереса в жизни конкретных  личностей  трудно переоценить. Интерес  выступает как самый  энергичный  активатор,  стимулятор деятельности,  реальных   предметных,   учебных,   творческих   действий   и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес  имеет  школьные  годы,  когда учение становится фундаментальной  основой жизни, когда к  системообразующему познанию ребёнка,  подростка,  юноши  привлечены  специальные  учреждения  и педагогически подготовленные кадры[18].

Познавательный интерес  —  интегральное  образование  личности.  Он  как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру,  которую  составляют  как отдельные  психические, психологические    процессы    (интеллектуальные,    эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные  связи человека  с миром, выраженные в отношениях.

В  единстве  объективного  и  субъективного  в   интересе   проявляетсядиалектика   формирования,   развития   и   углубления   интереса.   Интересформируется и  развивается в деятельности, и  влияние  на  него  оказывают  не отдельные  компоненты  деятельности,  а   вся   её   объективно-субъективная сущность (характер,  процесс,  результат).

 Интерес  —  это   «сплав»  многих психических   процессов,  образующих  особый   тонус   деятельности,   особые  состояния личности (радость от  процесса  учения,  стремление  углубляться  в познание интересующего  предмета, в познавательную деятельность,  переживание неудач и волевые  устремления к их преодолению)[16].

Познавательный интерес  выражен в своём развитии различными состояниями. Условно  различают  последовательные  стадии  его   развития:   любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический  интерес. И хотя  эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные  их  признаки  являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная  стадия  избирательного  отношения,  которая обусловлена внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими   внимание   человека.   Для   человека    эта    элементарная ориентировка, связанная с новизной  ситуации,  может и не  иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь  ориентировкой, связанной с занимательностью  того  или иного предмета,  той или   иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления  к познанию. И тем не  менее занимательность как фактор  выявления   познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность —  ценное  состояние  личности.  Она  характеризуется  стремлением человека  проникнуть  за  пределы  увиденного.  На  этой  стадии интереса  обнаруживаются  достаточно  сильные  выражения  эмоций  удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В  возникновении  загадок и их расшифровке  и  заключается  сущность  любознательности,  как  активного видения мира, которое  развивается не только на уроках, но и в  труде,  когда человек  отрешён  от  простого  исполнительства  и  пассивного  запоминания.

Любознательность, становясь  устойчивой чертой характера, имеет  значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к  миру,  они всегда находятся в  поиске[19].

Познавательный интерес  на пути своего развития  обычно  характеризуетсяпознавательной  активностью,  явной  избирательной  направленностью  учебных предметов,   ценной   мотивацией,   в   которой   главное   место   занимают познавательные  мотивы.  Познавательный  интерес  содействует  проникновению личности в  существенные  связи,  отношения,  закономерности  познания.  Эта  стадия характеризуется поступательным движением познавательной  деятельности школьника, поиском интересующей  его  информации.  Любознательный  школьник посвящает свободное время  предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как  со  стремлением  к  познанию  сложных

теоретических вопросов и  проблем конкретной науки, так  и  с использованием их как инструмента  познания. Эта ступень активного  воздействия  человека  на мир, на его переустройство, что  непосредственно  связано  с  мировоззрением человека, с его  убеждениями  в  силе  и  возможностях  науки.  Эта  ступень характеризует не только познавательное начало в  структуре  личности,  но  и человека как  деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе  все  указанные  ступени  познавательного  интереса

представляют собой сложнейшие  сочетания  и  взаимосвязи.  В  познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной  области,  и сосуществование в  едином  акте  познания,  когда  любопытство  переходит  в любознательность. Школьник углубляется  в  сущность  предмета,  он  поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но  бывает,  что  состояние  заинтересованности, которое обнаружит  ученик на уроке  под  влиянием  разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к  учителю,  удачныйответ, поднявший его престиж в коллективе),  может  пройти,  не  повлияв  наразвитие личности.

Однако в условиях высокого  уровня  обучения,  целенаправленной  работы учителя  по  формированию  познавательных   интересов   учащихся   временное состояние  заинтересованности  может  быть  использовано  в  целях  развития пытливости, стремления руководствоваться  научным подходом в  учении  (искать и находить доказательства, проверять  практически  действия  законов,  читать дополнительную литературу и  т.д.)[20].

В условиях обучения и образования  познавательный  интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть,  и ряда учебных предметов.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы  младших  школьников характеризуются  сильно  выраженным  эмоциональным  отношением  к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес  к впечатляющим  фактам,  к  описанию  явлений  природы,  событий  общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом  рождают  интерес  кязыковым формам. Всё это  позволяет  говорить  о  широте  интересов  младших школьников, в  значительной  мере  зависимых  от  обстоятельств  учения,  от учителя. В то же время практические  действия  с  растениями,  животными  во внеурочное  время  в  ещё  большей  мере  расширяют  интересы,   развивающие кругозор,  побуждают  всматриваться  в  причины  явлений  окружающего  мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения[21].

    В учебно-познавательной  деятельности  интересы  младшего  школьника  не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных  знаний  и  опыт  их приобретения  невелики.  Поэтому   попытки   учителя   сформировать   приёмы  обобщения, а также поиск учащимися  обобщённых способов решения   поставленных задач нередко бывают  безуспешными, что  сказывается   на  характере  интереса младших  школьников, который чаще  обращён   не  столько  к  процессу  учения, сколько к его практическим  результатам (сделал, решил,  сумел).  Вот  почему приближение цели  деятельности  к  его  результату  составляет  для  младшего школьника   важную  основу,  укрепляющую   интерес.  Частые  же   переключенияинтереса  могут неблагоприятно влиять  не  только  на  укрепление  интереса  к учению, но и на  процесс формирования личности  ученика. Лишь с  приобретением  опыта познавательной деятельности, умело направляемой  учителем,  происходит постепенное  овладение   обобщёнными  способами,  позволяющими  решать  более сложные задачи  учения, обогащающие интерес учащихся[19].

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики