Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка
1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...
Вопросы 1 - 50
Обучают измерению постепенно, последовательно усложняя задания. Условно можно выделить четыре этапа в обучении измерению детей в старшей группе детского сада (3. Е. Лебедева). Но подготовительным этапом является игра в магазин – где дети усваивают, что что бы что то купить надо отмерить (молоко в литрах, вещи по размеру и т.д.)
Сначала, на первом этапе, дети выполняют только отме¬ривание, накладывание (заполнение) мер, а потом считают их. Измерение осуществляется одновременно несколькими одинаковыми мерами. В результате чего у детей формируют¬ся представления о том, что такое мера, зачем надо измерять. На этом этапе воспитатель должен обращать внимание на правильность проведения измерения.
На втором этапе обучения измерение осуществляется од¬ной мерой, но при этом ребенок имеет возможность зафик¬сировать каждую меру отдельно. Например, измеряя сыпу¬чие вещества, ребенок каждую меру высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую меру в ка¬кую-нибудь посуду тоже отдельно (одну меру — в баночку, другую — в ведро). Если же ребенок выполняет линейное из-мерение, то каждая мера фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только из¬меряет, откладывает меры. Выполнив эту операцию, он пе¬реходит к другой — считает количество измерений. При этом возможны типичные ошибки детей, которые можно заблаго¬временно предусмотреть. Так, во время линейного измере¬ния дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приводит к неправильному результату.
На третьем этапе детей
учат измерять величины одной условной
мерой; количество измерений фиксируют
фишкой (маленьким предметом). После
измерения ребенок считает
Все геометрические фигуры делятся на плоские и пространственные. Так, например, квадрат, круг — плоские фигуры; куб, шар — пространственные. Под линией будем иметь в виду плоскую линию — линию, все точки которой лежат на некоторой плоскости, а сама линия есть подмножество точек плоскости.
Используются модели простейших плоских геом. ф. разного цвета и размера. Игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры — круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?». Система упр. с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геом. ф.: а) упражнения на выбор по образцу: «Дай такую же». б) упражнения на выбор по словам: «Дай круги»; в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?»,
Ср. гр. У д-й 5-го г. жиз-и нужно прежде всего закр-ть умение различать и прав-но наз-ть круг и квадрат, а затем и треуг-к. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют ф-ры разн. цвета и размера. им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геом-ие ф-ры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру как большего, так и меньшего размера. На след-ем занятии дети получ-т уже неодин-вые наборы ф-р. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упраж-ть д-й и в сравнении количества фигур: «Каких ф-р у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квад-ов и треуг-ов?» С нов-и геом-ми фиг-ми д-й знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоуг-ом и кругом, а затем с шаром и кубом. Ст. гр., осн. задачей обуч. д-й 5—6 лет явл-ся формир-ие системы знаний о геом-х ф-ах. Д-м даются известные им ф-ры и предл-ся руками обследовать границы квадрата и круга, прямоуг-ка и овала и подумать, чем эти фигуры отлич-ся друг от друга и что в них один-ое. Прогр-й в ДС предусм-ся познак-ть ст. дошк-ов с 4-угольн-ми. Для этого д-м пок-т множество ф-р с 4-мя углами и предлагают самост-но придумать название данной группе. Можно использовать варианты упраж-й на групп-ку 4-хугольн-в: отобрать все красные 4-хугольн-и, назвать фигуры данной группы; отобрать 4-хугольники с равными сторонами, назвать их;Важной задачей явл-ся обучение д-й сравн-ю формы предметов с геом-ми фигурами как эталонами предметной формы. Работа по сопоставлению формы предметов с геом-ми эталонами проходит в два этапа. На 1-ом этапе нужно научить д-й на основе непосред-го сопоставл-ия предметов с геом-кой фиг-ой давать словесное определение формы предметов.Таким образом удается отделить модели геом-их фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. На след-х зан-х могут быть использ-ы картинки, изобр-щие предметы опред-ной формы. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4—5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные )Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие на квадрат и куб и т. п. Позднее им предлагают найти пред-ты указанной формы в груп-й комнате. На 2этапе д-й учат определять не только основную форму предм-ов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка). Игр-е упр-я проводят с целью обуч-я д-й зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. След-я зад-а — науч. д-й составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников — прямоуг-к. Последняя зад-а явл-я более сложной для д-й, так как все части одноцветны и приходится делать выбор только по форме и размеру.Очень важно упражнять д-й в комбинировании геом-их ф-р, в состав-и разных композиций из одних и тех же фигур. Из геом-ких фигур могут составляться изображения предметов.Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек: сложить два квадрата из 7 палочек;Эти упр-ия способствуют развитию сообразит-ти, памяти, мышления д-й.
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность.
Восприятие пространства включает восприятия расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
Основу ориентировки составляют ощущения и восприятия. В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные и двигательные.
Ощущение человеком
человек не рождается с готовой способностью ориентироваться в нем.
в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.
разработана методика обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Осн. задача— совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы (Т. А. Мусеибова) по развитию у дошкольников простр. представл. вкл.:
Информация о работе Теория и методика развития математики детей