Теория и методика развития математики детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...

Содержание

Вопросы 1 - 50

Вложенные файлы: 1 файл

венера.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)

Мл.г. -  ориентировка в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: впереди —где лицо. Различение правой и левой руки. Ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Велико знач. предлогогов. 1 группа предл. отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других.( на, в, сзади, впереди, за, напроти)2 группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения. (к, из-за) Наречия направление движения «куда?» (сюда, назад, наружу), направление движения обратного характера «откуда?» (отсюда, извне, отовсюду), место действия, отвечает на вопрос «где?» (тут, позади,снаружи, везде). Воспитатель учит малышей различать и называть части своего тела. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами правая, левая. Детей учат выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, лицевую (переднюю) и тыльную (заднюю), боковые (правую и левую).

Необходимо научить  детей ориентироваться не только в трехмерном пространстве, но и на плоскости. (на протяжении всего дошк. возр). У мл.гр. умения проводить линии сверху вниз и слева направо: «дождик». Дети раскладывают мелкий раздаточный дидактический материал на полосках (верхней или нижней) правой рукой и в направлении слева направо. В ст.в. развитие ориентировки детей на листе бумаги. Объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., «зрительный диктант».

Работа по развитию простр. представлений ведется в разных направл., с постеп. усложнением заданий:

а) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;

б) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;

в) в переходе от простого распознавания к самостоят. воспроизвед. пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;

г) в  переходе  от ориентировки  в  специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

д) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического примеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);

е) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;

ж) в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретныхпространственных отношениях;

з) в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

32 вопрос

Время - условная сравнительная мера движения материи. Основными свойствами времени являются: объективность, необратимость, периодичность и текучесть. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений . Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием ими свойств времени, овладением временными понятиями (на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь, сутки, неделя, месяц, год), умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, представлением о причинно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, о продолжительности секунды, минуты и часа и умениями определять время на часах, оценивать временные интервалы.Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению временные понятия часто совмещены. Например, дети не чувствуют разницы в словах рассвет и сумерки, обозначающих переходные периоды от ночной тьмы к дневному свету. Значения слов полночь и полдень не воспринимают как обозначение моментов равного деления дня и ночи. Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что день — это часть суток.  Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким образом, у некоторых детей имеются неправильные представления об обособленности каждых суток и их прерывности.

 Часто дошкольники  не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели  наблюдается неравномерность, лучше  запоминаются дни, имеющие выраженную  эмоциональную окраску для ребенка.  Эта особенность проявляется  и в запоминании детьми названий  месяцев. имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия (проводимые с дошкольниками преимущественно словесными методами), на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени — о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений. 

33 вопрос

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Ознакомление  детей с частями суток согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» начинается совторой младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Конкретным определителем  времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Ознакомление  с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?»

Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания), и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток. Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в Различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются.

Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнят соответствующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.

В упражнениях  по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки в качестве раздаточного материала и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем части суток. Или разложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем пояснить последовательность частей суток.

В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.

В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

34 вопрос

«От рождения до школы». Авторы отмечают, что это усовершенствованный  вариант, составленный с учетом федеральных  государственных требований к структуре  общеобразовательной программы, новей¬ших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. По словам авторов, она предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также спо¬собов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-след¬ственные связи и др.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире, большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы по элементарной математике — формирование приемов  умственной деятельности, творческого  и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к  количествен¬ным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа предполагает формирова¬ние математических представлений у детей, начиная с первой млад¬шей группы (от 2 до 3 лет). Однако на первом и втором году жизни «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматрива¬ет создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.

Разработчики программы  указывают на важность использования  материала программы для развития умения четко и последовательно  излагать свои мысли, общаться друг с  другом, включаться в разно¬образную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимое условие успешной реализации программы по эле¬ментарной математике — организация особой предметно-развиваю¬щей среды в группах и на участке детского сада для прямого дей¬ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количе¬ство и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представле¬ний, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость дан¬ных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой — предполагается обучение решению арифметичес¬ких задач, что требует работы над арифметическим действием.

В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у  дошкольников. В программу вошло  большое количество задач, не предусмотренных  в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделе¬ние из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений планиру¬ется работа не только с плоскостными, но и с объемными геомет¬рическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, пред¬лагаемых для изучения детьми.

35 вопрос

Программа математического  развития детей дошкольного возра¬ста, разработанная в рамках педагогической системы «Школа 2000...»

Математический блок программы  разработан Л.Г. Петерсон под руководством Г.В. Дорофеева и представлен в дидактическом посо¬бии «Игралочка», предназначенном для развития математических представлений детей 3—4 и 4—5 лет.

Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса  математики программы «Школа 2000...»  для дошкольников, учени¬ков начальной и средней школы.

Информация о работе Теория и методика развития математики детей