Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

2

 

задание. 

3

 

задание.

1. Дима Б. 2 2 1 1 1 1 1 1 1 11 низкий

2. Илья К. 3 3 3 2 2 2 1 1 2 19 средний

3. Дима К. 3 2 2 2 2 2 1 2 2 18 средний

4. Ксюша С. 3 3 2 3 3 3 2 2 3 24 высокий

5. Вика С.. 2 1 1 1 1 2 1 1 1 11 низкий

6. Паша К. 3 3 3 3 3 3 2 2 3 25 высокий

7. Яна С. 2 2 2 2 2 1 1 1 1 14 средний

8. Артём Ш. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 средний

9. Софья Б. 2 2 1 1 1 2 1 1 2 13 средний

10. Ира Ю. 2 2 2 1 1 2 2 1 2 15 средний

11. Вика Я. 2 2 1 1 2 2 1 1 2 14 средний

12. Яна Ц. 3 2 2 2 2 2 2 2 2 19 средний

 

 

 

График 1

 

 

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 1;

 

Y – количество баллов

 

График 2

 

 

 

 

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 2;

 

Y – количество  баллов

 

График 3

 

 

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 3;

 

Y – количество  баллов

 

 

 

График №4

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации в таблице 1 и 3;

 

Y – количество  баллов

 

Красный – результаты констатирующего этапа эксперимента;

 

Синий – результаты контрольного этапа эксперимента

 

График

 

 

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 2;

 

Y – количество  баллов

 

 

 

График 6

 

 

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 2 и 4.

 

Y – количество  баллов

 

Желтый – результаты констатирующего этапа работы детей контрольной группы;

 

Зелёный – результаты контрольного этапа работы детей контрольной группы

 

 

 

 

График 7

 

 

 

X – имя  ребёнка, соответственно нумерации  в таблице 2 и 3.

 

Y – количество  баллов.

 

Красный – результаты контрольного этапа работы детей формирующей группы;

 

Зелёный – результаты контрольного этапа работы детей контрольной группы.

 

Конспект проведения вечера–развлечения с детьми старшей группы МДОУ ЦР № 79 «Алиса»

 

Провела: Кошелева Т.Ю.

 

Декорация леса: деревья, пеньки, сломанное дерево. В лесу беспорядок. Грибы сорваны, ель сломана, цветы помяты.

 

Звучит музыка в грамзаписи («Зодиак. Музыка во вселенной»). Держа в руках зонт, «влетает» фея Вежливости.

 

Фея. Какое несчастье! Что-то случилось с моим волшебным летающим зонтом, и мне, фее Вежливости, пришлось приземлиться. А я так тороплюсь в мой сказочный город Вежливости. (Оглядывается.) Где это я очутилась? Неужели в лесу Невежливости? Конечно! Вот и грибы сорваны, и ель сломана, и цветы помяты. Я слышала, что в этом лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, здесь кто-то есть.

 

Из-за деревьев показываются гномы. Они исполняют «Танец гномов» (по выбору музыкального руководителя).

 

Гномы обрывают листья с куста, сваливают пеньки, хотят сесть на ствол дерева, ссорятся, не пропускают друг друга.

 

Фея. Здравствуйте, гномы! (Гномы молчат) Какие вы невоспитанные! Неужели в этом лесу и звери такие?

 

Выходят трое детей: один в шапочке медведя, другой в шапочке лисы, третий – белки. Дети читают стихотворение С. Маршака «Урок вежливости».

 

Медведи лет пяти-шести

 

Учили, как себя вести:

 

В гостях, медведь,

 

Нельзя реветь,

 

Нельзя грубить и чваниться.

 

Знакомым надо кланяться,

 

Снимать пред ними шляпу,

 

Не наступать на лапу,

 

И не ловить зубами блох,

 

И не ходить на четырех.

 

Не надо чавкать и зевать,

 

А кто зевает всласть,

 

Тот должен лапой прикрывать

 

Разинутую пасть.

 

Послушен будь, и вежлив будь,

 

И уступай прохожим путь,

 

А старых уважай.

 

Так мишку лет пяти-шести

 

Учили, как себя вести…

 

Хоть с виду стал он вежливым,

 

Остался он медвежливым.

 

Он кланялся соседям-

 

Лисицам и медведям,

 

Знакомым место уступал,

 

Снимал пред ними шляпу,

 

А незнакомым наступал

 

Всей пяткою на лапу.

 

Совал куда не надо нос,

 

Топтал траву и мял овес.

