Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

2.  Школьников могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими эмоционально поданными фактами, эффектными опытами с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулыобучения не должны подменять самого существа познавательного интереса, которое состоит в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном желании заниматься предметом своего интереса[55].

Познавательный интерес  как средство обучения    становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому  в развитии учеников, открывающему перспективы учения.

Рассмотрение познавательного  интереса в качестве    средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике. Вследствие  того, что занимательность выступает в качестве сильного средства    возбуждения интереса, многие учителя воспринимают сам интерес в качестве внешнего стимула, они отождествляют познавательный интерес как внутреннее состояние личности с занимательностью - внешним стимулом, способствующим его пробуждению.

Познавательный интерес  как мотив учебной деятельности. Познавательный интерес выступает  как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним[47].

1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся школьником. «Интересно » и « неинтересно » - основные критерии оценки урока. На вопрос « Что тебе нравится в школе? » значительная часть школьников любого возраста отвечает: « Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое».

2.   Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.

3.   Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием. Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность школьника.

4. Познавательный интерес как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он     побуждает школьника заниматься увлечённо не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источник удовлетворения своего интереса[41].

Учить легче и приятнее ученика активного, легко откликающегося на все начинания учителя. Как  черта личности познавательный интерес  проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель. Проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы всё более отчётливо видим его роль в обучении и воспитании:

-будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее возможные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;

-являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика и учителя, которое необходимо для успешного процесса обучения.

Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, - пытливой, активной, ищущей, творческой.

Для того, чтобы учитель мог уложиться в часы, которые установлены государственным стандартом, учитель должен повысить интерес к предмету[18].

Объем учебной нагрузки по предмету «Математика» составляет:

1 класс – 4 часа в  неделю, 136 часов в учебном году,

2  класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году,

3  класс – 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году,

4 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году[59].

Требования к знаниям, умениям и навыкам уроков математики:

Учащиеся  1 класса должны знать: 

- последовательность ряда однозначных  чисел;

- знаки сравнения (>, <, = );

- знаки и термины, связанные  со сложением и вычитанием;

- свойства нуля и единицы  при сложении и вычитании;

- переместительное свойство сложения;

- таблицу сложения в пределах  десяти;

- случаи использования соответствующих  знаков сравнения;

- название выражений, связанных  со сложением и вычитанием;       

- названия геометрических фигур.

Учащиеся должны уметь: 

- читать, записывать и сравнивать  однозначные числа;

- читать, записывать и сравнивать  полные десятки;

-  выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств нуля и  единицы;

-  выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах десяти;

-  выполнять действия сложения и вычитания десятков;

- решать простые задачи на  сложение и вычитание;

- составлять, читать, записывать и  находить значения простейших  числовых и буквенных выражений;

- решать простейшие уравнения  способом подбора;

- распознавать геометрические  фигуры;

- измерять длину отрезка с  помощью линейки;

- построить отрезок заданной  длины.

Учащиеся 2 класса должны знать: 

- десятичный состав двузначных  и трёхзначных чисел;

- переместительное и сочетательное  свойства сложения;

- способы проверки сложения  вычитанием и вычитания – сложением;

- таблицу сложения в пределах  двадцати;

- названия величин и единиц  их измерения, соотношения между  единицами измерения;

- порядок выполнения действий  в выражениях со скобками;

- порядок выполнения действий  в выражениях со скобками;

-  способ решения простейших уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;

- определение прямоугольника (квадрата), его свойства;

- определения видов многоугольников  (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника  и др.);

- периметр – сумму длин сторон  многоугольника.

Учащиеся должны уметь: 

- читать и записывать двузначные  и трёхзначные числа в десятичной  системе счисления, сравнивать  их;

- сравнивать величины;

- раскладывать на разрядные  слагаемые двузначные и трёхзначные  числа;

- осуществлять переход из одной  единицы измерения величины в  другую;

- выполнять вычитание, используя  таблицу сложения в пределах  двадцати;

- выполнять устно действия сложения  и вычитания в случаях, когда  одно из чисел однозначное  или представлено в виде полного  десятка;

- выполнять устно действия сложения  и вычитания в случаях, приводимых  к табличным или действиям  в пределах 100;

- выполнять письменно действия  сложения и вычитания двузначных  и трёхзначных чисел;

- осуществлять проверку сложения  вычитанием и вычитания – сложением;

- решать задачи в одно-два  действия;

-  составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;

-  находить значения любых выражений с одной буквой, содержащих 1-2 действия;

-  решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;

-  строить прямоугольник (квадрат);

- вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

Учащиеся 3 класса должны знать: 

-   свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);

-   знаки и термины, связанные с умножением и делением;

-   таблицу умножения однозначных чисел;

-   названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);

- порядок выполнения арифметических  действий в числовых выражениях  со скобками и без скобок.

- порядок выполнения арифметических  действий в выражениях со скобками  и без скобок;

- приём решения простейших уравнений  способом подбора;

- приёмы решения простейших  уравнений способом, основанном  на свойствах верных равенств  и взаимообратных арифметических  действий;

- свойства прямоугольника (квадрата);

- названия геометрических величин  (периметр, площадь и объём), единицы  их измерения;

- правила нахождения периметра  и площади прямоугольника (квадрата).

Учащиеся должны уметь: 

- сравнивать числа и величины;

- выполнять устно деление, используя  таблицу умножения;

- выполнять устно вычисления, используя  свойства единицы и нуля;

- устно вычислять квадрат и  куб однозначных чисел и числа10;

- выполнять устно умножение  и деление двузначных чисел  на однозначное число;

- выполнять устно умножение  и деление с числами, приводимыми  к действиям в табличных случаях;

- выполнять устно действия деления  двузначных чисел на двузначное  способом подбора;

- выполнять деление двузначных  чисел на однозначное число  с остатком;

- выполнять письменно умножение  и деление трёхзначных чисел  на однозначное число;

- составлять, записывать, читать числовые  выражения со скобками и без  скобок, содержащие 2-3 действия;

- выполнять проверку умножения  делением, деления –умножением;

- находить значения числовых  выражений со скобками и без  скобок, содержащих 2-3 действия;

- вычислять доли числа и величины;

- решать простые задачи: раскрывающие  смысл умножения и деления;  требующие нахождения неизвестных  множителей, делимого и делителя; связанные с отношениями больше  в … раз, меньше в ... раз  и кратными сравнениями; с зависимостью  между величинами (ценой, количеством,  сто-имостью товара; длиной, шириной  и площадью прямоугольника; массой  одного предмета, количеством предметов  и общей массой), с понятием  доли;

- решать составные задачи (2-3 действия), являющиеся қомбинацией простых  задач;

- составлять, читать, записывать числовые  равенства и неравенства, буквенные  выражения (1-3 действия) со скобками  и без скобок, с одной буквой;

- находить значение любого буквенного  выражения (1-3 действия), содержащего  одну букву;

- решать простейшие уравнения  и уравнения более слож-ной  структуры, где один из компонентов  или результат действия является  числовым выражением.

- распознавать геометрические  фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник,  четырёхугольник, в том числе  прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную,  кривую;

- строить прямоугольник (квадрат);

- обозначать геометрические фигуры  буквами латинского алфавита  и читать эти обозначения;

- вычислять периметр и площадь  прямоугольника (квадрата). 

Учащиеся 4 класса должны знать: 

- последовательность натурального  ряда чисел в пределах миллиона;

- свойства сложения и умножения;

- знаки и термины, связанные  с арифметическими действиями;

- таблицу сложения и умножения  однозначных чисел;

- названия величин и единиц  их измерения, а также основные  соотношения между ними;

- порядок выполнения арифметических  действий в числовых выражениях  со скобками и без скобок;

- компоненты, составляющие задачу, и этапы решения задачи;

- порядок выполнения арифметических  действий в буквенных выражениях  со скобками и без скобок;

- приём решения простейших уравнений  способом подбора;

- приёмы решения уравнений способом, основанном на свойствах верных  равенств и взаимообратности  арифметических действий;

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики