Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ(7) (Автосохраненный).docx

— 2.81 Мб (Скачать файл)

 Программа "Радуга" – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работает дошкольное образовательное учреждения, на базе которого мы проводили опытно-практическую работу. Одной из задач, реализуемых программой «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. Поставленные задачи в разделе «Математика» основаны на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения: выделять различные признаки и свойства объектов и явлений (цвет, форму, величину, физические качества); сравнивать объекты и явления по однородному признаку или свойству (различать контрастные качества размера); устанавливать отношения сходства, тождества и различия; квалифицировать положения предметов в пространстве в терминах; осуществлять классификацию по одному признаку; осуществлять сериацию (собирать пирамидку из 5-7 колец, 4-5 местную матрешку, строить упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака и.т.д.); воспроизводить и строить упорядоченные временные последовательности на основе представления о соотношении прошедшего, настоящего и будущего, восстанавливать сюжеты простых, знакомых сказок; осуществлять операцию счета в пределах 5.

Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) относится к содержательно насыщенным программам, что особо отмечается во введении к ней: «Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов».

Но при этом содержание и способ организации математического развития ребенка, по замыслу авторов, педагог определяет сам. В методических рекомендациях даны только описания игр и указано программное содержание, а сама методика работы с этим содержанием не рассматривается. Также необходимо отметить, максимальная детская активность в ходе обучения и усвоения знаний, по мнению авторов, обеспечивается педагогом, то есть речь идет об управляемом и регулируемом обучающем процессе, основанном на «знаниевой парадигме». В программных задачах по математике для детей старшего дошкольного возраста отмечается, что геометрические фигуры, протяженности и объемы, масса объектов, сила, глубина становятся предметов изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей. Но предлагаемые для этой деятельности игры по уровню сложности не посильны для самостоятельных действий с ними детей 5 - 7 лет. Поэтому работа с ними превращается в работу по указанию педагога, что не соответствует идеям развивающего обучения.

Анализ программы «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцова и др.) показал, что авторы придерживаются теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития ребенка, основной путь которого амплификации, то есть его обогащение, наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта. Однако все примеры в разделах программ обычно приводятся на материале художественно-литературной, конструктивной, природопознавательной деятельности. И не одного примера не приведено на примере математики. Основное место в программе «Развитие» занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. При этом развитие элементарных математических представлений рассматривается отдельно от развития логического развития. Формирование и развитие математических представлений происходит на основе построения и использования детьми различных наглядных моделей.

В программе «Из детства - в отрочество» (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.) провозглашается направленность на формирование собственной активности ребенка - исследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной. Авторами программы признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз».

В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность. В разделе по математическому развитию используется специальная педагогическая технология организации целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение. Реальное (прямое) обучение предлагает применение эвристических методов обучения.

Остановимся на трудах Щербакова Е.И. в «Методике обучения математике в детском саду» она выделяла.  Основная форма обучения детей младшего дошкольного возраста элементам математики – индивидуальные занятия, а главный метод – дидактические игры. Эти игры могут быть с предметами, игрушками, с активными движениями детей. Широко используются народные игры.

Так, чтобы сформировать у ребенка представление о величине (размере), нужно провести с ним такие игры-упражнения: нанизывание больших  и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и другие. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, взрослый обращает внимание ребенка на величину, и учить правильно, называть слова: большой, маленький.

В процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети четвертого года жизни учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы, они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий. Именно в этой группе дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь, приемами накладывания и прикладывания (длиннее - короче, равные по длине)

Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного раздаточного материала не менее 10-15 сантиметров. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.

На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают их на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы: большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный маленький; большая матрешка в синей косынке, а маленькая в белой.

После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания.

В качестве раздаточного материала можно использовать знакомые геометрические фигуры и силуэты разных предметов, игрушек. Дети овладевают приемами непосредственного  сравнения накладыванием. Они сравнивают большой и маленький круг, большую и маленькую елочку. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог ставит перед ними вопрос: "Что надо сделать, чтобы узнать, какой из предметов больший (меньший)?"

При сравнении предметов по величине большое значение имеет двигательный анализатор — жест руками. Показывая высоту, ребенок делает жест рукой снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.

Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте). Можно организовать игры «Большой и маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький», и др.

Выделению данного признака-размера способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности признака и требует ее учитывания, например, дети сами выбирают, под какую елочку спрятался большой медведь, а под какую — маленький зайчик.

Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Например, красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое.

Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, наиболее эффективными средствами формирования представлений о величине являются дидактические игры, с помощью которых ребенок получает знания о свойствах предметов действия по их использованию.

1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

 

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Множество дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр (1).

В  трудах Касаткиной Е.И. отмечается важность дидактических игр в педагогическом процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных  задач в обучении детей, но в  то,  же время в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников в педагогическом процессе обусловлена рядом причин:

    • Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста  в учебную деятельность.
    • Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления);
    • Их своеобразие как дидактического средства состоит в том, что задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной и привлекательной для ребенка форме, имитирующей свободную игровую ситуацию.

Обучение дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задачах.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее, с одной стороны, как форму обучения, а с другой стороны, как своеобразную игровую деятельность. Эта структура включает в себя: дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Рассмотрим подробнее структуру дидактических игр.

Дидактическая задача, как правило, определена целью учебного задания или целью воспитательного воздействия. Дидактическая задача может быть сформулирована непосредственно, если данная дидактическая игра включена автором учебного пособия в образовательный процесс.

Игровая задача, определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения может не осознаваться. Это и делает игру особой формой обучения, когда дети усваивают знания, умения, навыки как бы непреднамеренно, не в жестких рамках учебной задачи.

Игровые действия – это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия игровые действия, тем интересней для детей сама игра, а щначит, успешнее решаются познавательные задачи, составляющие суть и смысл дидактических игр.

Правила игры определяют порядок действий, устанавливают запросы, регламентируют поведение играющих. Главное значение правил состоит в развитии у ребенка произвольности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать, воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение.

Результат определяется сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, даже не особенно значительные успехи следует отметить, если ребенок старался их достичь.

Осуществляя педагогическую поддержку развития дидактических игр, педагог должен соблюдать ряд условий:

    • Соответствие познавательного содержания игры программным требованиям и возрасту детей;
    • Определение времени и места, удобного для проведения дидактических игр;
    • Наличие у педагога знаний и умений в области используемых дидактических игр;
    • Наличие необходимого дидактического материала;
    • Оптимальное сочетание занимательности и обучающего воздействия;
    • Включение педагога в игру на этапе ее освоения;
    • Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;
    • Не мешать ребенку в самостоятельном решении дидактической задачи;
    • Не требовать решения задачи с первой попытки;
    • Заинтере6совывать игрой, не навязывая;
    • В самом начале игры отметить хотя бы незначительный успех ребенка;
    • Игру полезно оживить игровой ситуацией;
    • Придумать неформальную обстановку, учесть необходимость обеспечения двигательной активности ребенка.

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры