Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………
Установлено в ходе проведенного повторного исследования, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах величины, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, который появлялся в неумении расставлять предметы по величине по наглядному образцу, не называнию самостоятельно предмет по величине, и не всегда их указывая при называние их педагогом, а по завершению исследования 60% детей овладели общими представлениями о величине предмета через дидактические игры, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий.
Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили, что дидактические игры являются важным средством формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Леушина А. М. Формирование элементарных
математических представлений
2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М Просвещение 1994г. 224 с
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.—2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.
4. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методические пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 320 с.
5. Васильева М.А., Комарова Т.С. «Программа обучения и воспитания в детском саду» Москва, «Мозаика-Синтез» 2005г
6. Новикова Н.В. «Методическое пособие к занятиям по математике» Москва 2007г.
6. Радуга”./ Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию, обучению. 2006г.
8. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
9. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя — М: Просвещение, 1990.—96 с.
11. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.
12. «Математика от трех до семи» З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. CПб. "Акцидент", 1998г.-176с.
13. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду - М: Академия, 2001- 272 с
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2 -е, перераб. М. : Просвещение. 1978 - 96 с
15. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М Просвещение 1987г. 97с
16. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
17. Дошкольное воспитание №8 2005 года Ежемесячный научно-методический журнал, Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва. «О совершенствовании элементарных математических представлений»
18. Васильева Т. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников. В сб.: Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1984
19. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 175 с. – (Дошкольник. Давайте поиграем!). – Библиогр.: с. 171–175.
20. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985. – С. 4 – 25.
22. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]:/ под ред. Б.М. Бим-Бад, - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г.
23. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992г. – 96с.
24. Глушкова, Г. Игра или упражнение [ТЕКСТ]:/ Г. Глушкова// Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.
25. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – С. 78 – 90.
26. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с
27. Приказ
Министерства образования и
Приложение № 2
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе
по формированию математических представлений
«Веселые игрушки»
Воспитатель Груздева Татьяна Александровна
Программное содержание:
1. Учить
детей сравнивать предметы по
величине (большой - маленький, длинный
- короткий), используя в речи
2. Закрепить умение различать и называть величину предмета, цвета: красный, желтый, зеленый.
3. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.
Материалы: 2 матрешки (большая и маленькая), 2 домика (большой и маленький), 2 елочки (большая и маленькая), 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких), сюрпризная коробочка с двумя появляющимися лентами (2 короткие и 2 длинные), 2 петушка с цветными перьями, шкатулка.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.
Воспитатель: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, а другая маленькая - это Ляля. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая?), а это матрешка маленькая (спросить у детей какая?).
Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку, и назвать «какая?».
Воспитатель: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лее по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.
В лесу воспитатель находит сюрпризную коробку. Рассматриваем коробочку вместе с детьми, закрепляем цвет (красный, желтый, зеленый). Дети вытягивают ленты из коробки, а воспитатель объясняет - это лента длинная, а это - короткая. Установка на закрепление: предложит нескольким детям самим определить, какую ленту вытянул ребенок (длинную - короткую), назвать.
Воспитатель: Теперь, дети, отправляемся домой.
Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: Дети, кто кричит «КУ-КА-РЕ-КУ»? Дети отвечают, что это петушок.
Воспитатель продолжает: Жили-были два петушка, красивые да нарядные. Один раз захотелось им на забор взлететь, кукареку пропеть. Один петушок взлетел, а второй упал и все перышки растерял. Давайте ребята поможем найти петушку его перышки.
Дети ищут перышки по групповой комнате. После того как все перышки найдены, названы по цвету и приложены к хвосту петушка, воспитатель благодарит детей и от имени петушка угощает детей горошком - конфетами из шкатулки.
Приложение № 3
Конспект проведения дидактической игры
«дальше-ближе»
Воспитатель Груздева Татьяна Александровна
Программное содержание:
1. Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные.
2. Закрепить умение различать и называть величину предмета.
3. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве используя слова (далеко-близко)
Материалы: резиновые игрушки-герои сказки «Репка», деревянный домик.
Ход игры:
Дети садятся за столы, перед ними стоят игрушки – герои сказки «Репка». Вместе с детьми вспоминаем знакомую сказку, рассматриваем героев. Называем кто кого выше. Затем детям предлагается выполнить задание. Расставить игрушки так, чтобы одна игрушка находилась ближе к домику, а другая дальше от него. Потом наоборот, меняем игрушки местами. Если возникают трудности, то воспитатель показывает действия и объясняет детям. Затем дети самостоятельно выполняют задание.
Приложение № 4
Конспект проведения дидактической игры
«расставь по порядку»
Воспитатель Груздева Татьяна Александровна
2011г.
Цель игры: Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные. Закрепить умение различать и называть величину предмета.
Материалы: резиновые игрушки для инсценировки сказки «Репка»
Ход игры. Воспитатель совместно с детьми вспоминают сказку, рассматривают героев. Воспитатель предлагает детям сравнить героев по высоте. Затем воспитатель расставляет героев в той последовательности, в которой они появляются в сказке, акцентирует внимание детей на то, что каждый новый герои меньше по высоте предыдущего. Затем воспитатель предлагает детям выполнить задание самостоятельно. В конце игры подводиться итог.
Приложение №5
Конспект проведения дидактической игры
«сравни предметы по высоте»
Воспитатель Груздева Татьяна Александровна
2011г.
Цель: Учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: выше - ниже, сравнивать предметы по величине.
Материалы: Для воспитателя: мяч.
Для детей: мелкие детали из набора «Строитель», 3 круга разной величины: желтый - большой, синий – поменьше, красный самый маленький.
Ход занятия
Вызовите двух детей одного роста и поставьте их на небольшом расстоянии друг от друга. Спросите: « Как вы думаете, кто из них выше?»
Давайте возможность высказаться детям. Как узнать, кто выше? Их надо поставить рядом. Какие они по высоте? Одинаковые.
- Они вот
какие (воспитатель показывает
- А дети одинаковые по высоте?
Поиграем. Затем воспитатель выбирает одну из предложенных игр и проводит ее. «ЧТО ВЫШЕ?»
На прогулке воспитатель
- Скамейка низкая, что выше? (куст)
- Что выше куста? (дерево).
- Что выше дерева? (дом) и т.д.
В помещении можно спросить:
- Детский стул низкий, что выше?
- Что выше большого стула? (стол)