Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Смысл учения — это внутреннее пристрастное отношение школьника  к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту  и к своей жизни. Понимание  смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в  ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим  знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к  знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному  развитию школьников. Личностный смысл  учения, как будет показано ниже, в разные школьные возрасты различен. По мнению психологов, содержание обучения и его методы должны анализироваться  с точки зрения того, соответствуют  ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Смысл учения для каждого  школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые  он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи); благодаря этому  уже до начала учения у школьников складываются представления о его  смысле, в ходе же обучения в средней  школе смысл может претерпевать существенные изменения.

Смысл учения — сложное  личностное образование. Он включает в  себя, по крайней мере, следующие  моменты:осознание ребенком объективной  значимости учения, которое опирается  на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении  и семье данного ребенка; понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы и ее отдельных звеньев; при определении уровня своих притязаний ребенок может исходить из своих возможностей в настоящее время (его психологи называют—актуальное «Я»), из представлений о том, какие возможности он мог бы иметь (потенциальное «Я») и т. д. Все это в целом определяет «зону субъективной ответственности». Значит, смысл учения связан с уровнем сформированное учебной деятельности, ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и с личностными образованиями (уровнем притязаний и др.), он затрагивает самые глубокие слои личности младшего  школьника. Поскольку все эти аспекты в ходе учения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере формирования учебной деятельности может развиваться или угасать, изменяться качественно[41].

Психологические наблюдения показывают, что при наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как ее результатов  — запаса и качества знаний, так  и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Смысл учения, его значимость для младшего школьника лежат  в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.

Виды  мотивов учения:

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны  учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и  т. д.), то чаще всего в этих случаях  можно говорить о разных видах  познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных  социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения  с другими людьми в ходе учения[42].

Соответственно принято  различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной  деятельности и процессом ее  выполнения;

2) социальные мотивы, связанные  с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны  в психологической литературе. Первая большая группа мотивов может  быть разбита на несколько подгрупп:

1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3. мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие  у школьника так называемого  «мотива достижения», который состоит  в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов  по сравнению со своими предыдущими  результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на  уровне века», запросов времени и  т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы —  также распадается на несколько  подгрупп:

1) широкие социальные  мотивы, состоящие в стремлении  получать знания, чтобы быть полезным  Родине, обществу, желании выполнить  свой долг, в понимании необходимости  учиться и в чувстве ответственности.  Здесь велико значение мотивов  осознания социальной необходимости,  долженствования.

К широким социальным мотивам  может быть отнесено также желание  хорошо подготовиться к избранной  профессии;

2) узкие социальные, так  называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять  определенную позицию, место в  отношениях с окружающими, получить  их одобрение, заслужить у них  авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой  потребностью человека в общении, в  стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений  с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких  мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся  в стремлении получать только одобрение  со стороны учителей, родителей и  товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив  проявляется в стремлении ученика  занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят  о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может  состоять также в попытках разного  рода самоутверждения-—в желании занять место лидера, оказывать влияние  на других учеников, доминировать в  группе или коллективе и т. д.;

3)социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы[38].

Иногда спрашивают: могут  ли у школьника присутствовать собственно творческие мотивы? Да, особенно в старших  классах. Наличие творческих мотивов  означает, что ученик не только усваивает  те приемы учебной работы и те способы  общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и  ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Эти творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы — в кружках, факультативах, в  секциях Дворца пионеров, но и в  ходе работы на уроке[43].

Нередко также встает вопрос: какие мотивы — познавательные или  социальные — имеют наибольшую общественную ценность? Мы еще вернемся к тому, что для гармонически развитой личности необходимо сочетание разных мотивов, сейчас же отметим, что и познавательные и социальные мотивы могут иметь  как коллективистическую, так и  узко - индивидуалистическую, даже эгоистическую направленность.

   Так, познавательный мотив обеспечивает коллективистическую направленность школьника в том случае, если ученик стремится к достижению положительных результатов всем коллективом, «болеет душой» за успеваемость класса, а не только за свои успехи. И напротив. Представим себе крайний случай, что у ученика хорошо развиты познавательные мотивы, даже зрелые его формы (мотивы самообразования), и он постоянно работает над собой. Но эти мотивы могут иметь в конечном счете индивидуалистическую направленность, если они замкнуты на решение узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха в будущей профессиональной деятельности без должной отдачи обществу.

Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности  за общее дело. Но можно представить  себе и другой случай. У школьника  сформированы социальные мотивы, но только в одном их выражении — в  желании добиваться приоритета среди  товарищей, стремиться к престижной профессиональной работе, связанной  с материальным благополучием. Такие  социальные мотивы также приводят к  эгоистической направленности и  ущербному развитию личности в целом[17].

Таким образом, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.

Обратимся к более подробному рассмотрению того, насколько различными по качеству могут быть и познавательные и социальные мотивы учения. Можно  выделить две группы психологических  характеристик этих мотивов.

Первая группа мотивационных  характеристик — их называют содержательными  — прямо связана (как это следует  из названия) с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно  называют динамическими — характеризует  не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов; эти  особенности мотивов ближе стоят  к психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной  системы. Каждый из названных выше познавательных и социальных мотивов имеет и  содержательные и динамические характеристики[31].

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

1) наличие личностного  смысла учения для ученика.  В таком случае говорят, что  мотив учения выполняет не  только роль побудителя, но и  является «смыслообразующим» для  данного ученика, т. е. придает  его учению личностный смысл.  О роли смысла как внутреннего  отношения школьника к учению  говорилось выше;

2) наличие действенности  мотива, т. е. его реального  влияния па ход учебной деятельности  и всего поведения ребенка.  Действенность мотива тесно связана  с первой характеристикой —  личностным смыслом учения. Ибо  если мотив имеет личностную  значимость для школьника, то  он, как правило, является и  действенным. Это проявляется  в активности самого ученика,  в его инициативе, в зрелости  и развернутости всех компонентов  учебной деятельности. Если тот  или иной мотив на оказывает  реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать  этот мотив, психологи говорят  о «только знаемых» мотивах учения[40]. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются школьнику взрослыми — учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения школьника в различные виды деятельности;

3) место мотива в общей  структуре мотивации. Каждый мотив  может быть ведущим, доминирующим  или второстепенным, подчиненным.  Конечно, надо стремиться к  тому, чтобы доминирующими у школьника  стали зрелые виды социальных  и познавательных мотивов —  мотивы долга перед обществом  и окружающими людьми, мотивы  самообразования и самовоспитания;

4) самостоятельность возникновения  и проявления мотива. Он может  возникать как внутренний в  ходе самостоятельной учебной  работы или только в ситуации  помощи взрослого, т. е. как  внешний. Например, у школьника  может присутствовать мотив овладения  новыми способами добывания знаний, но он актуализируется только  при напоминании учителя, при  создании им соответствующих  учебных, ситуаций. Необходимо учитывать,  что мотив всегда является, с  одной стороны, внутренней характеристикой  сознания ученика, его побуждения  к деятельности. С другой стороны,  побуждение может исходить извне,  от другого человека. Если без  контроля и напоминания взрослого  мотив у ученика не актуализируется, то можно говорить о том, что этот мотив пока является внешним для ученика. При анализе соотношения внешних и внутренних, мотивов важно иметь в виду еще один нюанс. Мотив социального одобрения, например хорошая отметка, является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика;

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики