Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:43, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно. Самая распространенная и характерная ошибка для детей с нарушениями звукопроизношения - замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих [п]-[б], [т]-[д], свистящих и шипящих [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч], сонорных [р]-[л], мягких и твердых согласных (заль вместо зал).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
7
1.1. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
7
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
10
1.3. Характеристика групп ФФНР 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
26
2.1. Организация, содержание и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
46
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
46
3.2. Направления логопедической работы 49
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы в модифицированном виде методы, описанные в работах Л.Г.Парамоновой [38], Р.И. Лалаевой [29], Л.В. Венедиктовой [5], О.П. Озерецкого [35] и других.
Констатирующий эксперимент проходил в ДОУ № 9 г. Брянска в октябре 2007 года. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (по результатам ПМПК). В контрольную группу (КГ) вошли 10 детей без речевых нарушений. Средний возраст детей составил 5 лет 9 месяцев. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.
Далее приводится подробное описание проведенного эксперимента.
Методы обследования речевых и неречевых функций включали следующие разделы звукопроизношения:
1. Исследование формирования фоне
2. Исследование формирования звукового анализа и синтеза;
3. Исследование формирования
4. Исследование формирования слухомоторых координаций.
1. Обследование звукопроизношения:
Инструкция: «Повтори за мной»
Детям предлагается повторить предложение за логопедом. Материалом для обследования произношения являются фразы:
[С – С’]: У Сони сани с горки едут сами. Сеня в лесу встретил лису. У нас газ погас.
[3 – З’]: На золотую звезду не накинуть узду. Лиза купила Зине корзину в магазине. Звезды сияют в синих небесах.
[Ц]: Цыплята и курица целый день на улице. Цветы целое лето цветут в цветнике. Цепь сцепили из колец, где у цепи той конец?
[Ш]: В тиши шумели камыши. Большая подушка у мишки под ушком. Для обеда – плюшка, для хоккея — клюшка.
[Ж]: Жалуется ежик на жука: «Кожа у жука крепка». Звонок звенит, а жук — жужжит. Зеленая лужайка, а на лужайке — зайка.
[Ч]: У колючей елочки колкие иголочки. У бычка два бочка. Ночевала тучка в тишине, ветерок чуть-чуть лишь прошумел.
[Щ]: Щиплют щипком, а щелкают щелчком. Много в ящиках лещей, да нет от ящиков ключей. В роще и в чаще бывайте почаще.
[Л], [Л]: Мама Милу мыла с мылом. В зимний холод всякий молод. Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
Мы посуду сами мыли.
Мыли, но не мылили.
Мы посуду мыли сами-
Помогали нашей маме.
[P], [P']: До города дорога в гору, от города – с горы. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. У Аграфены и Арины растут георгины. Громко гром в горах грохочет, рассказать про горы хочет.
Все деревья на горе
Так нарядны в серебре!
Наряжает их зима,
Наряжает их сама.
Критерии оценки:
4 балла – все звуки сохранны, нормативное произношение всех звуков изолированно и в спонтанной речи;
3 балла - почти все звуки доступны правильному произношению, в спонтанной речи подвергаются заменам или искажениям (т.е. недостаточно автоматизированы);
2 балла – искажаются или заменяются во всех речевых ситуациях только звуки одной фонетической группы;
1 балл – искажаются или заменяются несколько звуков из разных фонетических групп.
2. Обследование фонематического восприятия
2.1. Инструкция: «Скажи, какой звук встречается чаще» Материалом обследования явились стихотворные тексты.
Тексты предъявлялись вне зависимости от правильности произношения звуков и были подобраны на основе частотности нарушаемых звуков: соноров, шипящих и свистящих. Предлагались следующие тексты:
Дятел жил в дупле
пустом,
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак.)
Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон! Динь-дон!
(И. Токмакова)
Куда-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло!
(В. Берестов)
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку — бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо Под ноги
Смотреть!
(М. Пляцковский)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!»
(Т. Волгина)
У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку Новую мою?
Как луна сияет…
Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью.
(Л. Деляну)
Оценивалась правильность выделения в тексте наиболее часто встречаемых звуков после обычного предъявления и предъявления с акцентированным произнесением звуков.
Критерии оценки:
4 балла – правильное определение всех частотных звуков без предъявления акцентированного произнесения;
3 балла – правильное определение всех частотных звуков, но только после акцентированного произнесения;
2 балла – правильное определение 2-3 частотных звуков после их утрированного произнесения;
1 балл - невозможность определить часто встречающийся в тексте звук даже после предъявления с акцентированным его произнесением.
2.2. Инструкция: «Распредели картинки по группам: слева – картинки, в названиях которых есть звук [С], справа – звук [Ш]» (соответственно предлагаются картинки с другими оппозиционными звуками)
Материалом обследования являются картинки (см. приложение), в названии которых присутствуют оппозиционные звуки: Звонкие – глухие ( козы-косы, зайка-сайка, жар-шар, род-рот, год-кот), свистящие – шипящие (крыша-крыса, мишка-миска, каска-кашка, розы-рожи), свистящие (шипящие)-аффрикаты (свет-цвет, кочка-кошка, пешка-печка, ночь-нож, цель-щель, челка-щелка, чепцы-щипцы ), соноры [Р]- [Л] , [Р] [Л'], [Р]- [И] , [Р'] –[И] (ложки-рожки, лак-рак, Марина-малина, уголь-угорь, майка-марка, койка-корка, йод-лед, галька-гайка, твердые-мягкие [Б] –[Б’], [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Д]-[Д’], [З]-[З’], [К]-[К’], [Л]-[Л’], [М]-[М’], [Н]-[Н’], [П]-[П’], [Р]-[Р’], [С]-[С’], [Т]-[Т’], [Ф]-[Ф’], [Х]-[Х’] (был-бил, вол-вел, лом-лен, пол-пел, руда-река, нос-нес, тол-тел и т.д.)
Критерии оценки:
4 балла – правильный подбор всех картинок;
3 балла – затруднения в подборе картинок на 1 пару оппозиционных звуков;
2 балла - затруднения в подборе картинок на 2-3 пары оппозиционных звуков;
1 балл – ошибки в подборе картинок на все пары оппозиционных звуков.
3. Исследование звукового анализа и синтеза
3.1 Исследование звукового
Инструкция: « Определи первый звук в слове»
Материалом для обследования в первой серии заданий являются слова для определения ударного гласного в начале слова: Алла, Оля,, Инна, аист, осот, улитка, улица, облако (на слух); предметные картинки: рак, ворона, дуло, булка, трава, миска, кошка, танк, блоха, собака.
Затем предлагается инструкция для второй серии заданий: « Назови первый и последний звук в названиях картинок»
Критерии оценки:
4 балла – правильное определение всех звуков;
3 балла – одна ошибка в определении гласного либо согласного в начале или конце слова;
2 балла - правильное определение только первого ударного гласного звука;
1 балл – невозможность определить гласные и согласные звуки в начале и в конце слов.
3.2. Исследование звукового синтеза в словах.
Инструкция: «Назови слово целиком»
Материалом для обследования являются слова, произнесенные с паузами после каждого звука: [ч]-[а]-[с], [п]-[ы]-[ль], [м]-[а]-[к], [п]-[а]-[р]-[к], [з]-[в]-[у]-[к], [м]-[у]-[х]-[а], [ф]-[у]-[т]-[б]-[о]-[л], [с]-[у]-[х]-[а]-[рь].
Критерии оценки:
4 балла - правильное называние всех предлагаемых слов.
3 балла – правильное называние односложных и двусложных слов, но возможны ошибки в узнавании остальных слов;
2 балла – правильное называние только односложных слов;
1 балл - задание вызывает затруднения даже в понимании односложных слов.
4. 0бследование звуко-слоговой структуры слов
Инструкция: «Повтори за мной»
Материалом для обследования явились словосочетания и предложения, содержащие слова различной слоговой структуры: цветная бумага, спутники в космосе, регулировщик на перекрестке, высокая температура, заржавленная сковородка. Аквалангист ныряет с аквалангом. Милиционер дежурит на проспекте. На центральной площади идет строительство многоэтажного дома. Пингвин гуляет с пингвиненком. Экскаваторщик управляет экскаватором. Мотоциклист догоняет велосипедиста.
Критерии оценки:
4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов в словосочетаниях и предложениях;
3 балла – правильное воспроизведение слоговой структур»! слов в словосочетаниях, но затруднения при передаче слов сложной слоговой структуры в предложениях;
2 балла – правильное воспроизведение слоговой структуры слов в словосочетаниях, но значительные трудности в воспроизведении слов, в удержании их в памяти при повторении предложений;
1 балл – наличие многочисленных искажений слоговой структуры даже на уровне словосочетаний.
Методика строилась на основе повторения ребенком простых и сложных ритмов.
Инструкция: «Послушай и прохлопай как я».
Сначала детям предлагались простые ритмы: II — I — III ; III — II — I; II – III. Если ребенок легко воспроизводил простые ритмы, то ему предлагалось повторить сложные ритмы: I — I – II – II; III – I – III — II; II-III – I – II; III – I – II - II ( Выделены более сильные удары).
При оценке результатов теста учитывались ошибки в воспроизведении ритма и в подсчете ударов.
Критерии оценки:
4 балла – правильное воспроизведение простых и сложных ритмов, правильное воспроизведение количества ударов с первого предъявления;
3 балла - правильное воспроизведение простых ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сильных ударов;
2 балла - нарушения воспроизведения простых ритмов; правильное воспроизведение количества ударов после третьего предъявления; невозможность выполнения теста на сложные ритмы;
1 балл – невозможность выполнения обоих тестов.
2.2. Анализ результатов
экспериментального
В ходе анализа результатов
1. Обследование
Обследование
Тогда как 83% детей КГ успешно справились с заданиями, только Аня Б. имела призубный сигматизм шипящих, а Максим 3. – ламбдацизм, т.е. 17% детей справились с заданиями, допустив при этом небольшое количество ошибок.
Обследование звукопроизношения позволило сделать вывод о том, что дети с ФФНР значительно хуже владеют нормативным звукопроизношением, чем дети этого возраста без ФФНР, что свидетельствует о недоразвитии речеслухового анализа у детей. Наибольшее число ошибок связано со смешением звуков (чаще свистящих и шипящих: [с]- [ш]; [з]- [ж]; [с]- [ч]; [с]- [щ], а также сонорных [л]- [р]). Также встречалось искаженное произношение звуков (призубный и боковой сигматизм, увулярное произношение [р], двугубное [л]) смешение звуков. Менее распространенными ошибками были стойкие замены звуков и отсутствие звуков, в частности, [р]. Исследования речевой моторики показали, что движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением или вялостью, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Речь детей часто была аритмичная, смазанная. В то же время отдельные слова и слоги дети могли произносить четко. Наибольшие трудности дети испытывали при произнесении слов и фраз, содержащих звуки, близкие по артикуляции или звучанию. Предположительно, причина трудностей кроется в недоразвитии слуховой дифференциации (фонематического восприятия).
Результаты обследования звукопроизношения приведены на гистограмме 1.
Гистограмма 1
Сравнение результатов обследования звукопроизношения (в %)
2. Обследование фонематического восприятия
2.1.Выделение частотного звука на слух.
Ни один ребенок экспериментальной
группы не смог полностью справиться
с заданием. Дозированная помощь со
стороны экспериментатора акцентированное
произнесение частотного звука –
помогало детям выделить его среди других.
У 50% детей ЭГ наибольшие трудности возникали
при
выделении на слух звуков [Ш] и [С]. 33% детей
не справились с заданием
даже после прослушивания текстов с акцентированным
произношением
частотных звуков. 17% детей, например, Даша
С. смогла выполнить
задание только после развернутой помощи
экспериментатора. Ване Т. потребовалось утрированное
произнесение частотных звуков
во всех стихотворениях.
Дошкольники КГ лучше справились с выполнением этого задания: 50% детей успешно справились с предложенным им заданием; 25% детей правильно определили частотный звук после однократною его утрированного произнесения. У 25% детей выполнение предложенного задания вызвало большие затруднения. Так, Антону Л. потребовалось утрированное произнесение стихотворений с частотными звуками [Л], [Р| [С] , Андрею С - [Л], [С], Даниилу Г.- [Р][Л].
Результаты обследования звукопроизношения приведены на гистограмме 2.
Гистограмма 2
Сравнение результатов
обследования «Выделение ребенком
частотного звука на слух»
содержат оппозиционные звуки
Задание вызвало трудности у 16,5% детей ЭГ. Они затруднялись в дифференциации всех пар оппозиционных звуков ([С], [Ш] [Л],[Р], [Ч], [Щ], [T], [Ж]). 58,5% детей ЭГ испытали затруднения в подборе картинок на 2-3 пары оппозиционных звуков. Наибольшие сложности представляли задания на дифференциацию свистящих, шипящих [С], [Ш], и аффрикатов [Щ], [Ч]. Только 25% детей ЭГ ошиблись в подборе картинок по одной паре оппозиционных звуков. Диана К. ошиблась в дифференциации [3]- [Ж], Дима 3. – [Ч] - [Щ], Ваня К. –[Л'] - [И].
У детей КГ данное задание не вызвало
серьезных затруднений. 58,5% дошкольников
выполнили все задания
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие детей