Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
5) уровень осознания мотива.
Далеко не всегда школьники
умеют осознавать свои мотивы,
эта способность может и не
возникнуть на уровне средней
школы. Но иногда школьники,
особенно подросткового
6) степень распространения
мотива на разные типы
7)аморфная, неясная локализация,
выражающаяся в утверждении,
8)широкая локализация,
когда школьники с
9)наличие локализованных
стержневых интересов, когда
«Узловой вопрос, — писал С. Л. Рубинштейн,— это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность». Если есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические характеристики мотивов[15].
1. Первой и важнейшей
особенностью является
Приведем описанные в литературе уровни устойчивости.
Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и не оставляет особого следа в структуре личности.
Интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом предметов, заданий.
Интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
2. Другой особенностью
формы проявления мотивов
Формы выражения мотивов учения должны находиться в ноле зрения учителя; по ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например, за отрицательной модальностью — мотивами из-бегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива, и т. д.
3. Другие формы проявления
мотивов выражаются также в
силе мотива, его выраженности, быстроте
возникновения и т. д. Они
обнаруживаются в том,
Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных преставлений. Педагогу важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ребенку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом. Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека[45].
Познавательный интерес, его место в системе мотивации.
Психологическое изучение мотивации
и ее формирование - это две стороны
одного и того же процесса воспитания
мотивационной сферы целостной
личности ученика. Изучение мотивации
- это выявление ее реального уровня
и возможных перспектив, зоны ее
ближайшего развития у каждого ученика
и класса в целом. Результаты изучения
становятся основой для планирования
процесса формирования. Вместе с тем
в процессе формирования мотивации
вскрываются новые ее резервы, поэтому
подлинное изучение и диагностика
осуществляются в ходе формирования.
Само по себе формирование является целенаправленным,
если учитель сравнивает полученные
результаты с тем исходным уровнем,
который предшествовал
Организуя изучение и формирование мотивации,
важно не допускать упрощенного их понимания.
Изучение не следует рассматривать как
только регистрацию учителем того, что
лежит на поверхности и бросается в глаза
("хочет" или "не хочет" школьник
учиться), а следует строить как проникновение
учителя в глубинные закономерности становления
ученика как личности и как субъекта деятельности.
Формирование также неверно понимать
как "перекладывание" учителем в
голову ученика готовых, извне задаваемых
мотивов и целей учения. На самом деле
формирование мотивов учения - это создание
в школе условий для появления внутренних
Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению;
осознания их учеником и дальнейшего саморазвития
им своей мотивационной сферы. Учитель
при этом не занимает позицию хладнокровного
наблюдателя за тем, как стихийно развивается
и складывается мотивационная сфера учащихся,
а стимулирует ее развитие системой
психологически продуманных приемов[46].
Изучать и формировать
мотивацию ученика учитель
Объективность изучения и формирования
мотивации учащихся достигается тем, что
при этом учителю надо исходить не из оценок
и субъективных мнений, а из фактов. Факты
же надо уметь получать с помощью специальных
психологических методов и методических
приемов[47].
Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.
Другой важной стороной изучения
и формирования мотивации учащихся
является обеспечение гуманных отношений
между учителем и. учеником. При этом
главной задачей изучения в школе
является не отбор детей, а контроль
за ходом их психического развития
с целью коррекция
Очень важно изучать и
формировать мотивацию не только
у неуспевающих и трудновоспитуемых
учащихся, но и у каждого, даже внешне
благополучного ребенка. При изучении
мотивации у каждого школьника
надо выявить состояние его
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Многочисленные теории мотивации
стали появляться ещё в работах
древних философов. В настоящее
время таких теорий насчитывается
уже не один десяток. Чтобы их понять,
важно знать предпосылки и
историю их возникновения.
Истоки современных теорий мотивации
следует искать там, где впервые зародились
сами психологические знания. Взгляды
на сущность и происхождение мотивации
человека на протяжении всего времени
исследования этой проблемы неоднократно
менялись, но неизменно располагались
между двумя философскими течениями рационализмом
и иррационализмом. Согласно рационалистической
позиции, а она особенно отчетливо выступала
в работах древних философов и теологов
вплоть до середины XIX в., человек представляет
собой уникальное существо особого рода,
не имеющее ничего общего с животными.
Считалось, что он, и только он, наделен
разумом, мышлением и сознанием, обладает
волей и свободой выбора действий. Мотивационный
источник человеческого поведения усматривается
исключительно в разуме, сознании и воле
человеках[48].
Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.
Первыми собственно мотивационными,
психологическими теориями, вобравшими
в себя рационалистические и иррационалистические
идеи, следует считать возникшие
в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую
на рационалистической основе поведение
человека, и теорию автомата, объясняющую
на иррационалистической основе поведение
животного. Первая появилась в экономике
и была связана с внедрением математических
знаний в объяснение поведения человека,
связанного с экономическим выбором.
Затем была перенесена на понимание
человеческих поступков и в других
сферах.
Развитие теории автомата, стимулированное
успехами механики в XVII-XVIII вв., далее соединилось
с идеей рефлекса как механического, автоматического,
врожденного ответа живого организма
на внешние воздействия. Раздельное, независимое
существование двух мотивационных теорий
одной - для человека, другой - для животных,
поддержанное теологией и разделением
философий на два противоборствующих
лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось
вплоть до конца XIX в.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась
рядом выдающихся открытий в разных
науках, в том числе в биологии
- появлением эволюционной теории Ч. Дарвина
Она оказала значительное влияние
не только на природоведение, но и на
медицину, психологию и другие гуманитарные
науки. Своим учением Ч. Дарвин как
бы перекинул мостик над пропастью,
многие столетия разделявшей человека
и животных на два несовместимых
в анатомо-физиологическом и
Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека [50].
Если раньше понятие потребности,
ассоциированное с нуждами