Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………
Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю в течение 1,5 месяца, продолжительностью 10-15 минут. В работе с детьми мы использовали такие игры:
Наибольший интерес у детей вызвали такие игры как: «Матрешки» (см. приложение № 2); «Пирамидки» (см. приложение № 7), «В какую коробку». У некоторых детей возникли трудности при выставлении предметов по наглядному образцу, нанизывании колец на стержень пирамидки в определенном порядке.
Лиза не смогла в правильном порядке без помощи педагога расставить матрешки по наглядному образу.
У Никиты возникали трудности при назывании предметов большой – маленький (см. приложение № 5). Выкладывать кубиков от самого большого до самого маленького.
Алина справилась с заданиями успешно, проявляла самостоятельность, активность, задания заинтересовали ребенка, и она с увлечением участвовала во всех играх.
Вика с интересом принимала участие в дидактических играх, успешно справилась с большинством заданий, возникли трудности при назывании предмета, но с незначительной помощью справилась с заданием.
Ярослав справлялся с заданием с небольшими трудностями, но прикладывал усилия для решения возникших трудностей, проявлял самостоятельность.
Оля справилась с заданиями, но была неуверенная в своих ответах, ждала поддержки взрослого. Возникли трудности при выполнении задания «сравни предметы по высоте», «дальше – ближе».
Ариадна легко справилась с такими заданиями как: «Матрешки»; «Расставь по порядку»; «Разложи по размеру», но возникли трудности при выполнении заданий: «Сравни предметы по высоте», «Дальше — ближе».
Маша с нежеланием участвовала в играх, не проявляла самостоятельность, ждала помощи от педагога.
Кристина застенчивый ребенок, не конфликтна. Иногда нуждается в поддержке воспитателя, неуверенная в себе, с поддержкой взрослого быстро справляется с заданием. Мелкая моторика развита хорошо. Не всегда правильно выбирает предметы по величине. Предпочитает общение с взрослыми играм с детьми.
Раскроем более подробно все методы и приемы, используемые в ходе реализации этих дидактических игр.
Исходя из результатов диагностики, видно, что дети владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по величине, не видят сходства и различия предметов, размещая их по наглядному образцу.
В связи с данными полученными при исследовании детей мы начинаем вводить игры с этапа формирования представлений о величине предмета – соотнесение величины предмета с эталоном величины. На данном этапе использовались следующие игры: «Матрешки», «Пирамидки». На этом этапе давали словесное обозначение величины предмета. Детям предлагалось подобрать такой же величины: «Собери матрешки», «Разложи по коробкам». На первых порах детям предлагалось собрать 2- 3 наиболее контрастные величины (большой, маленький, высокий, низкий), затем добавлялись предметы выше самого низкого, но ниже самого высокого.
В начале начального исследования, когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для детей, которые не смогли разместить предметы по наглядному образцу, предлагались игры с мозаикой: «Собери пирамидку», где дети, опираясь на поэтапный образец, выкладывали соответствующие элементы (Приложение №3). Выкладывание пирамидки, выполнялось сначала под руководством педагога, но после нескольких повторений дети самостоятельно выполняли задание успешно.
На следующем этапе - выбора предметов определенной величины по словесной инструкции взрослого использовались игры: «Самая длинная и самая короткая»; «Разложи по величине», где дети давали предмет определенной величины. В этих играх хорошо прослеживалось насколько дети хорошо стали ориентироваться в понятиях величины при назывании их взрослым, что позволили сделать вывод о том, что дети усвоили представления об основных понятиях величины.
На следующем этапе вводились игры по размещению, называнию предметов основных величин применялись такие игры, как «Расставь по порядку», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи по величине». В ходе игр стало ясно, что некоторые стали называть величину после небольшой паузы, но некоторые дети еще затрудняются в назывании. С ними проводилась индивидуальная работа: рассматривание альбома «Величина вокруг нас», где каждая страница отводилась определенной величине. Дети совместно с воспитателем уточняли, что каким бывает. Детям задавался вопрос: «Что бывает большим?», на данный вопрос они отвечали, перечисляя картинки на странице альбома. В итоге проводилось обобщение: «Какой величины все предметы на этой странице?». По ходу рассматривания альбома, выяснялось, как дети самостоятельно называют величину, при затруднениях оказывалась помощь, использовались такие приемы как подсказка, называние начала слова.
