Фонетико-фонематическое недоразвитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетик (1).doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2. Направления логопедической работы

 

В процессе логопедической работы по преодолению фонетико- 
фонематических нарушений коррекционные мероприятия проводились на 
основе формирования психофизиологических механизмов,

обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса). Коррекция звукопроизношения основана на уточнении правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.

В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым  важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий.

Так как ребенок не различает  звуки на слух, на первых порах лучше  опереться на более сохранные  функции, в частности, на зрение. Ведь любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции,   т.е.   по   положению   артикуляторных   органов   при   их произнесении. Именно в силу различного положения этих органов и получается разное звучание. Поэтому нужно сначала привлечь внимание ребенка к различию в органах артикуляции, а не начинать сразу с различения звуков на слух.

Дальнейшая задача – как можно  ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего  отождествлять их с теми звуками, которые ребенок часто слышит в природе. При этом произносить  эти «природные» звуки нужно утрированно и достаточно длительно.

Опираясь на зрительный анализатор, для дифференциации звуков [С] - [Ш] – [Ж] – [3] мы использовали картинки: [С] – насос, [Ш] – шина, из которой выходит воздух, [Ж]- жук, [3] – комар звенит (см. приложение)

Значительную помощь в этом отношении  оказывает запоминание ребенком фразы, подводящей итог:

Ж-Ж-Жук ж-ж-жужжит со звуком [Ж]-[Ж]-[Ж],

Комар з-з-звенит со звуком [3]-[3]-[3].

На следующем этапе мы проводили  игру в «комара и жука».

Закрыв рот экраном, экспериментатор имитирует то жужжание жука, то звон комара. Ребенок определяет звук и показывает соответствующую картинку.

Аналогичные упражнения проводились  для дифференциации звуков [С]-[Ш]:

Звук [С] – это тонкий свист,

А в [Ш] слышен шум глухой.

Звук [С] в словах «С-С-Слон» и «ЛИС-С-С-СТ»,

А [Ш] есть в слове «БОЛЬШ-Ш-ШОЙ».

После проведенной таким образом  дифференциации различий в звучании этих пар звуков различение остальных  смешиваемых пар проходило значительно  легче, поскольку ухо ребенка  было «настроено» на «дифференцировочную работу».

Все смешиваемые звуки сразу  связывались с соответствующими печатными     буквами,     которые    демонстрировались     на    картинках-обозначениях звуков.

Упражнения  на дифференциацию речевых звуков:

Логопед последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять карточку с символом звука и буквой, обозначающей звук [С] или [Ш], когда услышит в слове соответствующий звук (см. приложение). В предъявляемых словах одновременно представлены оба «трудных» звука.

Примерные слова: шапка, школа, сабля, шум, сокол, душ, мешок, собака, крыша, шар.

Когда ребенок легко справится  с заданием, следует его усложнить, включив слова, содержащие другие свистящие  и шипящие звук [3], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ].

Примерные слова: капуста, свеча, кольцо, щенок, жаворонок, зонтик, защелка, редисочка, одуванчик.

Во второй части задания ребенку  предлагается поднять вверх карточку с буквой 3 или Ж, когда в слове  будет слышен звук [3] или [Ж]. Упражнение усложняется за счет включения в  него таких слов, которые содержат сразу оба звука.

Примерные слова: железо, жизнь, зажигалка, зажарить, зажим, жалюзи.

2. Логопед показывает картинку, если ребенок услышит правильное название того, что нарисовано, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный.

Примерные слова: баман, паман, банан, банам; ваван, даван, баван, диван; арьбом, альбом, альпом, альмом; щетка, четка, сетка, цотка; месок, мезок, мецок, мечок, мешок.

3. Придумать предложения с каждым словом из пары предложенных. 
Например, мелом пишут на доске, а мель - это мелкое место на реке.

Примерные пары слов: уголь —угол, дрова-трава, гора — кора, Дина — тина, суп — зуб, Лука -рука, лис -рис, бор — бой.

4.   Упражнение  на  развитие  слуховой  памяти   и  орального   праксиса (удержание в памяти  и мысленное представление фонемы). Ребенку  предлагается  молча  показать  лишь те  картинки,  в  названии которых имеется звук [Р], [Л] (см. приложение)

5.Логопед предлагает ребенку  вспомнить и назвать как можно  больше имен со звуком [Ш], предметов  одежды со звуком [Ш]; все находящиеся в комнате предметы со звуком [Ш] (аналогичное задание проводится с другими звуками).

6. Указав ребенку на расположенную ниже картинку, на которой нарисованы РОЖКИ и ЛОЖКИ, но не называя этих предметов, 
экспериментатор просит ребенка сначала показать те, название которых 
начинается со звука [Р] (Аналогичным образом предлагается показать 
картинки, начинающиеся со звуков [Ш], [С], [3], [Л], [Ч], [Ц]).

7. Игра в лото. Предлагаются карточки с нарисованными предметами, в названиях которых есть звуки [С] [Ш]. Логопед называет слово. Ребенок должен найти соответствующую картинку на своей карточке, определить, какой звук слышится в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

Усложнением игры является такой вариант, когда детям раздают карточки лото и полоски, разделенные на три части. На двух полосках буквы с и ш написаны в начале полоски, на двух других - в середине, на остальных – в конце.

Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове ([с] или [ш]),    его   место    (начало,    середина,    конец)    и   закрывают   картинку соответствующей полоской.

 

Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа  и синтеза

1. Упражнение на определение начального гласного в ударной позиции. Ребенку   предлагается   ряд   слов,   начинающихся   с   гласных   звуков. Услышав слово, ребенок должен определить начальный звук и показать карточку с соответствующей буквой (см. приложение)

Примерный список слов: окунь, узел, иглы, адрес, ужин, имя, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот.

  1. Упражнение на выделение начального гласного в безударной позиции.

Примерный список слов: аптека, изюм. Идут, уйти. Альбом, актер, этаж, узоры,   увяли.   Учеба,   арбуз,   акула,   уборка,   учитель,   алмазы,   экран, экскурсия,   услышал,   апельсин,   иногда,   инструмент,   упал,   асфальт, издалека, изолятор, аппетит.

  1. Детям предлагается определить наличие гласного звука в слове, если указанный звук есть, поднять карточку с соответствующей буквой (см. приложение)

Примерный список слов:

[О] куст, сок, шкаф, сон, пол, лук, рос, мох, сад,  март, рот, рис. 

[А] - сын, наш, мал,  мышь, бык, мак, лось, пар, гусь, бак, шаг, шар. 

[Ы] - дым, нес, сел, был, сыр, соль, мел, мыть, бык, пыль, боль, рыть.

[У] - лес, зуб, лук,  пил, ток, суп, пусть, дуб,  шил, сом, внук, жук.

4. Детям предлагается определить, какой гласный звук есть в слове и поднять карточку с соответствующей буквой.

Примерный список слов: пух, нож:, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

 

5. Упражнение на узнавание начального согласного звука в слове. 
Ребенку   предлагается   поднять   карточку   с   буквой   М,   если      слово 
начинается на [М].

Примерный  список  слов:   парус,   молоко,   морковь,   капуста,   молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, мороз,   книга, мужество, майка. Муравей.

Соответствующее задание выполняется  с другими звуками:

[П] — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, панама, папоротник, пламя, ножницы, паркет. Пастух, паук, номер, плавал и т.д.

6. Упражнение на узнавание последнего согласного звука в слове. 
Ребенку   предлагается   поднять   карточку   с   буквой   К,   если      слово 
заканчивается на звук [К].

Примерный список слов: дом, стук, звон, звук, петушок,  солдат, спутник, восток, овес, паук, портфель, фартук, помидор, парад, порошок. Аналогичные задания  выполняются с другими звуками.

7. Упражнение на узнавание согласного звука в середине слова. 
Ребенку предлагается поднять карточку с буквой Ф, если в слове есть звук 
[Ф].

Примерный список слов: корка, кофта, зонтик, муфта, звонок, телефон, просьба, лифт, парашют, лифт, салат. Аналогичные  задания выполняются с другими  звуками.

8. Упражнение на подбор картинок с заданными звуками.

 

Детям предлагается ряд картинок и  предлагается выбрать только те, в  названиях которых есть заданный звук.

Усложнением данного задания является выбор предметов на заданный звук с опорой на сюжетную картину.

9. Вычленение согласного звука на слух.

 

Детям  предлагается  серии  слогов,  из  которых дети должны  выбрать согласный и показать карточку с соответствующей буквой:

Серии слогов: то-та-ту, на-ну-но, са-су-со, оп-ап-уп, ум-ам-ем и т.д.

10 Игра «Любопытный»

Логопед задает вопросы. Дети должны в ответ придумывать предложения, все слова в которых начинаются с заданного звука. Например, на звук [П]:

Логопед: Кто?

Ребенок: Папа?

Логопед: Что сделал?

Ребенок: Принес.

Логопед: Что принес?

Ребенок: Пастилу.

Логопед: Кому?

Ребенок: Павлику.

Аналогичные задания выполняются  с другими звуками.

11. Упражнение на вычленение последнего согласного в слове.

Детям  предлагается определить последний  согласный звук в  слове  и показать карточку с соответствующей буквой.

Примерный список слов: куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, гром, волк, гром, слон.

12. Игра «Цепочка слов»

Детям   предлагается   подобрать  слово  так,   чтобы   оно  начиналось  на последний звук сказанного слова: мост - танк - карта - апельсин - нос и т.д.

На начальном этапе коррекционной  работы, когда у детей не было сформировано представление о графическом  образе букв, детям предлагались карточки с символами изучаемых звуков, которые содержали стилизованное изображение изучаемой буквы. По мере изучения соответствующих графем карточки с символическим изображением звуков и стилизованных букв заменялись на карточки с изображением печатных букв русского алфавита.

13. Игра «Допиши недостающую букву»

Экспериментатор произносит слова без последнего звука. При диктовке логопед обозначает отсутствующий звук легким стуком карандаша. Ребенок должен заменить отсутствующий звук карточкой с изображением соответствующей буквы.

Примерный список слов: самоле -, каранда -, самосва -, воротни-, чайни -, саха -, шала-, футбо -, замо-, вете-, чуло -, пена -, солда-.

 

14. Упражнение на определение количества  звуков в словах.

Перед ребенком разложен ряд цифр от 1 до 9. Услышав слово, ребенок последовательно  ведет палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки в слове. Цифру, обозначающую последний звук, выдвигают из ряда, говоря: «В этом слове ... букв». Слова для устного диктанта: уха, полка, сто, звон, машина, стук, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, малыш, грузовик.

  1. Упражнение на определение последовательности звуков в словах. Детям предлагается назвать первый, второй, третий звук в заданном слове. Определить, какой звук стоит после указанного. Например, назови второй звук в слове рука. Какой звук стоит после [и] в слове «диван»? Примерный список слов: лужа, камыш, лес, ком, мука, крыша.
  2. Ребенку предлагается назвать все звуки по порядку в словах: бак, зал, вар, гам, дар, дым, душ, жук, лужа, муха, халва, малыш.

 

Коррекция звукослоговой  структуры

1. Упражнение «Повтори за мной»

Ребенку предлагается повторить за логопедом серии слогов с заданной интонацией.

Примерные серии слогов: СА-ША-СА, ЗА-ЖА-ЖА, ЛА-РА-ЛА, СО-ШО-ЖО, ЗУ-ШУ-ЖУ, РА-РА-ЛА и т.д.

2. Игра «Перепутанные слоги»

Детям предлагается составить из «перепутанных» слогов правильные слова.

Примерные наборы слогов: «басака», «гамазин», «налу», «фонлете», талапа», « дилкокро», «рукенгу» и др.

3. Игра «Телеграф»

Детям предлагается «передать  телеграмму», произнеся слово по слогам. Примерный набор слов: Лиса, молоток, чашка, велосипед, бегемот, фрукты, повар, телевизор, радуга, конфета, карандаши, помидоры.

4. Игра «Слоговой поезд»

На фланелеграф помещаются картинки, на которых изображены вагончики  с различным количеством окошек. Детям раздаются картинки. Если в  названии картинки один слог, то ребенок располагает картинку в вагончике с одним окошком, если 2 слога, то в вагончике с 2-мя окошками и т.д.

5.Игра «Закончи слово»

(на основе восприятия инициальной  части лексической единицы)

Детям предлагается рассмотреть ряд  из предметных картинок, названия которых  являются   двух-,   трех-,   четырехсложными   словами,   а   затем

продолжить начатое  логопедом слово. Например, бума-, руба-, газе-, коро-, Бура-, мага-, пуго-, гусе-, само-, бара-.

Коф-, пал-, свеч-, конфе-, каран-, подуш-, ромаш-, стака-...

6.Игра «Угадай начало слова»

(на основе восприятия финальной  части лексической единицы)

Детям предлагается рассмотреть ряд  из двух, трех, четырех предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например, картошка, дубина, мышонок. Затем логопед произносит конец слова, а ребенок его начало и слово целиком.

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей