Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Результаты обследования представлены в гистограмме 3.
Гистограмма 3
Сравнение результатов обследования «Распределение на группы картинок, названия которых содержат оппозиционные звуки»
2.3. Составление словосочетаний
со словами, содержащими
оппозиционные звуки
Данное задание не вызвало серьезных трудностей у детей обеих групп. 50% детей ЭГ справились с заданием. Наибольшее количество ошибок было допущено в дифференциации звонких - глухих согласных. 42% детей испытывали затруднения при составлении 2-3 пар словосочетаний. Только 8% (Кирилл М. не смог подобрать эпитетов к названным словам. Затруднения при подборе определений у Кирилла М. могут быть вызваны значительным ограничением словарного запаса, а не только недоразвитием фонематического слуха).
Успешно справились с заданием дети контрольной группы. Так, 58,5% детей полностью справились с заданием, 33,5% справились с заданием, допустив при этом незначительные ошибки, т.е. не смогли подобрать определения к одному или двум словам; только 8% Андрей С. не смог подобрать определения к словам почка, бочка, дрова.
Таким образом, фонетико-фонематическое восприятие сформировано хуже у детей ЭГ' в сравнении с развитием данной функции у детей КГ без нарушений речи.
Сравнительные результаты обследования фонематического восприятия приведены на гистограмме 4.
Гистограмма 4
Сравнение результатов обследования «Составление словосочетаний со словами, содержащими оппозиционные звуки»
3. Исследование звукового анализа и синтеза
3.1. Исследование звукового анализа
Определение первого звука в слове
Особенно большие трудности дети ЭГ испытывали при выполнении заданий на определение начального согласного и конечного гласного звука в слове. Никто из детей ЭГ не выполнил самостоятельно предложенного им задания. 25% детей смогли выполнить задание лишь при небольшой помощи со стороны экспериментатора; 8% правильно определили ударные гласные в начале слов; 67% детей ЭГ не справились с заданием в полном объеме, допустив ошибки и в определении начального, и конечного звука.
Среди дошкольников КГ 58,5% детей полностью справились с заданием; 16,5% детей справились с заданием, но допустили при выполнении ошибки. Так, Даша Л. назвала последний звук в слове «ворона» - [Н], а Даниил Г. назвал первым в слове «муха» звук [У]. У 25% детей вполне сформированы навыки звукового анализа.
Результаты обследования представлены на гистограмме 5.
Гистограмма 5
Сравнительные результаты обследования «Выделение первого звука в слове»
3.2.Исследование звукового синтеза в слове.
Исследование уровня сформированности звукового синтеза дало аналогичные результаты. Из всех детей ЭГ только 8% справились с данным заданием. У 25% детей справились с заданием, но с ошибками: Дима 3., Ваня К. и Полина Г. правильно назвали все односложные слова, но Ваня К. ошибся в узнавании слов «футбол», «сухарь», Дима 3. и Полина Г. не смогли определить слово «сухарь». 33,5% детей ЭГ правильно определили все односложные слова; 33,5% детей допустили многочисленные ошибки, выполнили предложенное им задание лишь с помощью экспериментатора.
Среди детей КГ 58% успешно справились с заданием; 17% выполнили задание, допустив при этом незначительные ошибки; 25% получили средний результат. Никто из детей КГ' не испытывал трудностей при узнавании односложных слов.
Результаты задания на определение сформированное языкового анализа и синтеза показали, что эта функция развита у дошкольников с отсутствием недостатков речи и недостаточно сформирована у их сверстников с ФФНР.
Сравнительные данные результатов обследования представлены в гистограмме 6
Гистограмма 6
Сравнительные результаты обследования «Исследование умения синтезировать отдельные звуки в слово»
При обследовании звуко-слоговой структуры слов учитывались: уровень сложности слоговой структуры, количество и характер искажений, наличие – отсутствие искажений, контроль правильности при произнесении слова. Исследование слоговой структуры выявило литеральные парафазии (например, температура, мицилионер, мотолок, нелейка, велописед), контаминации (трамлебус, белток, стубуретка) у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Анализ полученных результатов показал, что значительные трудности в воспроизведении слоговой структуры сложных слов больше испытывают с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, чем дети без речевых нарушений. Так, в группе детей с ФФНР никто не смог выполнить задание в полном объеме; только 8,5% правильно воспроизвели слоговую структуру слов в предложениях, допустив единичные ошибки. 25% испытывали трудности при воспроизведении слов сложной слоговой структуры в некоторых предложениях; 66,5% детей с ФФНР испытывали трудности при воспроизведении слоговой структуры словосочетаний.
Дети контрольной группы давали полиморфные ответы: 33,5% полностью справились с заданием; 25% допустили немногочисленные ошибки на уровне предложений; 33,5% допустили многочисленные ошибки, лишь 8% детей не справились с заданием вообще.
Сравнительные данные обследования звуко-слоговой структуры приведены на гистограмме 7.
Гистограмма 7
Сравнительные данные обследования звуко-слоговой структуры слов
Задание 5 оказалось для всех
детей необычным. Испытуемые КГ и
ЭГ допустили большое количество
ошибок при воспроизведении
Сравнительные данные результатов исследования слухомоторных координации приведены на гистограмме 8.
Гистограмма 8
Сравнительные результаты обследования слухомоторных координаций
В процессе исследования установлено, что при нормальном онтогенезе у детей 5-6-ти лет происходит качественный скачок в психоречевом развитии, а также развитии мелкой моторики рук. Исследование показало, что формирование данных функций у детей с ФФНР отстает от данного процесса у сверстников без речевой патологии.
Выводы:
1. Проведенное нами исследование позволило выявить группу детей (экспериментальная группа), имеющих серьезные трудности в речевом развитии, развитии мелкой моторики, а также нуждающихся в коррекционно-логопедической работе.
2. Среди детей контрольной
3. В процессе исследования
установлено, что при
3.1.
Организация и содержание
В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей.
Программа рассчитана на один учебный
год, включает в себя 3 периода.
Первый период обучения (сентябрь
- середина ноября).
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
1. отработкой правильной
[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти
звуки произносятся смазанно из-за нечеткой
артикуляции. Дети учатся восприятию на
слух сохранных звуков и таким образом
создается база для появления в речи отсутствующих
звуков;
2. постановкой отсутствующих у
ребенка звуков (при возможности
-одновременная постановка
3. выработкой подвижности
4. различением звуков на слух;
5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;
2. одновременно проводится
Второй период обучения (вторая половина
ноября - первая половина февраля).
На фронтальных логопедических занятиях
акцентируется внимание:
1. на дифференциации
на слух и в произношении
звуков по твердости - мягкости,
глухости - звонкости; на занятиях
закрепляются и
2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
3. на синтаксической
работе по составлению
4. на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;
5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;
6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.
Третий период обучения (февраль - май). Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.
Главное в этом периоде:
1. закрепить навык
употребления поставленных
2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], [р]-[р'], [л]-[р], [р']-[л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
3. закрепить лексико-
Дети к концу третьего периода:
1. на базе полностью
сформированного произношения
2. свободно пользуются
лексико-грамматическими
Воспитатель в течение всего времени обучения
детей с ФФНР занимается по рекомендациям
логопеда совершенствованием артикуляционной,
тонкой и общей моторики; закреплением
произношения поставленных логопедом
звуков; обогащением, уточнением и активизацией
отработанной лексики в соответствии
с лексическими темами программы; закреплением
употребления формирующихся грамматических
категорий; формированием связной речи;
закреплением формирующихся навыков звукослогового
анализа и синтеза; развитием фонематического
восприятия; развитием внимания, памяти,
логического мышления.
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей