Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
Ведущий. Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке медвежонка. (Действие показывается на фланелеграфе).
Маша. Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
Ведущий. А медвежонок стоит упрямо и неуходит. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети помогают Маше вежливо попросить медвежонка: «Медвежонок, позволь мне, пожалуйста, пройти».
Медвежонок. Проходи, пожалуйста, Маша.
Ведущий. Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько цветов красивых, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вокруг на верхушках деревьев она увидела белочек.
Маша. Попрошу-ка я их помочь своей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались помочь? Вспомню ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
Белочка. Здравствуй, Маша. Мы живём рядом с твоим домом на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Ведущий. Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом!
Маша. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
Ведущий. Ребята, почему Маша решила, что эти слова – волшебные? Как ещё мы называем эти слова? Назовите мне их. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.
Звучит песня
Конспект проведения занятия на тему «Культурный человек» с детьми старшей группы МДОУ ЦР № 79 «Алиса»
Выполнила: Кошелева Т.Ю.
Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: »Это – культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некультурный».
- Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)
Давайте вместе сочиним небольшой рассказ об утре культурного человека. Я начну, а вы продолжите.
Воскресный день, мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать. Вы уже проснулись, но вставать не хочется.
- Доброе утро! – улыбается мама.
Вы отвечаете, как?...
- Прошу к столу, завтрак готов, - приглашает вас мама.
Вы встаёте с постели, а дальше что происходит?... (другой вариант: сначала заправляете постель, затем умываетесь, одеваетесь, идёте к столу. А за столом сидят члены вашей семьи. Вы садитесь за стол и …)
- Что вы делаете дальше? Какие правила поведения за столом вам уже известны?
А дальше вы завтракаете, встаёте и идёте заниматься своими делами. Так? (Нет). А как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за заботу о себе, помочь убрать посуду, может быть даже вымыть её.)
Почему вы должны это сделать? Потому, что культурный человек – это прежде всего хорошо воспитанный человек. Уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.
Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор на площадке, плохие слова на стенах, разбитые стёкла, испачканные лифты – всё это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами. Более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и в своей одежде. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричёсанные волосы. Грубые слова, как вы назовёте такого человека?
Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности, но вот, как быть с отсутствием пуговиц и пятнами на одежде, если они неожиданно появились, что вызывает у вас чувство неловкости, стыда. Этого человека мы можем назвать некультурным? (Нет). Потому, что он испытывает неловкость за свой неаккуратный вид.
Можем ли мы назвать культурным человека в следующей ситуации. Мальчик аккуратно одет, причёсан, поздоровался, выйдя за дверь пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом и не уступил ей место. (Нет). Культурный – это, прежде всего чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который переживает за свои недостатки и старается их исправить.
Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.
Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным, и я пригласила его к вам в гости. Прежде чем появиться перед вами, он попросил загадать вам песенку-загадку. Послушайте и скажите. Герой, какой сказки придёт к вам сегодня и о, каком главном качестве культурного человека он поёт в своей песенке. (Дети слушают песню «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).
«Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо», - поёт кот Леопольд. Какие слова кота Леопольда хорошо запомнились вам?
- Ребята, давайте жить дружно! – в каждой серии он просит мышей.
(Дети смотрят отрывок из мультфильма. Можно обыграть эту ситуацию, предложив игрушку кота).
Вы знаете, что кот Леопольд – герой мультфильма. Но ситуации, показанные в мультфильме часто бывают в жизни. Послушайте песенку мышей «В доме 8/16» сл. В. Савельева, муз М. Пляцковского и скажите, за что же мыши не любят кота.
(Звучит песня).
Что вы можете сказать о коте? (Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный).
Как можно охарактеризовать главного героя кота по уровню его культуры? (Он культурный).
А какую характеристику вы дадите мышам? (Коварные, злые, хвастливые, хитрые)
Когда мыши стараются из-за своей вредности придумать какую-нибудь пакость Коту, он ругается, кричит, возмущается, ссорится с ними? (Нет). Как он поступает? Тактично, доброжелательно, потому что он воспитанный, культурный Кот, терпеливо учит мышей доброте. И им становится стыдно.
Кот Леопольд прислал вам задание. Выполнив его, можно ответить, каким нужно стремиться стать, чтобы вас считали культурным человеком? Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
…Коля радовался весеннему солнцу, тёплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла. и нет луж. Можно скакать по площадке. Где бы взять прутик для игры? Коля огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нём набухли, вот-вот на нём появятся зелёные листочки. Коля подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Коля недовольно махнул рукой на деревце и пошёл играть к ребятам.
…Миша вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? – подумал Миша. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о доброте мальчика…
Детям предлагают придумать игровую ситуацию, в которой действуют Кот – учитель, мыши – ученики. Роли выбирают 3 участника по желанию, обыгрывают одну ситуацию, затем меняются ролями в другой ситуации. Остальные дети –жюри решают, какая из мышей первой правильно разрешит ситуацию.
Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало) К. Чуковский.
Хожу – брожу не по лесам, Себя он раскрывает,
А по усам, по волосам, Тебя он закрывает.
И зубы у меня длинней, Только дождичек пройдёт –
Чем у волков и медведей. Сделает наоборот.
(Расчёска) К. Чуковский. (Зонт).
Маленького роста я, Стучат, стучат –
Тонкая и острая. Не велят скучать.
Носом путь себе ищу, Идут, идут.
За собою хвост тащу. И все тут как тут.
(Иголка с ниткой) (Часы).
Для чего нужны нам эти вещи?
Кого мы называем культурным человеком?
Посмотрите на картинки и скажите, кого бы вы назвали культурным человеком и почему?
Детям показывают иллюстрации из книг, открытки, репродукции художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.
Домашнее задание. Нарисовать ту сцену из мультфильма, которая больше всего запомнилась, или придумать свою сцену с героями мультфильма «Кот Леопольд и мыши».
Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков культуры поведения и общения» в старшей группе МДОУ ЦР № 79 «Алиса»
Провела: Кошелева Т.Ю.
Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками. С воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
По мере взросления ребёнка, расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т.д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»
Когда ребёнок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Только убедившись в том, что ребёнок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Чем младше ребёнок, тем меньше он способен контролировать своё поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему об их выполнении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдём умываться. Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьём рук, чтобы не замочить рукава?» подсказывая как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.
Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив. Проверь , всё ли ты сделал как надо. Посмотри на себя в зеркало, всё ли у тебя в порядке».
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях родителям необходимо рекомендовать игровые приёмы.
Но использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность?!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»