Для обучения обобщению и классификации по признаку величины, проводились игры: «Разложи по размеру». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы по мешочкам.
В ходе проведения повторного исследования в результате наблюдений, совместного рассматривания тематического альбома «Величина вокруг нас», позволили определить, на каком уровне у детей сформировались представления о сенсорных эталонах величины.
Таким образом, проведенная нами исследовательская работа дала положительные результаты, выраженные в сформированности у большинства детей представлений о величине предметов, но в тоже время нами установлено было, что степень сформированности у некоторых детей осталось недостаточной.
Данные игры мы проводили в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также во время, свободной деятельности детей. Была оформлена выставка для родителей, на которой мы предлагали рассмотреть и опробовать дидактические игры, сделанные своими руками. Прилагаю фотоколлаж (см приложение № 1)
2.4. Содержание повторного
Целью проведения повторного исследования стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о величине предметов. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения начального исследования.
По результатам проведения диагностики, направленной на выявление уровня сформированности представлений о величине можно сделать вывод, что проведенная работа была успешной. Исследовательские данные показали, что 20% детей имеют высокий уровень, 60% детей имеют средний уровень, 20% остались на низком уровне.
Если сравнить данные, полученные в результате проведения методов исследования на повторном этапе с исходными данными уровня сформированности представлений величины, то можно констатировать значительные количественные изменения, которые представлены в гистограмме №2 «уровни сформированности восприятия величины по результатам повторного исследования».
Повторное исследование сформированности восприятия величины
Количественные характеристики, отраженные в гистограммах свидетельствуют о том, что в результате создания педагогических условий и применения разнообразных форм, методов и приемов произошли значительные изменения у детей в уровнях сформированности представлений о величине предметов.
При выполнении первой части диагностики установлено, что дети значительно быстрее выполняют действия по подбору нужной величины, лучше справились с заданием и те дети, которые в прошлый раз сделали ошибки, Лиза сначала стала расставлять матрешки произвольно, но быстро перешла к правильному действию. Никита затруднился в определении величины.
Во второй части
исследования некоторые дети
еще нуждались в помощи, но
произошла определенная
В третьей части, в которой дети показывали предметы по названию педагога, также произошли значительные улучшения: всеми детьми основные понятия величины определены, верно, но некоторые дети еще путаются
Четвертая часть диагностики показала, что большинство детей стало употреблять названия правильно, с небольшими затруднениями, но с высокой степенью самостоятельности.
В результате можно подвести итог, что большинство детей стали лучше распределять предметы по величине по наглядному образцу, выбирают предметы нужной величины по называнию их взрослым, достаточно хорошо называют величину самостоятельно.
Таким образом, полученные положительные результаты в ходе исследовательской работы подтверждают правильность выбранных нами методов.
Результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе начального
исследования нами было
- в ходе исследовательской
работы были выявлены и научно
обоснованы педагогические
- в ходе их использования нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлений о величине изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
Установлено в ходе проведенного повторного исследования, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах величины, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, который появлялся в неумении расставлять предметы по величине по наглядному образцу, не называнию самостоятельно предмет по величине, и не всегда указывали величину предмета при называние их педагогом, а по завершению исследования 60% детей овладели общими представлениями о величине предмета через дидактические игры, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий.
Таким образом, данные полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.
Сравнительный анализ диагностических исследований сформированности представлений о величине предметов через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста.
- результаты начального исследования;
- результаты повторного исследования.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что исходя из особенностей детских представлений о размере предметов, необходимо развивать у детей представление о размере как о свойстве предмета. Дети осваивают умение выделять данное свойство наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства». Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т.д. Таким образом, первоначально осваивается попарно сравнение предметов по одному свойству. В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу.
Результаты опытно-практической работы показали, что в ходе начального исследования нами было выявлено, что большинство детей находится на ни уровне сформированности восприятия величины: что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах величины.
В ходе исследовательской работы были выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования представлений о сенсорных эталонах величины у детей младшего дошкольного возраста, если: будет подобран комплекс дидактических игр; созданы условия для эффективного использования дидактических игр.
В ходе их использования нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлений о величине изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.