Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Человеку в качестве мотивационных  факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том  числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки  зрения на поведение человека стали  теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIХ и разработанные  в начале XX в[50].

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с  поведением животных, примирить это  понимание с привлекавший в то время многих ученых открытиями в  области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все  формы человеческого поведения  к врожденным инстинктам[51]. 

Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для  дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного  ответа. В конце концов, дискуссии  вокруг теории инстинктов закончились  тем, что само понятие "инстинкт" применительно к человеку стали  употреблять все реже и реже, заменяя  его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие которые  включали в анализ психических явлений.

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические  потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие  органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности  ведет к снижению (редукции) напряжения. 
Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека[52].

Кроме теорий биологических  потребностей человека, инстинктов и  влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова[53]. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом и К. Халлом. Рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения[50].

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены  и расширены не только его непосредственными  учениками и последователями, но также другими физиологами и  психологами. Среди них можно  назвать Н. А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции  движений, П. К. Анохина, предложившего  модель функциональной системы, на современном  уровне описывающую и объясняющую  динамику поведенческого акта, и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий  большое значение для понимания  психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил  модель концептуальной рефлекторной дуги[53].

Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться  сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась  под сильным влиянием прежних  иррационалистических традиций в понимании  поведения животного. Ее современные  представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и  функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные к6нцепции  мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций  явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической  психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др[54].

В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались  попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся  десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных  за эти годы, более или менее  продуманных и доведенных до определенного  уровня завершенных концепций мотивации  можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения  мотивационной сферы человека, созданную  А. Н. Леонтьевым и продолженную в  работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера  человека, как и другие его психологические  особенности, имеет, свои источники  в практической деятельности. В самой  деятельности можно обнаружить, те составляющие, которые соответствуют  элементам мотивационной сферы, функционально и генетически  связаны с ними. Поведению в  целом, например, соответствуют потребности  человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих  деятельность, - упорядоченный набор  целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия[54].

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной  сферой человека, лежит развитие системы  деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция  представляет собой объяснение происхождения  и динамики мотивационной сферы  человека. Она показывает, как может  изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с  действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся  законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной  сфере человека, приобретение им новых  потребностей, мотивов и целей.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации  выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет  свои достижения и вместе с тем  свои недостатки. Основной заключается  в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые  феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих  в этой области психологических  исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением  всего того положительного, что в  них содержится, способна дать нам  более или менее полную картину  детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности  исходных позиций, различий в методах  исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека[37].                     . 
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[31].

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение  после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме  того, на уровне познавательных процессов  мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая  окрашенность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ  на вопрос о мотивации содержащих его поступков[36].

Любая форма поведения  может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и  Конечного пунктов объяснения выступают  психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние  условия и обстоятельства его  деятельности. В первом случае говорят  о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все  психологические факторы, которые  как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными  диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек  характерным для него образом  воспринимает и оценивает одну и  ту же ситуацию и у разных людей  эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости  от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может  воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально  развитых людей, имеющих большой  жизненный опыт и способных из любой ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными  углами зрения и действовать в  ней различными способами. 
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив[57].

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как  понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для  нормального существования и  развития. Потребность как состояние  личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что  требуется (отсюда название "потребность") организму (личности)[36].

Количество и качество потребностей, которые имеют живые  существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего  потребностей у растений, которые  имеют нужду в основном только в определенных биохимических и  физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме  физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические  потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся  у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность  возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно  осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей  актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком  в сложной мотивационной динамике его поведения представить в  виде своеобразной арены, на которой  разворачивается красочный и  многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое  в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать  к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет  цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное  содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат  его деятельности[41].

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики