Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

открытостью многообразию проблемных содержаний действительности;

 

универсальной пластичностью, обеспечивающей возможность построения в воображении целостного объекта;

 

надситуативностью, инициативностью, «ненасыщаемостью»;

 

непрагматичностью мотивации;

 

синкретичностью;

 

доминированием смысловой стороны  над операционально-технической;

 

эмоциональной насыщенностью и  выразительностью;

 

ориентацией ребёнка на образ взрослого  как персонификатора собственных  возможностей (В.Т. Кудрявцев). Эти особенности  лежат в основе организации обучения дошкольников.

 

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги в воспитании здорового ребенка.

 

Этапы усвоения знаний детьми дошкольного  возраста достаточно полно исследованы  в трудах Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, И.Я. Лернера и др. Ученые выделяют следующие основные периоды:

 

этап первичного усвоения учебного материала,

 

этап углубления и расширения знаний об объекте,

 

этап применения знаний на практике в аналогичных ситуациях (репродуктивный этап),

 

этап использования знаний в  различных ситуациях (творческо-репродуктивный),

 

этап переноса знаний на другие области  знаний об окружающем (творческий).

 

Познавательный материал может  быть, дан детям в сокращенном  виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью. На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

 

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных  явлений.

 

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

 

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

 

1.Идентификация опасностей, то  есть распознание опасностей и их источников.

 

2.Разработка превентивных или  предупредительных мер.

 

.Ликвидация возможных последствий.

 

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности  избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

 

Безопасности формула есть:

 

Надо видеть, предвидеть, учесть.

 

По возможности - все избежать,

 

А где надо - на помощь позвать.

 

Опасность - центральное понятие  безопасности жизнедеятельности, она  носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

 

·Угроза жизни;

 

·Возможность нанесения ущерба здоровью;

 

·Нарушение условий нормального  функционирования органов и систем человека.

 

Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

 

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев  происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

 

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области  является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его  уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

 

Опасности в природе. К природным  опасностям относятся стихийные  явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные  ситуации; растения, животные, грибы  и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.

 

Говоря о природных опасностях, следует отметить роль антропогенного влияния на их проявления. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной среде связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность солей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, пусковым механизмом последующих. По имеющимся данным, число опасных явлений на земле почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличиваются. Ежегодная вероятность гибели жителя нашей планеты от природных опасностей примерно составляет один человек на каждые сто тысяч жителей.

 

Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения. Которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться.

 

Опасности контактов с незнакомыми  людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10% - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.

 

Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными. Печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить.

 

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал..., Пойдем, покажу тебе на чердаке котят, Хочешь, я тебя прокачу и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

 

Поведение людей в опасных  ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

 

Дошкольный возраст - важнейший  период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные  основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

 

П. Лич и П. Статмэн в своих  исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что  они любят правила и целиком  придерживаются их. Если правила кем - то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

 

Обратимся к истории дошкольного  образования. С середины XIX века в  классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

 

К.Д. Ушинский писал, что образование  уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

 

В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного  отдела при Наркомпросе было заявлено: Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться. Именно в этот период вводится новый предмет - школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами несчастных случаев и правилами оказания первой помощи.

 

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности) (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:

 

·Овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;

 

·Представление, что при кипении  образуется пар, что пользование  техникой в быту облегчает труд человека;

 

·Умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;

 

·Стирка и глажение мелких вещей, мойка  и резка овощей для винегрета;

 

·Знание. Что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно  обращаться осторожно (с младшей  группы);

 

·Знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;

 

·Понимание, что глина, песок, камни  в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;

 

·Наблюдение изменения продуктов  при варке, сушке, жарке; приготовление  на маленькой плите разных кушаний.

 

Однако в 1936-1937 годах при переработке  программ детского сада данные вопросы  из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического  обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 г.г. не нашла.

 

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; ...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду. Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале Дошкольное воспитание публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федянской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.

Информация о работе Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций