Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было направлено на изучение особенностей нарушения фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также на создание методических приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у детей с ФФНР.
В исследовании был проведен научно-теоретический анализ формирования и нарушения фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР, изучены особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, структура ФФНР и предпосылки его формирования, а также анализ литературы по данной проблеме. В теоретической части работы представлена характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, особенности их речевой системы и высших психических функций. Также рассмотрены нарушения формирования фонетико-фонетических процессов у детей с ФФНР.
Констатирующая часть
Экспериментальное обучение проводилось с учетом особенностей состояния речевого, сенсомоторного и психического развития детей. Была разработана и апробирована система заданий, игр и упражнений, базировавшаяся на принципах комплексности, наглядности и доступности, постепенного усложнения речевого материала и характера заданий.
Коррекционное обучение дошкольников экспериментальной группы проводилось по следующим направлениям:
- на основе формирования психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);
- коррекция звукопроизношения
основана на уточнении
Результаты формирующего эксперимента позволили отметить у детей с ФФНР (экспериментальной группы) высокие показатели сформированности фонетико-фонетических процессов.
Можно полагать, что более высокие
результаты обследования детей в
ходе контрольного эксперимента по сравнению
с констатирующим
обусловлены включением в систему
общепринятых коррекционно-
логопедических занятий
разработанных целенаправленных и дифференцированных приемов работы
по преодоления нарушений фонетико-фонетических
процессов у детей с ФФНР.
Полученные экспериментальные данные позволили сформулировать следующие выводы:
1. на основе анализа
Таким образом, предложенные приемы и
упражнения
могут быть использованы как ступень по
подготовке детей с ФФНР к
преодолению нарушений формирования
фонетико-фонематических процессов.
Ряд специальных приемов можно рекомендовать к использованию логопедами логопедических пунктов при дошкольных учреждениях в целях профилактики возможных нарушений фонетико-фонематических процессов у детей с менее выраженными речевыми дефектами.
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактический материал для обследования фонетико-фонематической стороны речи
Дифференциация звуков [С]-[Ш] – [Ж] – [3]
Воздух выходит из проколотой шины и шипит: «шшш»; жук жужжит: «жжж»; кузнечик стрекочет: «ч-ч-ч»; змея шипит: «щщщ»; самолет высоко летит и гудит: «ллл»; собака рычит: «ррр».
Дифференциация звуков [С], [Ш], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]
С |
Ш |
З |
Ц |
Ж |
Ч |
Щ |
Логопед последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять карточку с символом звука и буквой, обозначающей звук [С], [Ш], [З], [Ч], [Щ], [Ц] когда услышит в слове соответствующий звук.
Дифференциация звуков [Р], [Л]
Ребенку предлагается молча показать лишь те картинки, в названии которых имеется звук [Р], [Л].
Определение начального гласного в ударной позиции
О |
У |
И |
А |
Э |
Ребенку предлагается ряд слов, начинающихся с гласных звуков. Услышав слово, ребенок должен определить начальный звук и показать карточку с соответствующей буквой.
Определение гласного звука в слове
О |
А |
Ы |
У |
Детям предлагается определить наличие гласного звука в слове, если указанный звук есть, поднять карточку с соответствующей буквой
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей