Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение
В результате повторной диагностики и наблюдений за детьми в сюжетно-ролевых играх и за поведением в реальной окружающей обстановке выявлено, что Катя, Саша А., Никита Г. стали свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми.
Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень сформированности навыков культурного общения у детей экспериментальной группы:
Высокий – 7 человек;
Средний – 5 человек;
Низкий – 0человек.
В процентном выражении это составляет:
Высокий уровень – 58,4 %;
Средний уровень – 4,2 %;
Низкий уровень – 0 %.
Графическое изображение результата отображено в графике 3.(см в Приложении)
В графике № 4 отражены сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа детей формирующей группы (см. в Приложении).
С детьми контрольной группы проведена аналогичная работа с целью сравнения результатов детей для наибольше достоверности полученных сведений. Методика и условия проведения диагностики схожа с констатирующим экспериментом формирующей группы. Результаты детей контрольной группы в целом равнозначны результатам детей формирующей группы на начальном этапе. Если и есть динамика развития, то совсем незначительная.
Результаты обследования детей контрольной группы указаны в таблице 3 (см. в Приложении).
Высокий уровень – 2 человека;
Средний уровень – 8 человек;
Низкий уровень – 2 человека.
В процентном выражении это составляет:
Высокий уровень – 16,5 %;
Средний уровень – 67 %;
Низкий уровень – 16,5 %.
Графическое изображение результата отражено в графике 5
(см. в Приложении).
В графике 6 отражены сравнительные результаты детей контрольной группы (см. в Приложении).
Сравнительные результаты контрольного этапа эксперимента детей формирующей и контрольной групп показаны в графике 7 (см. в Приложении).
Следовательно, в результате формирующего этапа уровень сформированности навыков культурного общения у детей экспериментальной группы значительно возрос. Дети, показавшие низкий уровень перешли на средний (Влад Р., Эмиль Б., Максим Д., Луиза И), дети со средним уровнем показали высокие результаты (Катя А., Саша А., Карина З.). Антон Б. хотя и остался на среднем уровне, но его показатели возросли с 13 баллов до 19 баллов. Миша Б., Никита Г., Настя Б также остались на высоком уровне, но и у них также прослеживалась динамика развития и формирования культуры общения.
Результаты детей контрольной группы, как уже отмечалось выше, приблизительно уровню констатирующего этапа и прослеживаются незначительные изменения в развитии. Это позволяет сделать вывод о том, что в результате группового ролево-игрового метода проектирования, который позволяет проводить систематическую и последовательную работу, уровень культуры общения значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает гепотезу об эффективности использования группового ролево-игрового метода проектирования в формировании культуры общения у старших дошкольников.
Заключение
Формирование культуры общения у детей старшего возраста может осуществляться во всех видах деятельности : игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает ролево-игровой метод проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой ролево-игровой метод проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация
воспитательно-
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение
детей во все виды
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового ролево-игрового метода в проектной деятельности в формировании культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение
Можно рекомендовать шире использовать проектную деятельность в системе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.
Используемая литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой,- М, 1987.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М., Творческий центр, 2005г.
3. Бардиер
Г., Ромазан И. Яхочу! /Психологическое
сопровождение естественного
4. Бгажноков Адыгейский этикет. – Нальчик, 1978г.
5. Безруких М.М., Я и другие или правила поведения для всех, - М, 1991.
6. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками, - М, 1982г.
7. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников.// ж. «Дошкольное воспитание», №5, 1998г.
8. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости, - М.,1989г.
9. Взаимодействие
семьи и детского сада в
нравственном воспитании
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. А.М. Виноградовой, - М.,1989г.
11. Горбачёва В.А. Формирование поведения в детском саду, - М., 1957г.
12. Грибова Л.А. О культуре поведения, - Киев ,1983г.
13. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 1987г.
14. Дорохов А.А. Культура поведения, - М., 1968г.
15. Детство.
Программа развития и
16. Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 1991г.
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка, - М., 1986г.
18. Игры, обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского, - М., 1986г.
19. КарповаС.Н.,
Лысюк Л. Г. Игра и нравственное
развитие дошкольников. – Изд-во
Московского университета,
20. Каплан Л. И. Посеешь привычку – пожнёшь характер. – М., Просвещение, 1980г.
21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, - Ярославль, 1997г.
22. Кряжева Н.В. Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль, 1996г.
23. Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
24. Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. – М., 1994г.
25. Лаврентьева
Г.П. Культура общения у
26. Лихачёва Л.С. Школа этикета./Поучения на всякий случай, - Екатеринбург, Сред – Урал, кн. Изд-во, 1998.
27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. //Учен. Зап. ЛГГШ им. А.И. Герцена, 1941г, т. 35.
28. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., Просвещение,1988г.
29. Мир детства. Дошкольник. /под ред. Хрипковой А. Г., - М., Педагогика, 2-е изд., 1987г.
30. Николаева С.О.Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками, - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
31. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы, - М., 1993.
32.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, 1995.
33. Общение между детьми в детском саду и семье. / под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. – М.,1990г.
34. Одинцова
Л. Воспитание навыков культуры
поведения в коллективе
35. Островская
Л.Ф. Педагогические знания
36. Островская
Л.Ф. Беседы с родителями о
37. Островская
Л.Ф. Воспитывать тактичного
38. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку. // Вопрос обучения в детском саду. – М., 1952г.
39. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду, - М.,1986.
40. Пикулева В. Слово на ладошке, - М., 1994.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду. /под ред. Васильевой. – М., Просвещение.
42. План-программа
образовательно-воспитательной
43. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание», №3, 1989г.
44. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, - Харьков, 1996.
45. Снегирёва
Л.А. Игры и упражнения для
46. Улищенко О.Н. Этикет, - Харьков «Фолио», Киев «Абрис», Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.
47. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой, - Харьков, 1997.
48. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа,1989г.
49. Харламов И.Ф. Педагогика. – М, Просвещение,
50. Чуканова З. Дайте пожалуйста… /ж. «Детский сад и семья», №4, 2004г.
51. Чуканова З. Дайте пожалуйста. // ж. «Дошкольное воспитание»,№2, 2000г.
52. Швачкин Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребёнка. // Вопросы психологии речи и мышления. – изд-ва Ак.Пмел РСФСР, М., 1954г., вып. 54.
53. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию, - М., 1993г.
54. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории игры. //Психология и педагогика игры дошкольника. – М., Просвещение, 1966г.
55. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома, - М.,1996г.
56. Этическое
образование детей старшего
57. Юдина Н. Уроки вежливости. //ж. «Дошкольное воспитание», №4, 1998г.
Приложение
Таблица 1
№
п/п
Список
детей.
Значение эмоций жестов, мимики, позы.
Умение применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях.
Культура общения в реальной окружающей обстановке.
Речевой этикет
Количество баллов
Уровни
1
задание
2
задание
3
задание
4
задание
1
задание
2
задание
3
задание
1. Влад Р. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 10 низкий
2. Катя А. 2 2 2 2 2 3 2 2 2 19
3. Саша А. 3 2 2 2 2 2 1 2 2 18
4. Лера Б. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
5. Эмиль Б. 2 1 1 1 1 2 1 1 1 11 низкий
6. Миша Б. 3 3 3 3 2 3 2 3 2 21
7. Никита Г. 3 3 2 2 2 3 2 2 2 21
8. Настя Б. 3 3 3 2 3 3 3 3 2 25
9. Максим Д. 2 1 1 1 1 2 1 1 1 11 низкий
10. Антон Д. 2 2 1 1 1 2 2 1 1 13
11. Луиза И. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 10 низкий
12. Карина З. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
13. Дима Б. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 низкий
14. Илья К. 2 2 2 2 2 2 1 1 2 16
15. Дима К. 3 2 2 2 2 2 1 2 2 18
16. Ксюша С. 3 3 2 2 3 3 2 2 2 22
17. Вика С.. 2 1 1 1 1 2 1 1 1 11
18. Паша К. 3 3 3 3 2 2 2 2 2 22
19. Яна С. 2 2 2 2 2 1 1 1 1 14
20. Артём Ш. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
21. Софья Б. 2 1 1 1 1 2 1 1 1 11 низкий
22. Ира Ю. 2 2 1 1 1 2 2 1 1 13
23. Вика Я. 1 1 1 1 2 2 1 1 1 11 низкий
24. Яна Ц. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
Таблица 2
№
п/п
Список
детей.
Значение эмоций жестов, мимики, позы.
Умение применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях.
Культура общения в реальной окружающей обстановке.
Речевой этикет
Количество баллов
Уровни
1
задание
2
задание
3
задание
4
задание
1
задание
2
задание.
3
задание.
1. Влад Р. 2 3 2 2 2 2 2 2 2 19
2. Катя А. 3 2 3 2 2 3 3 2 3 23
3. Саша А. 3 3 2 2 2 2 2 2 3 21
4. Лера Б. 3 3 3 2 3 2 3 2 3 24
5. Эмиль Б. 3 2 2 2 2 1 1 1 2 16
6. Миша Б. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27
7. Никита Г. 3 3 3 3 2 3 2 2 3 24
8. Настя Б. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27
9. Максим Д. 2 2 2 1 1 2 1 1 2 14
10. Антон Д. 2 2 2 2 2 2 2 1 2 19
11. Луиза И. 2 2 2 2 1 2 1 1 2 15
12. Карина З. 3 2 2 2 2 2 2 2 3 23
Таблица 3
№
п/п
Список
детей.
Значение эмоций жестов, мимики, позы.
Умение применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях.
Культура общения в реальной окружающей обстановке.
Речевой этикет
Количество баллов
Уровни
1
задание
2
задание
3
задание
4
задание.
1
задание.