Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………
- Что выше стола? (шкаф) и т.д.
«СТРОИТЕЛЬ»
На столе мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше?
- Как это определить? Что надо сделать?
- Придвинуть один домик к другому.
- Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте?
Работать со строителем дети могут не только сидя за столами, но и один против другого.
Сидя за столом.
Работа с геометрическими фигурами.
У детей 3 круга разной величины
Воспитатель предлагает детям сравнить их по величине, а затем разложить сначала в убывающем порядке, а потом и возрастающем. Спросите у детей, какого цвета самый большой круг, самый маленький.
Приложение № 6
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе
по формированию математических представлений
Воспитатель Груздева Татьяна Александровна
2011г.
Задачи:
Материалы: Игрушка- заяц, ленточки разной длины по 2 на ребенка, полоски - разные по ширине, грибочки 5 штук, елочки 5 штук, плоскостные - мешки 3 штуки, разные по размеру, зайчики, морковки (по 5 штук), чашки разные по размеру - 3 штуки, картинки с группами предметов (1, много), геометрические фигуры.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Воспитатель – Дети, сегодня мы пойдем в гости, хотите? Угадайте-ка, к кому?
«Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку» Кто это?
Дети: Зайчик!
Воспитатель: Какое угощение мы приготовили ему?
Дети: Морковку, капусту, яблоки.
Воспитатель достает морковки: Сколько у нас морковок одна или много? Таня, сколько морковок?
Воспитатель: Правильно, много. А теперь пойдем к зайчику (подходим к столу). Рядом со столом на стульчике сидит зайчик.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком!
Дети здороваются, садятся за столы.
На столе разложены тарелочки по 5 штук, в каждой из которой по 4 морковки.
Воспитатель: У зайчика есть друзья. Давайте каждому зайчику по морковке.
Алина раздай зайчикам по тарелочки с морковкой. (Катя раскладывает).
Сколько, Катя, не хватает морковок?
Девочка: Одной!
Воспитатель: Один зайчик ушел погулять, зайчиков стало больше или меньше?
Дети: Зайчиков стало меньше.
Воспитатель: А сколько морковок?
Дети: Столько же.
Воспитатель: Зайчиков и морковок поровну или нет?
Дети: Зайчиков и морковок поровну.
Воспитатель: Все зайчики съели морковку. Сколько осталось морковок?
Дети: Ни одной.
Физкультминутка: «Вот какие зайки»
Вот какие зайки
раз, два, три, четыре, пять
Вышли зайки погулять.
Вот какие зайки, зайки - побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие лапки, острые царапки.
Вот бежит лисичка, хитрая сестричка
Прячетесь, прячетесь зайки, зайки - побегайки.
Воспитатель: Дети посмотрите, к зайчику пришли гости - медведи.
Вы узнали сказку, из которой они пришли?
Дети: Медведи из сказки «Три медведя».
Воспитатель: У каждого медведя своя чашка. Все ли чашки одинаковые?
Дети: У каждого медведя своя чашка. Чашки разные.
Воспитатель: Лиза, какая чашка у Михаила Ивановича?
Ребенок: У Михаила Ивановича большая чашка.
Воспитатель: Таня, какая чашка у Марии Ивановны?
Ребенок: У Марии Ивановны средняя чашка, поменьше.
Воспитатель: Саша, какая чашка у Мишутки?
Ребенок: У Мишутки маленькая чашка.
Воспитатель: Пришла Маша и все чашки перепутала.
Кто правильно расставит чашки?
(По желанию). Никита, расставь правильно чашки и объясни.
Воспитатель: Дети, правильно Леша расставил чашки?
Воспитатель: Посмотрите, что принесли в подарок зайчику медведи: ленточки.
Какие они? (разные) По цвету? А по длине? (длинные и короткие) А как проверить?
Дети: Нужно наложить одну ленточку на другую.
Один ребенок накладывает ленточку одну на другую, совмещая по одному концу.
Воспитатель: Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче?
Дети отвечают.
Детям раздаются по две ленточки каждому. Они путем наложения определяют
длинные и короткие.
Воспитатель: А сейчас мишки и зайчики поиграют. Они будут соревноваться,
кто быстрее бегает. Ребята, в лесу много разных дорожек. Одна - широкая,
а другая — узкая. Ярослав, - это какая дорожка? А как ты узнал?
Ребенок: Я наложила одну дорожку на другую. Одна выглядывает, значит, она широкая. А другая — узкая.
Воспитатель: Правильно, нужно наложить одну дорожку на другую. По какой дорожке побежит Мишка?
Дети: Мишка побежит по широкой дорожке.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что большой.
Воспитатель: А зайка, по какой дорожке побежит?
Дети: Зайка побежит по узкой дорожке.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что зайка маленький.
Воспитатель: Ярослав, вот тебе зайка. По какой дорожке ты побежишь?
Ребенок: Я побегу по узкой дорожке.
Воспитатель: Саша, а тебе мишка. По какой дорожке ты побежишь?
Ребенок: Мишка побежит по широкой дорожке.
Воспитатель: Побежали. Зайка прибежал первым. Почему?
Дети: Потому что быстрее бежал.
Воспитатель: А мишка прибежал последним. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Зайке - победителю мы повяжем бантик.
(Завязывает короткую ленточку. Бантик не получается.)
Почему у меня никак не получается завязать бант?
Дети: Потому что ленточка короткая.
Воспитатель: Подскажите, какую нужно взять ленточку?
Дети: Нужно взять длинную ленточку.
Воспитатель: Бантик завязался. Подарим зайке коврик из геометрических фигур. (Предлагает детям разноцветные фигурки и макет коврика. Дети по очереди накладывают фигуры, называя их форму и цвет).
Воспитатель: Вот какой красивый коврик получился! Зайка будет очень доволен! Молодцы, ребята!
Приложение № 7
Конспект проведения дидактической игры
«Занимательные пирамидки»
Воспитатель: Груздева Татьяна Александровна
2011 год
Цель: Учить детей выполнять действия с предметами, закреплять знания детей о свойствах предметов, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.
Материал. Пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру.
Ход игры. Воспитатель показывает детям две пирамидки конической формы, состоящие из 5 колец. Фиксирует внимание на том, что кольца разные: большие и маленькие (сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их, перепутывая между собой. Воспитатель предлагает детям собрать пирамидки. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если ребенок неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.
Дети,
сидящие за одним столом, последовательно
надевают на пирамидки кольца.
Взрослый проверяет, чтобы они
не пропускали кольца и, нанизывая
их на стержень, не переворачивали
нижней стороной вверх. Плотная
насадка колец на конусную
основу осуществляется при
В индивидуальной работе педагог использует разные приемы: словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»), прямой показ (если ребенок неверно разместил кольцо, воспитатель предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме того, педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз по поверхности пирамидки (у правильно собранной пирамидки она гладкая).
Приложение № 8
Конспект непосредственной образовательной деятельности,
образовательная область «Познание».
По формированию математических представлений
во второй младшей группе
Воспитатель: Груздева Татьяна Александровна
2011г.
Тема: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:
Материалы. Кубики LEGO, горшочки разных по величине, длинная и короткая полоски одного цвета на каждого ребенка, изображение домики, отличающихся крышами и окнами.
Предварительная работа. Чтение сказки Ш.Перро "Красная шапочка", драматизация сказки.
Изготовление атрибутов и декораций к сказке "Красная шапочка".Решение логических задач.
Ход занятия.
1 часть.
Дидактическая игра «Вырастим лес».
Воспитатель заносит мешочек и спрашивает у детей: «Чьи это вещи, кто их потерял?»
Воспитатель открывает мешочек и достает атрибуты к сказке «Красная шапочка» (шапочка, корзинка, пирожки).
Дети, как вы думаете, кто потерял эти вещи? ( Красная Шапочка).
- Куда и зачем отправила мама Красную Шапочку? Ответы детей.
- Где жила бабушка? (за лесом)
- Давайте сделаем лес, каждый должен построить из LEGO несколько деревьев разной высоты. Кубики должны использовать все.
- Вы смогли выполнить задание?
- Как, вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Будем сравнивать по высоте).
Физкультминутка: «Лесорубы».
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли,
И руками, сделав взмах,
По полену сильно – бах!
2 часть
«Гостинцы для бабушки».
Воспитатель предлагает детям несколько горшочков разных по высоте.
- Ариша, поставь горшочки в ряд с самого высокого до самого низкого.
Ребенок выполняет задание, остальные проверяют его.
- А теперь, Лиза, найдет горшочек с маслом, он оказался самым низким.
3 часть