Фонетико-фонематическое недоразвитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетик (1).doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Результаты обследования представлены в гистограмме 3.

Гистограмма 3

Сравнение результатов  обследования «Распределение на группы картинок, названия которых содержат оппозиционные звуки»

 


2.3. Составление   словосочетаний   со   словами,    содержащими 
оппозиционные звуки

Данное задание не вызвало серьезных  трудностей у детей обеих групп. 50% детей ЭГ справились с заданием. Наибольшее количество ошибок было допущено в дифференциации звонких - глухих согласных. 42% детей испытывали затруднения при составлении 2-3 пар словосочетаний. Только 8% (Кирилл М. не смог подобрать эпитетов к названным словам. Затруднения при подборе определений у Кирилла М. могут быть вызваны значительным ограничением словарного запаса, а не только недоразвитием фонематического слуха).

Успешно справились с заданием дети контрольной группы. Так, 58,5% детей полностью справились с заданием, 33,5% справились с заданием, допустив при этом незначительные ошибки, т.е. не смогли подобрать определения к одному или двум словам; только 8% Андрей С. не смог подобрать определения к словам почка, бочка, дрова.

Таким образом, фонетико-фонематическое восприятие сформировано хуже у детей  ЭГ' в сравнении с развитием  данной функции у детей КГ без  нарушений речи.

Сравнительные результаты обследования фонематического восприятия приведены  на гистограмме 4.

Гистограмма 4

Сравнение результатов  обследования «Составление   словосочетаний   со   словами,    содержащими оппозиционные звуки»

 

 

 

3.    Исследование  звукового анализа и синтеза

3.1.  Исследование звукового  анализа  

Определение первого  звука в слове

Особенно большие трудности  дети ЭГ испытывали при выполнении заданий на определение начального согласного и конечного гласного звука в слове. Никто из детей ЭГ не выполнил самостоятельно предложенного им задания. 25% детей смогли выполнить задание лишь при небольшой помощи со стороны экспериментатора; 8% правильно определили ударные гласные в начале слов; 67% детей ЭГ не справились с заданием в полном объеме, допустив ошибки и в определении начального, и конечного звука.

Среди дошкольников КГ 58,5% детей полностью справились с заданием; 16,5% детей справились с заданием, но допустили при выполнении ошибки. Так, Даша Л. назвала последний звук в слове «ворона» - [Н], а Даниил Г. назвал первым в слове «муха» звук [У]. У 25% детей вполне сформированы навыки звукового анализа.

Результаты обследования представлены на гистограмме 5.

Гистограмма 5

Сравнительные результаты обследования  «Выделение первого  звука в слове»


 

 

3.2.Исследование звукового  синтеза в слове.

Исследование уровня сформированности звукового синтеза дало аналогичные результаты. Из всех детей ЭГ только 8% справились с данным заданием. У 25% детей справились с заданием, но с ошибками: Дима 3., Ваня К. и Полина Г. правильно назвали все односложные слова, но Ваня К. ошибся в узнавании слов «футбол», «сухарь», Дима 3. и Полина Г. не смогли определить слово «сухарь». 33,5% детей ЭГ правильно определили все односложные слова; 33,5% детей допустили многочисленные ошибки, выполнили предложенное им задание лишь с помощью экспериментатора.

 Среди детей  КГ  58% успешно справились с заданием; 17% выполнили задание, допустив при этом незначительные ошибки; 25%   получили средний результат. Никто из детей КГ' не испытывал трудностей при узнавании односложных слов.

Результаты задания на определение  сформированное языкового анализа и синтеза показали, что эта функция развита у дошкольников с отсутствием недостатков речи и недостаточно сформирована у их сверстников с ФФНР.

Сравнительные данные результатов  обследования представлены в гистограмме 6

 

 

 

 

Гистограмма 6

Сравнительные результаты обследования «Исследование умения синтезировать отдельные звуки в слово»

 

При обследовании звуко-слоговой структуры  слов учитывались: уровень сложности слоговой структуры, количество и характер искажений, наличие – отсутствие искажений, контроль правильности при произнесении слова. Исследование слоговой структуры выявило литеральные парафазии (например, температура, мицилионер, мотолок, нелейка, велописед), контаминации (трамлебус, белток, стубуретка) у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Анализ полученных результатов  показал, что значительные трудности  в воспроизведении слоговой структуры  сложных слов больше испытывают с  фонетико-фонематическим недоразвитием  речи, чем дети без речевых нарушений. Так, в группе детей с ФФНР никто не смог выполнить задание в полном объеме; только 8,5% правильно воспроизвели слоговую структуру слов в предложениях, допустив единичные ошибки. 25% испытывали трудности при воспроизведении слов сложной слоговой структуры в некоторых предложениях; 66,5% детей с ФФНР испытывали трудности при воспроизведении слоговой структуры словосочетаний.

Дети контрольной группы давали полиморфные ответы: 33,5% полностью  справились с заданием; 25% допустили  немногочисленные ошибки на уровне предложений; 33,5% допустили многочисленные ошибки, лишь 8% детей не справились с заданием вообще.

Сравнительные данные обследования звуко-слоговой структуры приведены на гистограмме 7.

Гистограмма 7

Сравнительные данные обследования звуко-слоговой структуры слов

 

 

 


  1. Исследование слухомоторных координации

Задание  5 оказалось для всех детей необычным. Испытуемые КГ и  ЭГ допустили большое количество ошибок при воспроизведении акцентированных  ритмов, когда ритмический рисунок  не носил характера простого повторения односложных или двусложных ударов. Дети обеих групп допускали ошибки: только 25% детей КГ показали высокий уровень развития слухомоторных координации; в ЭГ никто не воспроизвел правильно простых и акцентированных ритмов с первого предъявления. Среди испытуемых, как КГ, так и ЭГ были те, кто не смог повторить ни простых, ни сложных ритмов даже после нескольких предъявлений при интенсивной помощи эксперимента. Количество таких детей в ЭГ - 41,5%, в КГ - 16,5%; в ЭГ 41,5%, а в КГ - 16,5% детей справились с заданием, но допустили при его выполнении незначительные ошибки; в ЭГ - 17%, а в КГ - 42% детей, справились с заданием, но допустили много грубых ошибок. Неспособность к точному воспроизведению ритмического рисунка обусловлена нарушением слухового различения звуковых ритмов, восприятия структуры ритма, забыванием заданного ритма, что позволяет сделать вывод о слабости слухового восприятия, слабости акустических следов и несформированности слухомоторной координации.

Сравнительные данные результатов  исследования слухомоторных координации приведены на гистограмме 8.

Гистограмма 8

 

Сравнительные результаты обследования слухомоторных координаций


 

 

 

 

 

 

 

В процессе исследования установлено, что при нормальном онтогенезе у  детей 5-6-ти лет происходит качественный скачок в психоречевом развитии, а также развитии мелкой моторики рук. Исследование показало, что формирование данных функций у детей с ФФНР отстает от данного процесса у сверстников без речевой патологии.

 

 

Выводы:   

 

 

1. Проведенное нами исследование  позволило выявить группу детей (экспериментальная группа), имеющих серьезные трудности в речевом развитии, развитии мелкой моторики, а также нуждающихся в коррекционно-логопедической работе.

2. Среди детей контрольной группы  также некоторые нуждаются в  коррекционных занятиях с логопедом, либо в консультативных занятиях с логопедом. Воспитателям и родителям были даны рекомендации и проведены консультации.

3.  В процессе исследования  установлено, что при нормальном  онтогенезе у детей 5-6-ти лет  происходит качественный скачок  в психоречевом развитии, а также развитии мелкой моторики рук. Исследование показало, что формирование данных функций у детей с ФФНР отстает от данного процесса у сверстников без речевой патологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической  работы в группе для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи

 

В течение года дети с  ФФНР старшей группы осваивают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей.

Программа рассчитана на один учебный  год, включает в себя 3 периода. 
Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде  занимается:

1. отработкой правильной артикуляции,  закреплением и автоматизациейнавыков  правильного произношения имеющихся  в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [д], [д`], [г], 
[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

2. постановкой отсутствующих у  ребенка звуков (при возможности  -одновременная постановка нескольких  звуков, относящихся к разным  фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

3. выработкой подвижности органов  артикуляционного аппарата, используя  зрительный, слуховой, кинестетический  анализаторы;

4. различением звуков на слух;

5. дифференциацией поставленных  или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная  отработка звуков обеспечивает  поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;

2. одновременно проводится работа  по формированию фонематического  восприятия. Дети утрированно произносят  названные выше звуки, угадывают  их по беззвучной артикуляции,  воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формирование умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

Второй период обучения (вторая половина ноября - первая половина февраля). 
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

1. на дифференциации  на слух и в произношении  звуков по твердости - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях  закрепляются и дифференцируютсяследующие  звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

2. на грамматических  категориях: рода, числа, падежа и  времени;

3. на синтаксической  работе по составлению предложений,  их распространению;

4. на развитии связной  монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

5. на закреплении навыков  звукового анализа и синтеза:  определении позиции звука в  слове (в начале, середине, конце); определении ударного гласного  в положении после согласного; анализе прямых и открытых  слогов, их преобразовании;

6. на усвоении терминов  и понятий слог, слово, предложение,  звук, согласные, гласные, глухие  и звонкие, мягкие и твердые  звуки. 

Третий период обучения (февраль - май). Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Главное в этом периоде:

1. закрепить навык  употребления поставленных звуков  в самостоятельной речи детей;

2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], [р]-[р'], [л]-[р], [р']-[л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];

3. закрепить лексико-грамматические  конструкции, конструкции сложносочиненного  и сложноподчиненного предложений  в самостоятельной связной речи  детей в процессе рассказывания.

Дети к концу третьего периода:

1. на базе полностью  сформированного произношения и  фонематического слуха самостоятельно  проводят анализ и синтез односложных  слов (лук, шум), слогов и слов  со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной опоры используются схемы, где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, гласные звуки выделяются красными кружочками, согласные - синими;

2. свободно пользуются  лексико-грамматическими конструкциями  - простыми и сложными предложениями.  Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе группы ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу, полностью готовы к обучению грамоте. 
Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по рекомендациям логопеда совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков; обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы; закреплением употребления формирующихся грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза; развитием фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического мышления.

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей