Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
По словам А.М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше", чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе).
В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г. Качан).
Содержание знаний о безопасности
жизнедеятельности отражено в образовательных
программах, рекомендованных министерством
образования и науки для
.2 Направления и содержание
Определить, правильно или неправильно
ведет себя человек в тех или
иных обстоятельствах, очень сложно.
Ведь даже открытый конфликт ребенка
со взрослым или сверстником в
некоторых случаях можно
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике.
Программа «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» разработ
Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников.
Иные акценты расставлены в образовательной программе "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста" <#"justify">Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Для этого была разработана программа «Будь здоров!», которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях. Программа составлена с учетом документов:
·программы развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под ред. В.И. Логиновой "Детство". "Программа развития и воспитания детей в детском саду". Цель: валеологического просвещения дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.
·программы "Здоровье" Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.
·региональной программы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста " Азбука здоровья" Т.Э. Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.
·программы "Школа здорового человека Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
·программы "Я и мое тело" С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.
·программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р. Стеркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
·программы "Разговор о правильном питании" М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию., познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.
·"Игровой массаж" - методики спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.
·нестандартной оздоровительно-
Целью данной программы является следующее: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
·сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
·помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
·научить " слушать" и "слышать" свой организм;
·осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
·формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
·привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
·развивать охранительное
·ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
·научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
·ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
·формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
В программе отражены вопросы ознакомления
детей с охраной здоровья, правила
личной гигиены, строение организма, правила
поведения в различных ситуация
Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.
Для детей старшего дошкольного возраста:
" Я! ". Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. "У меня есть замечательный помощник - скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями".
Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:
помоги своему сердцу работой всех
мышц, занимайся ежедневно
·помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой;
·помоги работе желудка и кишечника, пережевывай "33 раза" каждый кусочек пищи;
помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
"Физкульт - ура!". Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
"Внимание!". На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
"Опасность!". Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны - 01.
"Мой-до-дыр!". Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и ' действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п. 5 ст. 14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Особое место отводится новым технологиям образования дошкольников.
1.3 Проблемная ситуация как метод
и средство формирования
Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение.
Проблемное обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Главная цель учебно-воспитательного процесса, согласно концепции проблемного обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как само изменяющегося субъекта учения, или создать такие условия, чтобы ребёнок хотел, любил и умел учиться. Вопросами организации проблемного обучения занимались М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев. Они считали, что одним из типов развивающего обучения является проблемное обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрений учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей. К. Бабанский отмечает, что начальным моментом в системе проблемного обучения является создание проблемной ситуации как структурная единица проблемного обучения.