Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

    Школа не в  состоянии вооружить  молодого  человека  всеми  достижениями  современной науки. Масштаб их  грандиозен, а темпы развития  научных знаний  — велики. Поэтому  главная социальная задача современного  обучения  не  только дать широкое  образование, но и расположить  личность  подрастающего  человека  к   самостоятельному   приобретению   знаний,   к   постоянному   стремлению углубляться в область  познания, формировать  стойкие   познавательные  мотивыучения, основным  из которых является познавательный  интерес.

    Опираясь на  огромный  опыт  прошлого,  на  специальные  исследования  ипрактику  современного опыта, можно говорить  об условиях, соблюдение  которых  способствует формированию, развитию  и  укреплению  познавательного   интереса учащихся, в том числе  и младших школьников:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность  учащихся.  Главной почвой для  развития познавательных сил и возможностей учащихся,  как  и  для развития  подлинно  познавательного  интереса,  являются  ситуации   решения  познавательных  задач,  ситуации  активного  поиска,  догадок,  размышления, ситуации  мыслительного  напряжения,  ситуации  противоречивости   суждений, столкновений различных позиций, в  которых  необходимо  разобраться  самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Второе  условие,  обеспечивающее  формирование  познавательных  интересов  и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на  оптимальном уровне развития учащихся.

    Исследования, проверяющие  эффект  дедуктивного  пути  в   познавательном процессе[22],  также показали,  что индуктивный путь, который считался  классическим,  не  может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений,  отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы,  — это путь,  который в освещении множества запросов и разделов науки способствует  более высокому уровню обучения и усвоения,  так как опирается на  максимальный  уровень развития  школьника.  Именно  это условие и обеспечивает   укрепление   иуглубление познавательного интереса   на   основе   того,   что   обучениесистематически  и оптимально  совершенствует  деятельность   познания,   её способов, её умений.

    В реальном  процессе обучения учителю приходится  иметь дело с тем, чтобы постоянно  обучать учащихся множеству умений  и навыков.

    При всём разнообразии  предметных  умений  выделяются  общие,  которыми учение может   руководствоваться  вне  зависимости   от  содержания  обучения, такие,  например, как умение читать книгу  (работать с книгой),  анализировать  и   обобщать,   умение   систематизировать   учебный   материал,    выделять единственное, основное, логически строить ответ,  приводить доказательства  и т.д.  Эти  обобщённые  умения основаны  на комплексе эмоциональных   регулярных процессов. Они и  составляют те способы познавательной  деятельности,  которые позволяют  легко, мобильно, в различных условиях  пользоваться знаниями  и  за  счёт прежних приобретать новые.

    Операционная  сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с  мотивационной.  Именно  из  неё,  из  активных  действий,  из   оперированиязнаниями поступают  импульсы, укрепляющие познавательный  интерес.  Ловкость, догадка, смышленость,  умелость раскрывается  в  этом  оперировании  со  всей полнотой, и, чем полнее  они  раскрываются,  тем  в  большей  мере  получает школьник эмоциональное  удовлетворение от своей деятельности.

    Познавательный  интерес ученика не может развиваться   и  крепнуть,  еслиоперационная  сторона учения остаётся постоянной.  В  ней  обязательно  нужно  поступательное  движение.  Только  тогда  ученик,  оценивая  свои  возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому,  по-новому,  лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной  обстановке. В этом постоянном  усложнении учебного труда,  в   овладении  всё  более   сложными  и более  совершенными  умениями,  позволяющими  решать  более  трудные  задачи познания,  состоит  суть  развивающего  обучения,   неуклонно   укрепляющего  познавательные силы, интерес и  стремления школьника[23].

    Эмоциональная  атмосфера обучения, положительный  эмоциональный  тонус учебного  процесса — третье важное условие.

    Благополучная  эмоциональная атмосфера обучения  и  учения  сопряжена  с  двумя главными источниками развития  школьника: с деятельностью   и  общением, которые рождают  многозначные отношения и создают   тонус  личного  настроения  ученика.

    Оба  эти   источника  не  изолированы   друг  от  друга,  они  всё   время

переплетаются в учебном  процессе, и вместе с  тем  стимулы,  поступающие  от них, различны, и  различно  влияние  их  на  познавательную  деятельность  и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

    Благополучная  атмосфера  учения  приносит  ученику  те  переживания,  окоторых  в своё  Д.И.  Писарев  говорил,  что  каждому  человеку  свойственно  желание быть умнее,  лучше   и  догадливей[24].  Именно  это стремление  ученика подняться над тем,  что уже достигнуто,  утверждает  чувство собственного достоинства,   приносит   ему   при   успешной   деятельности    глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается  скорее,  быстрее и продуктивней.

    Создание   благоприятной   эмоциональной    атмосферы    познавательнойдеятельности  учащихся  —  важнейшее  условие   формирования  познавательного интереса  и  развития  личности  ученика   в  учебном  процессе.  Это   условие связывает весь комплекс  функций  обучения  —  образовательной,  развивающей, воспитывающей и   оказывает  непосредственное  и  опосредованное  влияние   на интерес.  Из  него  вытекает  и  четвёртое  важное  условие,  обеспечивающееблаготворное влияние  на интерес  и  на  личность  в  целом  —  благоприятное  общение в учебном процессе.

Обучение  представляет  собой  сложный  процесс  общения  учителя  сучащимися, учеников между  собой. Влияние общения трудно измерить,  но  можно видеть в реальной действительности.

    Общение учащихся  друг с другом и с учителем  создаёт многообразную гамму  отношений, опосредованное влияние  которых очень велико.

    Стремление к  общению с товарищами, с учителем  само по себе  может  быть  сильным  мотивом  учения  и  в  то  же   время   способствовать   укреплению познавательного  интереса.

    Именно благодаря  отношениям, которые складываются  в учебном процессе  и в   общении,  и  может   быть   создана   благоприятная   атмосфера   учения, формирования познавательных  интересов и личности ученика.

Познавательный интерес  как средство развития личности младшего школьника.

“Чем развитее, разнообразнее  по своим талантам, самобытнее и  сильнее личности, тем выше и общество из них составленное”.В.П. Вахтеров[25].

  Мы убеждены, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Мы согласны с призывом Я. А. Каменского: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”[26].

В первые годы обучения в  школе очень заметно развиваются познавательные интересы. Считаем необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для воспитания учебных интересов  соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю  интерес к учению на каждом этапе  урока, употребляя для этого различные  методы, формы и виды работы.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные  упражнения давно стали моими  помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости[26].

Ученик работает на уроке  с интересом, если он выполняет посильное  для него задание. Помогаю каждому  ученику самоутвердиться, искать и  находить собственные пути получения  ответа.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, учитываю и психологические особенности  младших школьников.

Задания и материалы доступны по изложению, красочно оформлены, имеют элементы занимательности исостязательности, содержат сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Мы работаем с младшими школьниками и точно знаем, что игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания[27].

Правильно организованная самостоятельная  работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмам процесса познания[28].

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю  всем детям развитие логического  мышления. Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно  предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание  узнать, почему одни способы решения  задач оказываются рациональными, а другие – нет.

Так мы развиваем умения самоанализа, рефлексии, самоорганизации, самопроектирования.

Чем самостоятельнее в  своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени  – зрелая личность.

Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие нашей работы. Смысл диагностирования вижим в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи воспитания и развития.

Считанные секунды нужны  нам, для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово. А сколько прибавят они и уроку, и ребёнку!

Искренней любовью к ребёнку  мы завоёвываем его доверие, а значит, право воспитывать его и учить.

Одним из наиболее эффективных  способов развития познавательных интересов, на мой взгляд, является технология коллективного способа обучения (КСО), которую мы внедряем.

Введение коллективных учебных  занятий – это качественное изменение  всего учебного процесса. Это принципиально  новый этап в его развитии.

Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективной работы. Коллектив  не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Напротив, помогает сформировать в каждом индивидуальность яркую и неповторимую.

Обучение других и усвоение изучаемого материала представляют собой единство, которое по природе  присуще одному и тому же человеку.

КСО позволяет осваивать  учебный материал с учётом способностей и задатков ученика в режиме индивидуального  темпа:

  • они умеют самостоятельно работать с источником знаний
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями;
  • дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
  • с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
  • а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения[29].

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению  с другой стороны, ребёнок становится личностью.

Личностный аспект является главным и в нашей воспитательной деятельности. Организовать её нам помогают программы. В рамках этих программ проводим фестивали, викторины, конкурсы, военно-спортивную игру “Зарничка”, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, разучиваем фольклорные игры. Всё это помогает воспитывать в детях чувство любви к малой и большой Родине. Ребята живут по законам добра и справедливости[30].

Стараемся учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Воспитываю в каждом ребёнке  гордость: “Я есть в мире, я –  ценность!” У меня в классе рядом  с плакатами с математическими  формулами, правилами орфографии висит  плакат: “Ребята, вы талантливы!”

Каждый ученик хочет, чтобы  его не просто любили, а чтобы  он купался в этой любви, чтобы  его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим  интересом[31].

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики