Фонетико-фонематическое недоразвитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетик (1).doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Примерный   речевой   материал:    (ду)...бина,    (ка)...бина,    (бу)...тылка, (жур)налы, (зай)...чонок, (ли)...цо, (баша)...рейка.

Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов:

Два слога в трехсложных словах,

Три слога (затем два слога) в  четырехсложных словах,

Один слог в двусложных (затем  трехсложных, четырехсложных словах).

7. Игра «Чем похожи слова»

Детям   предлагается  рассмотреть  ряд  предметных  картинок,   названия которых имеют одинаковую финальную часть, например, цветок, листок, молоток.  Затем детям задают вопрос:  «Чем похожи слова?»  (У  слов одинаковый конец). «Чем различаются?» (Разное начало).

Примерный речевой и  картинный материал:

Цветок, листок, молоток;

Утка, мышка, белка, ветка;

Палка, банка, полка, ручка;

Сумка, вилка, миска, кепка;

Сова, тыква, голова.

8. Игра « Поменяй местами части слова»

Детям предлагается поменять местами  слоги и назвать новое слово. Примерный речевой материал: Чайка (качай), дыра (рады), насос, лама, банка, лыжи, мышка. Для закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова детям предлагалось отраженно проговаривать слова и заучивать тексты, насыщенные многосложными словами с труднопроизносимыми звуками    (шипящими    и    сонорами).    При    затруднении    в    качестве вспомогательного    средства    использовалось    отхлопывание    слогового контура слова и позвуковое проговаривание стечений согласных звуков.

Используемый речевой материал:

Пограничный дозор. Творческая радость. Операционная сестра. Разгром противника.      Скафандр      космонавта.      Расторопные      строители. Черноморский   курорт.   Добросовестный работник.   Костюмированное представление. На     сковороде    разогревается     завтрак.     На     табуретке     стоит соковыжималка.   В  холодильнике  много   скоропортящихся   продуктов. Велосипедисты и мотоциклисты останавливаются на перекрестке около светофора. Регулировщик управляет движением улицы, перегруженной транспортом.

Сутра сестра сказала  Роме:

«В три  встреча на аэродроме,

С аэродрома  привезем

Всех иностранцев в  новый дом!»

Обезьянка Виолетта ходит в студию балета, Тренируется  пока у балетного станка. Ноги этой балеринки, как волшебные пружинки: Улетает в два прыжка балеринка в облака.

На перекрестке транспорта много, Где светофор? Перекрыта дорога! Регулировщик дал транспорту ход, Жезлом взмахнул: «Ну, машины, вперед!»

Значение  непонятных слов уточнялось.

 

Неречевые приемы слухомоторной координации

1. Тема. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.

Предшествующая работа. На музыкальных занятиях внимание детей привлекали к характеру звучания музыкальных произведений.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает 2 картинки. На одной изображена прогулка детей при ярком солнце. На другой — идет дождь и дети бегут под навес.

Игра «Солнце или дождик?»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям: «Сейчас  мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином (или бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3 — 4 раза.

 

2. Тема. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Предшествующая работа. Проводилась работа по воспитанию слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подготавливает озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Игра «Угадай, кто кричит»

Краткое описание

Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5 — 6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

3. Тема. Развитие направленности слухового внимания.

Цель. Учить детей определять направление звука.

Предшествующая работа. У детей воспитывали умение сосредоточивать слуховое внимание на определенном объекте.

Подготовительная работа. Воспитатель готовит звоночек.

Игра «Где позвонили?»

Краткое описание

Дети садятся в кружок. Воспитатель  выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4 — 5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

4. Тема. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Цель. Учить детей определять предмет на слух и по его звучанию.

Предшествующая работа. Дети учились определять игрушки по соответствующим звукоподражаниям.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Игра «Угадай, на чем играю»

Краткое описание

Воспитатель знакомит детей  с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.


Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5 — 7 раз.

 

5. Тема. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Цель. Учить детей определять действие по звуку.

Предшествующая работа. Дети учились определять музыкальные игрушки по их звучанию.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Игра «Угадай, что делают»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, мож но увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.


 

6. Тема. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина.

Предшествующая работа. С детьми проводили игру на переключение слухового внимания.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Игра «Угадай, что делать»

Краткое описание

Дети сидят полукругом. У каждого  в руках по 2 флажка. Если воспитатель  громко звенит тамбурином, дети подни мают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.


Методические указания. Воспитателю необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

 

7. Тема. Воспитание умения определять темп звучания тамбурина.

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.

Предшествующая работа. На музыкальных занятиях детям проигрывали музыкальные произведения в быстром и медленном темпе.

Подготовительная работа. Воспитатель готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Игра «Угадай, кто идет»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас тамбурин. Педагог медленно стучит в тамбурин, а дети ходят как цапли.


Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит тамбурин. Он быстро стучит в тамбурин, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель меняет темп звучания тамбурина, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания тамбурина надо не более 4-5 раз.

 

 

3.3. Анализ результатов  формирующего эксперимента

 

В результате проведенной нами логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были получены следующие результаты:

Гистограмма 9

 

Сравнительные результаты выполнения заданий констатирующего  эксперимента в экспериментальной  и контрольной группах (средний  результат)

 

1 – Обследование формирования звукопроизношения

2.1., 2.2. – Обследование формирования фонетико-фонематического восприятия.

3.1., 3.2. – Исследование звукового анализа и синтеза.

4 – Обследование звуко-слоговой структуры слов

5 – Исследование слухомоторных координаций

Анализ полученных результатов  показал, что значительные трудности  при выполнении заданий испытывают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи, чем дети без речевых нарушений. Так, в группе детей с ФФНР никто  не смог выполнить ни одного задания в полном объеме.

31,3% показали дети с ФФНР при  выполнении задания на формирование  звукопроизношения. 

53,2% показали дети с ФФНР при  выполнении заданий на формирование  фонетико-фонематического восприятия.

50% показали дети с ФФНР при  выполнении заданий на исследование звукового анализа и синтеза.

51,9% показали дети с ФФНР при выполнении заданий при обследовании звуко-слоговой структуры слов.

37,6% показали дети с ФФНР при выполнении заданий при исследовании слухомоторных координаций.

Дети контрольной группы показали следующие результаты:

95,7% показали дети контрольной  группы при обследовании формирования  звукопроизношения.

79,2% показали дети контрольной группы  при обследовании формирования  фонетико-фонематического восприятия.

85,5% показали дети контрольной группы при исследовании звукового анализа и синтеза.

83,3% показали дети контрольной группы  при обследовании звуко-слоговой  структуры слов.

71% показали дети контрольной  группы при исследовании слехомоторных  координаций.

Проведенное исследование позволило выявить группу детей, имеющих серьезные трудности в речевом развитии, развитии мелкой моторики, а также нуждающихся в коррекционно-логопедической работе. Это дети группы № 5: Кирилл М., Кирилл Л., Витя Е., Даша С., Сережа Б.

Среди детей контрольной группы также некоторые нуждаются в коррекционных занятиях с логопедом, либо в консультативных занятиях с логопедом. Воспитателям и родителям были даны рекомендации и проведены консультации.

 

 

 Выводы:

1. Развитие артикуляционных навыков  и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи.

Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

2. К концу обучения дети должны  правильно произносить и различать  все фонемы родного языка, владеть  навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей