Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

В ходе интервьюирования выяснялся  уровень полноты знаний о правилах безопасного поведения. Обследование проводилось в индивидуальной форме в свободное время. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

 

Для диагностики использовались вопросы  к детям:

 

1.Как называется часть улицы, по которой едут машины?

 

2.Как называется часть улицы,  отведенная для пешеходов?

 

.Кого называют пешеходом?

 

.Где безопасно переходить улицу?

 

.Как найти место перехода  улицы?

 

.Как перейти через дорогу?

 

.Что обозначает красный (зеленый,  желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

 

.Как нужно переходить улицу  вблизи остановки маршрутного  транспорта?

 

.Почему нельзя играть на дороге?

 

Вторая методика позволяла выявить  глубину знаний о безопасном поведении  у детей старшего дошкольного  возраста. Методика предусматривала выполнение детьми диагностического задания «Расскажи, что не так». Ребенку предлагалась серия картинок, на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улице, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

 

Беседа проводилась в свободное  время после занятий, на прогулке, во 2 половину дня в индивидуальной форме. Результаты рассказа заносились в протокол (Прил. 1).

 

Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

 

На высоком уровне - 2;

 

На среднем уровне - 5;

 

На низком уровне - 5.

 

Анализ ответов показал, что  в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом). При этом они эти объекты называли и не затруднялись ответить, что они обозначают. Остальные объекты вызывали у детей затруднения при их описании. В большей степени затруднения вызывали изображение на картинке: как правильно обходить автобус, стоящий на остановке; где перейти дорогу если нет светофора; почему нельзя перебегать дорогу и т.д.

 

Качественный анализ результатов  обследования уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

 

 

 

Таблица 1

 

№ИмяПолнота ГлубинаУровень1.Алеша  Т.Смог назвать правила поведения пешеходов на дороге, назвал что означают сигналы светофора.В проведении стремиться учитывать состояние других.Средний2.Ваня Б.Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин.Называет объекты, не устанавливая их взаимоотношения.Низкий3.Влад М.Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогуГруппирует объекты с подсказкой взрослого.Низкий4.Даня Н.Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.Средний5.Даша К.Смогла объяснить почему нельзя играть на проезжей части, обозначение сигнала светофора. Объяснила, что такое тротуар и проезжая часть.Пользуется помощью группировкой объектов, составление описательного рассказа наводящими вопросамиСредний6.Денис Л.Смогла назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.Средний7.Катя Р.Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.Высокий8.Лида Р.Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин.Пользуется помощью взрослого при группировке объектов.Низкий9.Максим Р.Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.Группировка объектов с помощью воспитателя.Средний10.Миша Ч.Очень застенчивый мальчик, но все же удалось вывести на контакт. .Понимает смысл заданных вопросов. Отвечал на вопросы, но не уверенно, не редко путается и допускает ошибки. Группировка объектов только с помощью воспитателя.Низкий11.Никита Л.Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части.Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.Высокий12.Рома К.Ребенок невнимательно выслушивал вопросы воспитателя, но все же удалось привлечь его внимание, сказал, что обозначает красный сигнал светофора и почему нельзя играть на проезжей части.Группирует объекты с подсказкой взрослогоНизкий

 

 

2.2 Педагогические условия формирования  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста с помощью проблемной ситуации

 

дошкольник проблемный безопасность жизнь

 

Цель: подобрать и адаптировать наиболее эффективные средства наглядности, для формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Задачи:

 

1.Отобрать наглядные средства и методы их использования при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

 

2.Организовать опытно-экспериментальную  работу по использованию средств  наглядности в разных видах  деятельности по формированию знаний о безопасности жизни.

 

.Описать педагогические условия,  необходимые для формирования  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста в разных видах деятельности.

 

Отбор содержания, определение форм организации, методов и средств формирования знаний о безопасности жизни осуществлялся с учетом дидактических принципов.

 

В содержание знаний о безопасности жизни входит:

 

·Дети знают основные правила дорожного  движения;

 

·Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях;

 

·Знают и называют основные дорожные знаки;

 

·С интересом воспринимают информацию о безопасности;

 

·Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге;

 

·Способен контролировать свои поведенческие  реакции;

 

·Умеет находить выход из проблемной ситуации.

 

Принцип наглядности имеет особенно большое значение в обучении дошкольников, так как мышление ребёнка носит  наглядно-образный характер. В процессе формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни, использовалась наглядность:

 

·иллюстрации

 

·выставки

 

·игра «Теремок»

 

·Атрибуты для сюжетно - ролевых  игр

 

Методы использования наглядности:

 

·Сюрпризный моменты;

 

·Элементы новизны.

 

·Проблемные ситуации.

 

·Проблемные вопросы.

 

·Специальные задания.

 

Принцип развивающего обучения, который охарактеризовал знаменитый психолог Л.С. Выготский. Он отметил, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом.

 

Принцип доступности обучения, который впервые был сформулирован Я.А.Коменским. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы.

 

Принцип систематичности и последовательности. Предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Воспитатель распределяет изучение программного материала на занятиях так, чтобы обеспечить последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предыдущим, что способствовало уточнении и упрочнению знаний.

 

На основе последовательного накопления знаний о безопасности жизни у  детей старшего дошкольного возраста воспитатель формировал обобщенные понятия.

 

Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

 

Перспективное планирование формированию знаний о безопасном поведении на улице с помощью проблемной ситуации у детей старшего дошкольного  возраста (табл. 2).

 

Каждое занятие и игры были подготовлены заранее. Некоторые задания повторялись, но в усложнённом варианте. Необходимо было сделать так, чтобы дети выполняли  задания с удовольствием и  интересом. Это удалось за счёт разнообразия наглядного материала и самой организации детей. Где-то был использован сюрпризный момент, где-то игровая ситуация. Например, в игре «Теремок» было необходимо назвать каждый дорожный знак, который показывал воспитатель и объяснить его. Дети уже знали некоторые дорожные знаки, и они с удовольствием принимались за задание.

 

Игровые методы и приёмы использовались в каждом занятии и игре, поскольку  игра - основной вид деятельности всех детей. Но и нельзя обойтись без словесного метода, так как детям объясняется  суть задания, даются методические рекомендации. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую - то роль.

 

Чтобы ребёнок понял суть задания, ему её нужно объяснить. Поэтому вначале каждой игры давалось объяснение правил, совершаемых ребёнком действия. Практически во всех заданиях не обошлось без вопросов. Вопросы задавали и дети, и экспериментатор.

 

 

 

Таблица 2

 

Подготовительная работаОсновная работаЦель: определить уровень сформированности знаний о безопасном поведении на дороге. Формы работы: подгрупповая, индивидуальная. Мероприятия: Интервьюирование. Цель: выявить полноту знаний о безопасном поведении у детей. Диагностическое задание «Расскажи, что не так». Цель: выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умения применять эти действия для решения проблемных ситуаций возникающих в жизни. Формы работы: групповая подгрупповая. Мероприятия: 1. Занятие. «О ступеньках под землёю и полосатой зебре». Цель: познакомить детей с подземным переходом, «зеброй» и правилами пользования ими. 2. Занятие «Опасные участки на пешеходной части улице». Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улице, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. 3. Игра «Три глаза - три наказа». Цель: познакомить детей с дорожными знаками; закрепить умение различать дорожные знаки: сервиса, запрещающие, указательные, предупреждающие; повторить сигналы светофора. 4. Занятие «Безопасное поведение на улице». Цель: Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. 5. Занятие игра. Хозяин перекрестка. Цель: познакомить с работой инспектора ДПС. 6. Занятие « Игры во дворе». Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. 7. Занятие «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города. Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей правилам поведения в таких ситуациях. 8. Спортивный вечер развлечений «Автомобили». Цель: развлечь детей, закрепить знания о ПДД. Игра «Слушай - запоминай»; игра «Кто больше знает и назовет дорожных знаков»; игра «Перекресток»; комплекс ОРУ «Автомобили» 9. Игра «Ловкий пешеход». Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора. 10. Настольная игра по ПДД «Я по улице иду». Цель: закрепить знания и представления детей о безопасности дорожного движения. Продолжать знакомить ребят с правилами дорожного движения; сигналами регулировщика; правилами поведения при переходе улиц и дорог. 11. Игра «Теремок». Цель: учить различать дорожные знаки для водителей и пешеходов. Закрепить знание о предупреждающих знаках, предписывающих знаках, информационно-указательных знаках. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни. 12. Викторина по правилам дорожного движения. Цель: закрепить изученный материал по ПДД.

 

 

Занятия и игры проводились 1-2 раза в неделю в отдельной комнате, чтобы ничего не отвлекало детей  от выполнения задания.

 

Так же старалась понять причину, по которой у детей возникают  затруднения в совершении той  или иной операции. Причины были разные, но чаще трудности возникали  с непониманием того, как надо делать. Еще проблемой было неумение детей  правильно установить логические связи.

 

Для решения этой проблемы были подобраны, описанные ранее, игры и занятия  заимствованные у ученых, давно занимающихся этой проблемой.

 

Так на самых первых занятиях дети с большим усилием справлялись  с проблемными ситуациями, которые ставил экспериментатор, но на основе полученных знаний перед проблемой быстро находили правильный ответ. На занятии «О ступеньках под землей и полосатой зебре» были представлены иллюстрации с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.

 

В игре «Три глаза - три наказа» детям нужно было раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? На основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием. Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре - зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет - движенья нет, желтый будет - подожди, на зеленый свет иди». (Прил. 2)

 

На занятии «Катание на велосипеде в черте города» организовывалось обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматривались следующие ситуации:

 

опасные для самих детей (если они  катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

 

Дети отметили, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе  и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

 

опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

 

При обсуждении данного вопроса  было отмечено, что катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению  к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжать пешеходов);

 

связанные с падением, травмами

 

В случае ушиба или травмы нужно  сразу обратиться к кому-либо из взрослых за оказанием помощи.

 

На занятие «Игры во дворе» детям  предлагалась игра-тренинг, в которой они должны были построить из кубиков дом с аркой. Куклами они изображали мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимали участие несколько детей, которые менялись ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки. Детям очень понравилась игра, которая перетекла в другие сюжетно-ролевые игры. (Прил. 2)

 

При проведении настольной игры «Я по улице иду», предлагался большой  рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными  и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного  типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов. Дети с затруднением справлялись с этим заданием, задавали вопросы, обдумывали каждую ситуацию.

 

Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания обозначения  сигналов светофора. Пешеходы по очереди  переходят перекресток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зеленый  глазок светофора. Попал в красный - выбываешь из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз. (Прил. 2)

 

На занятии «Хозяин перекрестка» дети знакомились с работой инспектора ДПС. В ходе занятия давалась подвижная  игра «Перекресток», ведущий (экспериментатор) встает в центре перекрестка - это регулировщик. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры. Дети с большим удовольствием играли в эту игру, сами создавали проблемные ситуации и сами их решали, благодаря чему хорошо усвоили материал.

 

На итоговом занятии «Викторина по ПДД» ставилась задача выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.

 

Оборудования: Письмо от почтальона Печкина, карточки с вопросами к игре-викторине.

 

Ход:

 

Детям задавались вопросы по карточкам.

 

какие цвета светофора вы знаете?

 

на какой цвет надо переходить дорогу?

 

почему нельзя отвлекаться при  переходе дороги?

 

почему опасно играть рядом с  дорогой?

 

как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?

Информация о работе Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций