Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIХ и разработанные в начале XX в[50].
Пытаясь понять социальное
поведение человека по аналогии с
поведением животных, примирить это
понимание с привлекавший в то
время многих ученых открытиями в
области сравнительных
Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие "инстинкт" применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие которые включали в анализ психических явлений.
В 20-е годы текущего столетия
на смену теории инстинктов пришла
концепция, опирающаяся в объяснении
поведения человека на биологические
потребности. В этой концепции утверждалось,
что у человека и у животных
есть общие органические потребности,
которые оказывают одинаковое действие
на их поведение. Периодически возникающие
органические потребности вызывают
состояние возбуждения и
Принципиальных различий между понятиями
инстинкта и потребности не было, за исключением
того, что инстинкты являются врожденными,
неизменяемыми, а потребности могут приобретаться
и меняться в течение жизни, особенно у
человека[52].
Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова[53]. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом и К. Халлом. Рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения[50].
Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги[53].
Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные к6нцепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др[54].
В отечественной психологии
после революции 1917 г. также предпринимались
попытки ставить и решать проблемы
мотивации человека. Но долгие годы,
вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся
десятилетиями неоправданной
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия[54].
В основе динамических изменений,
которые происходят с мотивационной
сферой человека, лежит развитие системы
деятельностей, которое, в свою очередь,
подчиняется объективным
Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Итак, к середине текущего
столетия в психологии мотивации
выделились и до сих пор продолжают
разрабатываться как
В поведении человека, есть две функционально
взаимосвязанные стороны: побудительная
и регуляционная. Побуждение обеспечивает
активизацию и направленность поведения,
а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации.
Психические процессы, явления и состояния:
ощущения, восприятие, память, воображение,
внимание, мышление, способности, темперамент,
характер, эмоции - все это обеспечивает
в основном, регуляцию поведения. Что же
касается его стимуляции, или побуждения,
то оно связано с понятиями мотива и мотивации.
Эти, понятия, включают в себя представление
о потребностях, интересах, целях, намерениях,
стремлениях, побуждениях, имеющихся у
человека, о внешних факторах, которые
заставляют его вести себя определенным
образом, об управлении деятельностью
в процессе ее осуществления и о многом
другом. Среди всех понятий, которые используются
в психологии для обеспечения и объяснения
побудительных моментов в поведении человека,
самыми общими, основными являются понятия
мотивации и мотива. Рассмотрим их.
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[31].
Мотивационного объяснения
требуют следующие стороны
Представление о мотивации
возникает при попытке
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и Конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Известный, немецкий психолог
К. Левин показал, что каждый человек
характерным для него образом
воспринимает и оценивает одну и
ту же ситуацию и у разных людей
эти оценки не совпадают. Кроме того,
один и тот же человек в зависимости
от того, в каком состоянии он
находится, ту же самую ситуацию может
воспринимать по-разному. Это особенно
характерно для интеллектуально
развитых людей, имеющих большой
жизненный опыт и способных из
любой ситуации. Извлечь для себя
много полезного, видеть ее под разными
углами зрения и действовать в
ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное поведение человека
следует рассматривать не как реакцию
на определенные внутренние или внешние
стимулы, а как результат непрерывного
взаимодействия его диспозиций с ситуацией.
Это предполагает рассмотрение мотивации
как циклического процесса непрерывного
взаимного воздействия и преобразования,
в котором субъект действия и ситуация
взаимно влияют, друг на друга, и результатом
этого является реально наблюдаемое поведение.
Мотивация в данном случае мыслится как
процесс непрерывного выбора и принятия
решений на основе взвешивания поведенческих
альтернатив[57].
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму (личности)[36].
Количество и качество
потребностей, которые имеют живые
существа, зависит от уровня их организации,
от образа, и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим
Второе после потребности
по своему мотивационному значению понятие
- цель. Целью называют тот непосредственно
осознаваемый результат, на который
в данный момент направлено действие,
связанное с деятельностью, удовлетворяющей
актуализированную потребность. Если
всю сферу осознаваемого