 

Медведя лет пяти-шести

 

Учили, как себя вести…

 

Но, видно воспитатели

 

Напрасно время тратили!

 

 

 

Фея. Как только я очутилась в вашем лесу. Ч сразу поняла, что здесь все отличаются «медвежливым» воспитанием. Посмотрите, какой у вас беспорядок. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев. Разрушать муравейники, ловить стрекоз и бабочек. Ведь стрекозы уничтожают мух и комаров. А бабочки, как шмели и пчёлы. Опыляют цветы. Нужно быть добрым ко всему тому, что растёт, живёт… И тогда лес откроет нам все свои тайны. А что вы сделали с лесом! Если так будет продолжаться, лес погибнет. Что же мне с вами делать? Вот моя волшебная палочка. Приглашу-ка я сюда своих друзей из города Вежливости.

 

Инсцинируется фрагмент музыкальной сказки «Как начиналась вежливая песенка» Р. Алдониной.

 

Фея взмахивает палочкой. Входит девочка.

 

Фея. Жила-была девочка. У неё было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой.

 

Появляется ребёнок в шапочке птички. Исполняет песню «Птичка на ветке» (муз. Р. Паулса, сл. П. Райниса).

 

Входит ребёнок в шапочке петушка. Исполняет «Песенку петушка» (муз. В Казенина, сл. Ф. Лаубе // Ну, погоди!: песни из мультфильмов и передач.

 

Фея. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют как обычно. А сидят сердитые, надутые.

 

Девочка. Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

 

Птичка. Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил.

 

Петушок. А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

 

Птичка. Ну я же сегодня сказала «здравствуй!»

 

Петушок. Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

 

Девочка. Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

 

Петушок. Почему? Я не хочу, чтобы она заболела.

 

Девочка. А что, ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей! Вот, послушай!

 

Девочка исполняет песню «Что такое здравствуй» (муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной).

 

Петушок (птичке). А ты тоже не очень-то вежлива.

 

Птичка. Это ты невежлив. Почему ты меня зовёшь птицей?

 

Девочка (птичке). А как ты зовёшь петушка?

 

Птичка. Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

 

Девочка. Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.

 

Девочка исполняет «Вежливую песенку» (муз. Г. Левкодимого, сл. Р. Алдониной).

 

Петушок (птичке). Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.

 

Птичка. И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.

 

Фея. Петушок и птичка быстро выучили слова «Вежливой песенки» и стали петь вместе с девочкой.

 

Все трое исполняют «Вежливую песенку».

 

Фея. И все соседи девочки выучили «Вежливую песенку». Скоро весь двор стал вежливым, а потом другой двор. Потом вся улица, а потом и весь город. ( Обращается к гномам). А вы хотите посмотреть город Вежливости? Но туда не пускают невеж и грубиянов.

 

Гномы. Мы будем вести себя хорошо! Мы не будем ссориться, не будем вредить лесу.

 

Фея. Тогда я приглашаю всех в мой сказочный город Вежливости. Но только мне надо посмотреть. Что же случилось с моим волшебным летающим зонтом? (смотрит). Вот теперь всё в порядке. Мы можем лететь. Становитесь все под зонт. Полетели!

 

Звучит грамзапись («Зодиак. Музыка во вселенной»). Фея и гномы «улетают» за дверь. В это время убираются декорации леса. Ставятся декорации города. Появляются Фея и гномы.

 

Фея. Вот мы и прилетели в город Вежливости. Смотрите, жители города встречают нас.

 

Группа детей встречает гостей, здоровается, приглашает пройти.

 

Фея. В городе Вежливости все очень воспитанные и вежливые. Даже собаки здесь стесняются громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а тихо и мирно решают свои птичьи проблемы… А флюгерные петушки каждое утро будят горожан весёлым криком: «Вставайте! С добрым утром!». Это самый вежливый город из всех сказочных городов. Дети в этом городе играют только в вежливые игры.

 

Дети становятся в круг. Игра «Догадайся, кто поёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова). Дети идут по кругу и поют:

 

Поиграй-ка, Ваня, с нами,

 

Выходи скорей вперёд

 

И с закрытыми глазами

 

Догадайся, кто поёт

 

Затем выбранный ребёнок пропевает какие-нибудь вежливые слова. Стоящий в центре должен узнать ребёнка.

 

Фея. А вот ещё одна игра – «Кто знает больше вежливых слов».

 

Дети остаются стоять в кругу. Фея, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задаёт ему вопросы: «Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? Какие слова нужно говорить когда ты обращаешься к кому – либо с просьбой? Какие слова мы произносим, прощаясь? и т.д.

 

Фея. И танцуют дети в этом городе очень вежливые танцы.

 

Группа детей танцуют минуэт под музыку В. Моцарта.

 

Фея. Знают дети здесь и стихи о вежливости.

 

Дети читают стихи.

 

Ежели вы вежливы

 

Ежели вы вежливы

 

И к совести не глухи,

 

Вы место без протеста

 

Уступите старухе.

 

Ежели вы вежливы

 

В душе, а не для виду,

 

В троллейбус вы поможете

 

Взобраться инвалиду.

 

И ежели вы вежливы

 

Поможете вы маме

 

И помощь ей предложите

 

Без просьбы – то есть сами.

 

И ежели вы вежливы

 

То в разговоре с тётей,

 

И с дедушкой, и с бабушкой

 

Вы их не перебьёте.

 

И ежели вы вежливы,

 

Тому, кто послабее,

 

Вы будете защитником,

 

Пред сильным не робея.

 

(С. Маршак)

 

Добрые слова

 

Добрые слова не лень

 

Повторять мне трижды в день.

 

Только выйду за ворота,

 

Всем идущим на работу:

 

Кузнецу, врачу, ткачу –

 

«С добрым утром!» я кричу.

 

«Добрый день!» - кричу я вслед

 

Всем идущим на обед.

 

«Добрый вечер!» - так встречаю

 

Всех, домой спешащих к чаю.

 

(О. Дриз)

 

Простите

 

Папа разбил драгоценную вазу.

 

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

 

Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

 

И робко и тихо «Простите» сказал.

 

И мама молчит, улыбается даже.

 

- Мы купим  другую, есть лучше в продаже…

 

«Простите!» казалось бы, что в нём такого

 

А вот ведь какое чудесное слово!

 

(В. Юсупов)

 

Солнышко ясное встало,

 

- Доброе  утро! –

 

Сказало.

 

- Доброе  утро! –

 

Кричу я прохожим,

 

Весёлым прохожим,

 

На утро похожим…

 

Но если проснёшься,

 

А дождик в окно

 

Стучит да стучит

 

И без солнца темно?

 

Доброе утро,

 

Придумано мудро:

 

- Доброе  утро!

 

(В. Коркин)

 

Фея. Живёт в моём сказочном городе доктор, но не обычный. Сейчас он придёт и будет вас лечить.

 

Входит врач (воспитатель). Исполняет « Песни и танцы доктора Пипеткина» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

 

Врач приглашает всех на общий танец (по выбору музыкального руководителя), затем вручает детям сувениры. Фея помогает.

 

Фея. Ну что, гномы, понравилось вам в моём городе Вежливости? Теперь я должна увезти вас в лес. Вы обещали не проказничать в лесу, беречь его, становитесь под мой волшебный летающий зонт. Полетели!

 

Гномы прощаются с жителями города, «улетают».

 

Конспект проведения занятия на тему: «В мире вежливых слов» с детьми старшей группы МДОУ ЦР № 79 «Алиса»

 

Провела: Кошелева Т.Ю.

 

Программное содержание:

 

1. Продолжать  знакомить детей с правилами  поведения, дать понятие, что такое  вежливость.

 

2. Учить  вежливому общению, используя вежливые  слова.

 

3. Воспитывать  у детей желание быть культурным  и вежливым человеком.

 

Предшествующая работа:

 

с детьми уже проводились занятия-беседы, игры, этюды, педагогические ситуации о культуре поведения и общения.

 

Подготовка воспитателя:

 

- ознакомилась  с литературой ;

 

- подготовила  атрибуты к сказке;

 

- написала  конспект.

 

Материал: плоскостные фигурки деревьев, дома, зверей; кукла; фланелеграф

 

Ход занятия.

 

Дети сидят полукругом.

 

- Каждый  день вы встречаете множество  людей на улице, в детском саду, в театре, во дворе и т.д. важно, чтобы ни один из них не  пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

 

Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

 

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны всегда помнить.

 

- Какие  вежливые слова вы знаете? (будьте  добры, пожалуйста, разрешите, простите, позвольте и т. д)

 

Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурья.

 

- Сегодня  в гости к нам пришла кукла Маша. Она шла через лес и заблудилась, попала к нам. Давайте поможем ей найти дорогу к дому.

 

Обращаю внимание детей на фланелеграф.

 

Маша. Ребята, помогите мне попасть домой!

 

Ведущий. Маша, ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить. (Дети подсказывают слова «пожалуйста»)

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности