Теория и методика развития математики детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...

Содержание

Вопросы 1 - 50

Вложенные файлы: 1 файл

венера.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)

Наряду с этим осуществляется дальнейшая научная разработка проблемы обучения детей дошкольного возраста обобщенным способам познавательной деятельности, широкого использования материализованных  форм наглядности (схемы, модели, графики). Применение схем, моделей, графиков в  педагогическом процессе детского сада будет содействовать развитию у  дошкольников познавательной активности, способности творчески использовать ранее полученные знания в самостоятельной  деятельности (О. А. Фун-тиковаи др.).

Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что больше внимания следует уделять развитию специального словаря в процессе формирования элементарных математических представлений. В связи с этим необходимо изучать особенности  овладения дошкольниками математической терминологией, элементарной математической логикой (Л. С. Плетенецкая и др.).

Значительные трудности  наблюдаются в организации процесса обучения, в частности обучения математике в разновозрастной группе, малокомплектном  детском саду. Положительное решение  этих проблем обеспечит достаточное  математическое развитие и подготовку ребенка к школе.

 

7 вопрос

Принципы обучения- это нормативные положения, которыми следует руководствоваться в процессе развития детей дошкольного возраста математическими средствами.

Основные принципы обучения разработанные общей дидактикой называют дидактическими принципами- это дидактические пр-пы: сознательности, активности, самостоятельности, систематичности, наглядности, последовательности, доступности, пассивности, учета возрастных особ-тей д-й, развивающего обучения, воспитывающего обучения, реализации индив-го подхода.

Общеметодические пр-пы, которые применимы в работе с детьми дошкольного возраста: пр-п дифференцированного подхода(исп-ие методов и приемов об-я в зависимости от целя, этапов об-я в зависимости от воз-та), пр-п управления процессом математического развития и обучения, пр-п вычления конкретных ориентиров в обучении(образцы действий, описание способа выполнений действий)

 

8 вопрос

Частные методические пр-пы помогают реализовать достигнутую цель в математическом развитии дошк-в и сформ-ть соответствие знания и умения и навыки д-й, и развитие их личности.

Пр-п амплификации(запорожец) амплификация- расширение и обогащение содержания специфически детских форм деят-ти. Творческое переосмысление, порождение нового образа себя и своих возм-тей.(игра, предметные манипуляции). Оно основывается на самоценности дошк-го детства и противопост-ся понятию акселерация(искусственное ускорение развития р-ка)

Пр-п личностно-ориен-го подхода(леонтьев) признание индив-ти самобытности самоценности каждого р-ка. Его развитие не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида наделенного своим субъектным опытом.

Пр-п развивающего обучения(эльконин,выготский, давыдов) обучение и развитие находятся в единстве, причем об-е опережая развитие стимулирует и опирается на актуальное развитие. Включает след. Положения: введение в об-е д-й высших форм мышления( абстрагирование, анализ, синтез, сравнение обобщение классиф)

 

9 вопрос

Содержание предматематической подготовки дошкольников п детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

 Математические понятия  выражают сложные отношения и  формы действительного мира, прежде  всего количественные отношения  и пространственные формы.

Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных математических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском  саду». В каждой возрастной группе программа  развития элементарных математических представлений состоит из одинаковых по названию разделов: «Количество  и счет» (во второй младшей группе этот раздел называется просто «Количество», так как детей еще не учат считать), «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и киот возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики. Усиливаемые в детском саду знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу — программой предматематической подготовки в школе. Она включает в себя также и требования к уровню развития количественных, пространственных и временных представлений у детей на каждом возрастном этапе, что дает возможность использовать ее для контроля и проверки степени усвоения основных программных задач.

Предмат под-ка связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

1. Формирование системы  элементарных математических представлений  у дошкольников.

2. Формирование предпосылок  математического мышления и отдельных  логических структур, необходимых  для овладения математикой в  школе и общего умственного  развития                                                                                                           3. Формирование сенсорных процессов  и способностей. Основное направление  в обучении маленьких детей  — осуществление постепенного  перехода от конкретных, эмпирических  знаний к более обобщенным.                                                    4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи                                                                                                          5. Формирование начальных форм учебной деятельности.                                                                                                      Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом

10вопрос                                                                                                                                                                                                  В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.. При выборе способов и приёмов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.                                                                                                                                                                                   Передача учебной информации педагогом и восприятие ее детьми через слушание и практические действия        Словесный метод – вся работа на диалоге воспитатель-ребенок

Требование к  речи в. – эмоциональная, грамотная, доступная,, четкая, достаточно громкая, приветливая.

Требования к  речи д. – грамотная, понятная, полными предложениями, с нужными мат. терминами, достаточно громкая.

Наглядный метод:

Виды наглядного материала  – демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и  плоскостной; специально-счетный; фабричный, самодельный.

Требования к  самодельному – гигиеничность, эстетичность, реальность, разнообразие, однородность, прочность, логическая связность, достаточное количество.

Практический  метод:

Предметно-практические и  умственные действия; использование  дидактического материала; выработка  математических навыков; использование  математики в быту, игре.

IIГностический аспект

Усвоение нового материала  через запоминание, самостоятельные  размышления:

Иллюстративно-объяснительный; проблемный; эвристический; исследовательский.

Мыслительные операции при  усвоении учебного материала:

Индуктивный (от частного к общему); дедуктивный (от общего к частному)

Степень самостоятельности  учебной деятельности:

Работа под руководством педагога; самостоятельная работа

 

11 вопрос

Обучение математике основывается на конкретных образах и представлениях.

Эти конкретные представления  подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного  опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.

Использование наглядности  в обучении математике необходимо.

Программа предполагает использование  следующих средств наглядности: различные геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками; реальные предметы и явления окружающей действительности.

Широко используется словесная  наглядность: образное описание объектов, явлений окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Кроме того, используется графический  и схематический материал: логические блоки, таблицы, модели, знакозаменители и т. д.

Требования, которым должен соответствовать наглядный материал:

предметы для счета  и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

чтобы научить детей сравнивать количество в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический  материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Способы использования наглядности  в учебном процессе различные  − демонстрационный, иллюстративный и действенный

 

12 вопрос

Одним из существенных компонентов  процесса обучения являются формы его организации. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развитию детей.

Разнообразие форм обучения определяется: количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства со стороны педагога. Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) форму обучения.

Самая древняя форма организации  обучения — это индивидуальное обучение. Эта форма в воспитании детей дошкольного возраста использовалась и используется во все времена в семейном воспитании. Впоследствии в связи с организацией общественного дошкольного воспитания она также использовалась, но все больше в сочетании с коллективной. Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.

У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом (или тем взрослым, который организует этот процесс).

Хотя следует отметить при этом, что индивидуальное обучение весьма экономически не выгодно. Даже если обучение организуется не с одним, а с двумя-тремя детьми одного уровня развития. К тому же в индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками, которые являются важным эмоциональным фоном учения.

Возможно, именно поэтому  в альтернативу индивидуальной возникла другая форма обучения — коллективная, которая, естественно, более экономически выгодна.

При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Но значительным недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые в педагогике индивидуальные различия.

Информация о работе Теория и методика развития математики детей