Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

где можно играть?

 

где и как надо переходить дорогу?

 

какой переход более безопасный «зебра» или подземный?

 

сколько сигналов у пешеходного  светофора?

 

почему надо быть особенно внимательным на дороге в плохую погоду?

 

почему надо остановиться, перед  тем, как переходить проезжую часть?

 

кто такой пассажир?

 

по какой стороне дороги едут машины?

 

почему нельзя перебегать дорогу?

 

когда можно переходить дорогу?

 

какие части дороги вы знаете?

 

где можно кататься на велосипеде или самокате?

 

как выглядит знак «Пешеходный переход»?

 

как называется часть дороги, по которой  едут машины?

 

кого называют пешеходом?

 

какие виды пешеходных переходов вы знаете?

 

где должны ходить пешеходы?

 

что такое перекресток?

 

кто регулирует работу перекрестка, если нет светофора?

 

почему опасно болтать при переходе дороги?

 

Далее проводилась подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место»:

 

Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий  находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим. (Прил. 2)

 

К работе были привлечены родители: им предлагали наблюдать за проведением  игр воспитателем во внеучебное время, проводили индивидуальные консультации, объясняя важность оказания помощи ребёнку  в овладении знаний о безопасном поведении на дороге, значимости этих знаний для жизни. Предлагались рекомендации для организации игр с ребёнком, что позволяет не только решать задачи формирования знаний о безопасности жизни, но организовывать так не достающее совместное время с собственным ребёнком.

 

Использование проблемных ситуаций в  опытно-экспериментальной работе подчинялось  следующим правилам:

 

подбор ситуаций должен опираться  на витагенный опыт детей;

 

действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи;

 

обучение дошкольников алгоритму  решения проблемных ситуаций;

 

разыгрывание проблемных ситуаций в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

 

Для того чтобы проверить эффективность  проведённой педагогической работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.

 

 

2.3 Сравнительный анализ результатов  опытной работы по формированию  знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

 

На контрольном этапе ставили  себе следующие цели и задачи:

 

Цель: выявить динамику знаний в  формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Задачи:

 

1.Подобрать диагностический инструментарий.

 

2.Выявить динамику формирования  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста.

 

.Сравнительный анализ сформированности  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Для исследования использовалась та же методика, что и в констатирующем этапе. (Прил. 1)

 

Условия проведения:

 

1.Интервьюирование проводилось  в индивидуальном форме в свободное  время.

 

2.Для проведения создавалась  спокойная, доброжелательная обстановка.

 

.Вопросы к детям были немножко усложнены, с учетом проведения работы.

 

.Опрос по иллюстрациям.

 

Качественный анализ результатов  обследования на контрольном этапе

 

Выполнение детьми проблемных ситуаций на выявление уровня сформированности знаний о правилах безопасности жизни  показало, что три ребёнка не прибегают к помощи взрослого, при выполнении заданий внимательны и хорошо устанавливают опосредованные связи. Задание на мысленное распределение предметов на классы и выделение существенных признаков не вызывало затруднений. Дети в основном с ним хорошо справлялись.

 

 

 

Таблица 3

 

№Имя Полнота знанийГлубина  знанийУровень 1Алеша Т.Смог назвать  правила поведения пешеходов  на дороге, назвал что означают сигналы  светофора. Сказал, почему нельзя играть на дороге. Назвал части улиц.Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.Высокий2Ваня Б.Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин. Назвал, что обозначают цвета светофора.Группировка объектов с помощью воспитателя.Средний3Влад М.Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогу.Вычленяет существенные признаки при помощи воспитателя; составление описательного рассказа; пользуется при группировке объектов.Низкий4Даня Н.Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.Средний5Даша К.Объяснила, кто называется пешеходом, обозначение сигналов светофора. Назвала части улицы.Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.Средний6Денис Л.Смог назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.Называет объекты, устанавливая их взаимоотношения; описательный рассказ при помощи воспитателя.Средний7Катя Р.Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.Высокий8Лида Р.Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин. Где нужно переходить дорогу.Пользуется небольшой помощью взрослого при группировке объектов.Средний9Максим Р.Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.Группировка объектов с помощью воспитателя.Средний10Миша Ч.Ребенок смог назвать части улиц, почему нельзя играть на дороге. В остальных ответах путался и допускал ошибки.Группировка объектов только с помощью воспитателя.Низкий11Никита Л.Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части. Сказал, как правильно переходить дорогу.Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.Высокий12Рома К.Назвал части улиц, кто называется пешеходом, обозначение сигналов светофора.Группирует объекты с подсказкой взрослогоНизкий

 

 

По итогам выполнения диагностических  заданий был проведён количественный анализ результатов констатирующего  эксперимента.

 

Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на контрольном этапе

 

На высоком уровне - 3;

 

На среднем уровне - 6;

 

На низком уровне - 3.

 

Таким образом, на высоком уровне оказалась  три ребенка, которые легко справились с заданием и выполняли его  без помощи взрослого. Шестеро детей  оказались на среднем уровне, они справились с заданиями, но прибегали к помощи взрослого или допускали незначительные ошибки. Трое детей оказались на низком уровне, поскольку они плохо справлялись с заданиями, постоянно прибегали к помощи взрослого.

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы (табл. 4).

 

 

 

Таблица 4

 

И.Ф.ребёнкаКонстатирующий этапКонтрольный  этапАлеша Т.Смог назвать правила  поведения пешеходов на дороге, назвал что означают сигналы светофора.Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.Ваня Б.Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин.Группировка объектов с помощью воспитателя.Влад М.Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогуВычленяет существенные признаки при помощи воспитателя; составление описательного рассказа; пользуется при группировке объектов.Даня Н.Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.Даша К.Смогла объяснить почему нельзя играть на проезжей части, обозначение сигнала светофора. Объяснила, что такое тротуар и проезжая часть.Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.Денис Л.Смогла назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.Называет объекты, устанавливая их взаимоотношения; описательный рассказ при помощи воспитателя.Катя Р.Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.Лида Р.Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин.Пользуется небольшой помощью взрослого при группировке объектов.Максим Р.Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.Группировка объектов с помощью воспитателя.Миша Ч.Очень застенчивый мальчик, но все же удалось вывести на контакт. .Понимает смысл заданных вопросов. Отвечал на вопросы, но не уверенно, не редко путается и допускает ошибки.Группировка объектов только с помощью воспитателя.Никита Л.Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части.Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.Рома К.Ребенок невнимательно выслушивал вопросы воспитателя, но все же удалось привлечь его внимание, сказал, что обозначает красный сигнал светофора и почему нельзя играть на проезжей части.Группирует объекты с подсказкой взрослого

 

 

При анализе результатов контрольного этапа эксперимента была построена  сравнительная таблица.

 

Сравнительный анализ результатов  констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы

 

 

Таблица 5

 

УровниРезультаты констатирующего  этапа эксперимента Результаты контрольного этапа эксперимента Высокий Средний  Низкий2 ребёнок 5 детей 5 ребёнка3 ребёнка 6 детей 3 ребёнка

 

В таблице прослеживается явная  динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей. Можно сделать вывод, что использование проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста на практике дали эффективные результаты.

 

Один ребенок, который был на среднем уровне, и два ребенка, которые были на низком уровне, повысили свои результаты и перешли на высокий  и средний уровни. Эти дети каждый день посещали детский сад, были активными, старательными, внимательными. Они, как  и другие дети, допускали ошибки, но их становилось всё меньше и меньше, помощи просили редко. На среднем уровне осталось шестеро детей. Уровень сформированности знаний о безопасности жизни не изменился, но дети стали допускать меньше ошибок при выполнении данных им заданий. Трое детей остались на низком уровне, но произошли позитивные изменения внутри уровня.

 

 

Заключение

 

 

В результате анализа литературы по вопросу было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний  день разработана и принята. Существует большое количество методов, реализующих принцип проблемности и психологические и методические рекомендации по проведению уроков экологии с элементами проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения при изучении окружающего мира очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические, философские и педагогические исследования. В отличие от традиционного, проблемное обучение более трудоемкое в создании и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработки элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение экологии не отвлеченным, интересным для каждого и практически эффективным. Такая форма обучения позволяет понять не только теоретические понятия, сведения и факты, но и пользоваться ими в жизни с благородными целями и при выходе из школы.

 

Педагогика в умственных операциях  от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает  следующие этапы:

 

. Возникновение проблемной ситуации,

 

. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

 

. Нахождение способа решения  путем догадки или выдвижения  предположений и обоснование  гипотезы,

 

. Доказательство гипотезы,

 

. Проверка правильности решения.

 

На практике, анализ ответов детей  дошкольного возраста показал, что в основном они интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом).

 

Данные опытно-экспериментальной  работы позволили сделать вывод  о том, что в условиях проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного  возраста повысился уровень знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка. Дети, принимая игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно запомнить данный материал.

 

Поиск ребенком способов решения игровой  задачи позволял ребенку освоить  знания о безопасности жизни, это  подтверждают данные контрольного этапа  опытно-экспериментальной работы. Выделился  главный момент - ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

 

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная  работа показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни.

 

Опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного  возраста методом проблемной ситуации можно считать эффективной, поскольку  цель выпускной квалификационной работы достигнута, о чём свидетельствуют положительные результаты, выявленные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

 

 

Список литературы

 

 

1.Ананьев, В.А. Организация безопасности  и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский  гос. университет, 2000. - 220 с.

 

2.Антонов, Ю.Е. Основные положения  программы «Здоровый дошкольник»  [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 1996 - N 1. - С. 5-6.

 

.Аттестация и аккредитация дошкольных  образовательных учреждений [Текст]: Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Стеркиной Р.Б. - М., 1997. - 204 с.

Информация о работе Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций