Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка
1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...
Вопросы 1 - 50
Наряду с этим осуществляется
дальнейшая научная разработка проблемы
обучения детей дошкольного возраста
обобщенным способам познавательной деятельности,
широкого использования
Опыт работы в дошкольных
учреждениях показывает, что больше
внимания следует уделять развитию
специального словаря в процессе
формирования элементарных математических
представлений. В связи с этим
необходимо изучать особенности
овладения дошкольниками
Значительные трудности
наблюдаются в организации
7 вопрос
Принципы обучения- это нормативные положения, которыми следует руководствоваться в процессе развития детей дошкольного возраста математическими средствами.
Основные принципы обучения разработанные общей дидактикой называют дидактическими принципами- это дидактические пр-пы: сознательности, активности, самостоятельности, систематичности, наглядности, последовательности, доступности, пассивности, учета возрастных особ-тей д-й, развивающего обучения, воспитывающего обучения, реализации индив-го подхода.
Общеметодические пр-пы, которые применимы в работе с детьми дошкольного возраста: пр-п дифференцированного подхода(исп-ие методов и приемов об-я в зависимости от целя, этапов об-я в зависимости от воз-та), пр-п управления процессом математического развития и обучения, пр-п вычления конкретных ориентиров в обучении(образцы действий, описание способа выполнений действий)
8 вопрос
Частные методические пр-пы помогают реализовать достигнутую цель в математическом развитии дошк-в и сформ-ть соответствие знания и умения и навыки д-й, и развитие их личности.
Пр-п амплификации(запорожец) амплификация- расширение и обогащение содержания специфически детских форм деят-ти. Творческое переосмысление, порождение нового образа себя и своих возм-тей.(игра, предметные манипуляции). Оно основывается на самоценности дошк-го детства и противопост-ся понятию акселерация(искусственное ускорение развития р-ка)
Пр-п личностно-ориен-го подхода(леонтьев) признание индив-ти самобытности самоценности каждого р-ка. Его развитие не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида наделенного своим субъектным опытом.
Пр-п развивающего обучения(эльконин,выготский, давыдов) обучение и развитие находятся в единстве, причем об-е опережая развитие стимулирует и опирается на актуальное развитие. Включает след. Положения: введение в об-е д-й высших форм мышления( абстрагирование, анализ, синтез, сравнение обобщение классиф)
9 вопрос
Содержание предматематической подготовки дошкольников п детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
Математические понятия
выражают сложные отношения и
формы действительного мира, прежде
всего количественные
Содержание обучения отражается
в разделе «Развитие
Предмат под-ка связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
1. Формирование системы
элементарных математических
2. Формирование предпосылок
математического мышления и
10вопрос
Требование к речи в. – эмоциональная, грамотная, доступная,, четкая, достаточно громкая, приветливая.
Требования к речи д. – грамотная, понятная, полными предложениями, с нужными мат. терминами, достаточно громкая.
Наглядный метод:
Виды наглядного материала – демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и плоскостной; специально-счетный; фабричный, самодельный.
Требования к самодельному – гигиеничность, эстетичность, реальность, разнообразие, однородность, прочность, логическая связность, достаточное количество.
Практический метод:
Предметно-практические и умственные действия; использование дидактического материала; выработка математических навыков; использование математики в быту, игре.
IIГностический аспект
Усвоение нового материала через запоминание, самостоятельные размышления:
Иллюстративно-объяснительный; проблемный; эвристический; исследовательский.
Мыслительные операции при усвоении учебного материала:
Индуктивный (от частного к общему); дедуктивный (от общего к частному)
Степень самостоятельности учебной деятельности:
Работа под руководством педагога; самостоятельная работа
11 вопрос
Обучение математике основывается на конкретных образах и представлениях.
Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Использование наглядности в обучении математике необходимо.
Программа предполагает использование следующих средств наглядности: различные геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками; реальные предметы и явления окружающей действительности.
Широко используется словесная наглядность: образное описание объектов, явлений окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.
Кроме того, используется графический и схематический материал: логические блоки, таблицы, модели, знакозаменители и т. д.
Требования, которым должен
соответствовать наглядный
предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
чтобы научить детей сравнивать количество в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Способы использования наглядности в учебном процессе различные − демонстрационный, иллюстративный и действенный
12 вопрос
Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развитию детей.
Разнообразие форм обучения определяется: количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства со стороны педагога. Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) форму обучения.
Самая древняя форма организации обучения — это индивидуальное обучение. Эта форма в воспитании детей дошкольного возраста использовалась и используется во все времена в семейном воспитании. Впоследствии в связи с организацией общественного дошкольного воспитания она также использовалась, но все больше в сочетании с коллективной. Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.
У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом (или тем взрослым, который организует этот процесс).
Хотя следует отметить при этом, что индивидуальное обучение весьма экономически не выгодно. Даже если обучение организуется не с одним, а с двумя-тремя детьми одного уровня развития. К тому же в индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками, которые являются важным эмоциональным фоном учения.
Возможно, именно поэтому в альтернативу индивидуальной возникла другая форма обучения — коллективная, которая, естественно, более экономически выгодна.
При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Но значительным недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые в педагогике индивидуальные различия.
Информация о работе Теория и методика развития математики детей