Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
ГЛАВА 1. |
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО- |
7 |
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха |
7 | |
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР |
10 | |
1.3. Характеристика групп ФФНР |
15 | |
ГЛАВА 2. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО- |
26 |
2.1. Организация, содержание и методы исследования |
26 | |
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента |
34 | |
ГЛАВА 3. |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО- |
46 |
3.1. Организация и содержание
коррекционно-логопедической ра |
46 | |
3.2. Направления логопедической работы |
49 | |
3.3. Анализ результатов |
65 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
69 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
72 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
77 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно.
Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).
Вторая группа ошибок - пропуск букв, особенно гласных ("ом" вместо "сам"). Такие дети не всегда могут выделить согласный звук, найти гласный после согласного. Обычно они его не слышат. Кроме того, в письме 'нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов, что вызывается затруднениями в анализе и синтезе звукового состава слова. Эти ошибки в течение длительного времени объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому в школе в начальных классах такие нарушения письма часто пытались исправить при помощи неоднократного переписывания, штриховки, обводки букв и т. п. Главная же причина дефекта при этом не устранялась, и приемы не достигали цели.
При фонетико-фонематическом недоразвитии
у детей нередко наблюдаются
и некоторые недостатки в грамматическом
оформлении речи, бедность словаря. Эти
дети слабее овладевают фразовой речью,
допускают много ошибок в падежных
окончаниях, чаще заменяют окончания родительного
падежа множественного числа, именительного
падежа (много - окны, лампы), реже - предложного
(много книжках), опускают или неправильно
употребляют предлоги, неправильно строят
предложения и т. п. Такие ошибки чаще указывают
на более низкий уровень речевого развития.
Установив связь между нарушениями в письме
и чтении и отклонениями в речевом развитии,
сотрудники сектора логопедии института
дефектологии разработали систему преодоления
этих нарушений.
Уже в дошкольном возрасте можно
выявить и предупредить возникновение
специфических фонетико-
Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Фонетико-фонематического недоразвития речи, как и любую другую форму речевой патологии легче предупредить, чем устранить.
Для успешной профилактики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников необходимо обеспечить несколько условий. Нужно четко определить те признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей еще до начала их школьного обучения. Следует предложить конкретные пути, позволяющие выявить предпосылки фонетико-фонематического недоразвития речи. Необходимо разработать методические приемы, позволяющие до прихода ребенка в школу устранить имеющиеся у него предпосылки фонетико-фонематического недоразвития речи и тем самым не допустить ее появления.
Целью исследования являлось изучение и коррекция нарушений фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР.
Предмет исследования - коррекционно-логопедическая работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у детей с ФФНР.
Гипотеза исследования: мы предположили, что при проведении систематической совместной коррекционно-логопедической и воспитательной работы можно добиться существенных результатов в нарушении формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
3) Разработка и апробация приемов коррекционно-логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР;
4) Анализ результатов проведения
формирующего
эксперимента с целью определения эффективности
выбранных приемов коррекционно-логопедической
работы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Психолого-педагогические (беседа, тесты)
Методологической основой работы выступили фундаментальные исследования в области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского [6], А.Р.Лурия [30], Д.Б. Эльконина [59], Р.Е. Левиной [29], Г.А. Каше [17, 18], О.А. Токаревой [47], Л.Н. Ефименковой [13], Р.И. Лалаевой [29], Т.Б.Филичевой [51], Г.В.Чиркиной [53], М.Ф. Фомичевой [55], Л.Г.Парамоновой [48], Садовниковой И.Н.[40].
Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 9 г. Брянска Брянской области. Экспериментальное исследование проводилось с октября 2007 по май 2008 года. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 10 из которых имели фонетико-фонематическое недоразвитие речи и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Поставленные задачи определили логику и содержание работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе «Научно-теоретический анализ формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР» рассматриваются научно-теоретические основы формирования фонетико-фонематической стороны речи в норме и при ФФНР, а также теоретические аспекты предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Во второй главе «Исследование особенностей фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР» описана организация, содержание и методика проведения исследования речевых и неречевых функций у дошкольников с ФФНР, дается подробный анализ результатов констатирующего эксперимента.
В третьей главе «Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР» представлена коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений речи у дошкольников с ФФНР и анализ результатов контрольного эксперимента.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Многие авторы: А.Н. Гвоздев [8], В.И. Бельтюков [3], Н.Х. Швачкин [58], Г.М. Лямина [29] считают, что фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражан
К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев [8], В. И. Бельтюков [3], Н. X. Швачкин [58], Г. М. Лямина [29] доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д. Б. Эльконин [59] назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч), удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина [29] наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей