Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
Школа не в
состоянии вооружить молодого
человека всеми достижениями
современной науки. Масштаб их
грандиозен, а темпы развития
научных знаний — велики. Поэтому
главная социальная задача
Опираясь на
огромный опыт прошлого, на
специальные исследования ипрактику
современного опыта, можно
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе[22], также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление иуглубление познавательного интереса на основе того, что обучениесистематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
В реальном
процессе обучения учителю
При всём разнообразии
предметных умений выделяются
общие, которыми учение может
руководствоваться вне
Операционная
сторона не в меньшей мере,
чем содержательная, сопряжена с
мотивационной. Именно из неё,
из активных действий, из
оперированиязнаниями
Познавательный
интерес ученика не может
Эмоциональная
атмосфера обучения, положительный
эмоциональный тонус учебного
процесса — третье важное
Благополучная
эмоциональная атмосфера
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время
переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, окоторых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей[24]. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы
познавательнойдеятельности учащихся
— важнейшее условие
формирования познавательного интереса
и развития личности ученика
в учебном процессе. Это
условие связывает весь
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя сучащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности.
Общение учащихся
друг с другом и с учителем
создаёт многообразную гамму
отношений, опосредованное
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника.
“Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное”.В.П. Вахтеров[25].
Мы убеждены, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Мы согласны с призывом Я. А. Каменского: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”[26].
В первые годы обучения в
школе очень заметно
Для воспитания учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные
карточки, раздаточный материал, занимательные
упражнения давно стали моими
помощниками в работе. Они вызывают
чувство удивления, новизны, необычности,
неожиданности, развивают сообразительность,
инициативу, создают атмосферу
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, учитываю и психологические особенности младших школьников.
Задания и материалы доступны по изложению, красочно оформлены, имеют элементы занимательности исостязательности, содержат сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Мы работаем с младшими школьниками и точно знаем, что игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания[27].
Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмам процесса познания[28].
Через решение творческих
задач разной степени трудности,
многовариантных заданий
Так мы развиваем умения самоанализа, рефлексии, самоорганизации, самопроектирования.
Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность.
Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие нашей работы. Смысл диагностирования вижим в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи воспитания и развития.
Считанные секунды нужны нам, для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово. А сколько прибавят они и уроку, и ребёнку!
Искренней любовью к ребёнку мы завоёвываем его доверие, а значит, право воспитывать его и учить.
Одним из наиболее эффективных способов развития познавательных интересов, на мой взгляд, является технология коллективного способа обучения (КСО), которую мы внедряем.
Введение коллективных учебных занятий – это качественное изменение всего учебного процесса. Это принципиально новый этап в его развитии.
Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективной работы. Коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Напротив, помогает сформировать в каждом индивидуальность яркую и неповторимую.
Обучение других и усвоение изучаемого материала представляют собой единство, которое по природе присуще одному и тому же человеку.
КСО позволяет осваивать учебный материал с учётом способностей и задатков ученика в режиме индивидуального темпа:
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.
Личностный аспект является главным и в нашей воспитательной деятельности. Организовать её нам помогают программы. В рамках этих программ проводим фестивали, викторины, конкурсы, военно-спортивную игру “Зарничка”, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, разучиваем фольклорные игры. Всё это помогает воспитывать в детях чувство любви к малой и большой Родине. Ребята живут по законам добра и справедливости[30].
Стараемся учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.
Воспитываю в каждом ребёнке гордость: “Я есть в мире, я – ценность!” У меня в классе рядом с плакатами с математическими формулами, правилами орфографии висит плакат: “Ребята, вы талантливы!”
Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом[31].