Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Таким образом, математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы
Диагностика проводилась на базе Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «детский сад», города Грязовца.
На базе БДОУ «детский сад» осуществляют работу 5 групп, которые посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Работает игровой центр «Потешка», исследовательская лаборатория – «Познавайка» (проводиться игра с песком и водой). Осуществляют свою деятельность специалисты: логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, старший воспитатель – методист.
Данный детский сад работает по программе разработанной творческой группой БДОУ « ЦРР – д/с» на основе программы «Радуга»: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева и др.
Опытно-практическая работа проводилась во II младшей группе, которую посещают 26 детей в возрасте с 3 до 4 лет, в исследовании участвовало 10 детей.
№ |
Имя ребёнка |
Возраст ребенка |
Краткая характеристика ребенка |
1 |
Оля |
3,2 |
Застенчивый ребенок, не конфликтна. Иногда нуждается в поддержке воспитателя, не уверена в себе, с поддержкой взрослого быстро справляется с заданием. Легко идет на контакт с детьми, общение с взрослыми вызывает незначительные трудности. |
2 |
Кристина |
3,5 |
Не конфликтна, свободно общается как с взрослыми, так и с детьми. При выполнении заданий возникали небольшие трудности. |
3 |
Никита |
3,7 |
Спокойный, мало эмоционален, может не довести начатое дело до конца, трудно осваивается в незнакомой обстановке и в присутствии новых людей. Освоение новых знаний дается ребенку с трудом. |
4 |
Ярослав |
3,4 |
Спокойный, усидчивый ребенок. На контакт с взрослыми идет не охотно, при общении с детьми ведет себя свободно. Предложенные задания выполняет с интересом и желанием. |
5 |
Лиза |
3.1 |
Подвижная, активная, не усидчивая, эмоциональная, без затруднений справляется с предложенными ей заданиями. |
6 |
Ариадна |
3,2 |
Активная, в общении с детьми и взрослыми ведет себя свободно. Выполняет задания с интересом, доводит начатое дело до конца. При выполнении заданий возникали небольшие трудности. |
7 |
Аня |
3,6 |
Девочка активная, подвижная, не усидчивая, что проявляется в частой смене деятельности. Ребёнок легко адаптируется к новой обстановке и окружающим людям, общение с ним не вызывает никаких затруднений. |
8 |
Алина |
3.3 |
Эмоциональная, активная, легко идет на контакт со взрослыми. Открыта, с интересом воспринимает новую информацию. Свободно справляется с заданиями, уверенная в себе. |
9 |
Маша |
3,5 |
Девочка общительная, умеет устанавливать контакты с детьми, общение с взрослыми дается с трудом, застенчивая. Настойчивая, целеустремленная, начатое дело доводит до конца. |
10 |
Вика |
3,6 |
Спокойная, малоактивная, предпочитает играть в одиночестве. Исполнительная, большинство времени проводит в обществе взрослых. |
2.2. Содержание первоначального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
Для проведения начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностические исследования автор: А.В. Белошистая.
Для начала исследования была проведена подготовка, мы приготовили необходимый материал для обследования: две ленточки контрастной величины; пирамидки, состоящая из 4-5 колец, матрешки 2-3 размеров, кубики разной величины, деревянный домик для инсценировок сказок, резиновые игрушки – герои сказки «репка».
В данном исследовании критериями оценки сформированности восприятия величины является знание детьми сенсорных эталонов величины, которое проявляется по следующим показателям: умение различать две ленточки контрастные по величине, умение находить предмет по определению - большой, маленький, называние детьми сенсорных эталонов большой - маленький, короткий - длинный.
Исследование проводилось индивидуально с детьми 3-4 лет и состоял из 4 серий, интервал между которыми – 1 день.
Первый этап: раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Перед ребенком ставят коробочки, разные по величине, дают предметы разной величины от большой до маленького и просят разложить матрешки по коробочкам в соответствии с их величиной. При этом величину предмета не называют.
Второй этап: размещение предметов по наглядному образцу. Ребенку дают 2-3 матрешки, показывают карту-образец, и просят расставить матрешки как на образце.
Третий этап: выбор предмета данной величины при назывании его взрослым. Ребенку дают 2-3 матрешки данной величины. Затем называют величину и просят ребенка показать предмет данной величины (см. приложение № 2)
Четвертый этап: самостоятельное называние величины предмета. Ребенку дают 2-3 матрешки разной величины и просят назвать каждую.
Результаты занесены в таблицу №1 «Результаты начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста». Данные обработаны и отображены в гистограмме, из которой видно, что из детей, участвовавших в эксперименте, 50% имеют низкий уровень, средний – 40%, высокий – 10%.
Рис.1. Уровни сформированности восприятия величины.
Уровни сформированности восприятия величины определены в соответствии с критериями.
1 уровень: дети группируют предметы по величине, размещают предметы по наглядному образцу, находят предмет по называнию его педагогом, самостоятельно называет величину предмета, задания выполняются самостоятельно и правильно.
2 уровень: начинает группировать предметы по величине, размещает предметы по величине по наглядному образцу после небольшой помощи педагога. Испытывает небольшие затруднения при нахождении предмета по величине по называнию его взрослым. Затрудняется в назывании самостоятельно. Задания выполняются с незначительной помощью педагога.
3 уровень: начинает группировать предметы по величине, размещает предметы по наглядному образцу с помощью педагога. Испытывает затруднения при нахождении предмета данной величины по называнию его взрослым. Не называет величину предмета. Задания выполняются с помощью педагога.
Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные критерии величины, справляются с задачей группировки по величине: кладут большие предметы в одну коробку, маленькие предметы в другую коробку. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. Двое детей не сразу начали группировать предметы по величине. Затрудняются дети в основном в размещении предметов по образцу. После указания педагога: «Размести большие предметы в коробочку. Из таблицы (Приложение № 9) видно, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.
В третьей части исследования по определению величины предмета большинство детей находили и показывали матрешки нужной величины. Лишь отдельные дети даже при названии педагогом выбирают предмет данной величины неправильно.
Вывод: Таким образом, по результатам анализа полученных результатов начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что уровень сформированности представлений о величине предметов у детей не достаточно высок, что позволило нам спланировать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов.
2.3. Проектирование и проведение развивающей работы формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Результаты, полученные нами в ходе начального исследования, позволили сделать вывод о том, что необходимо спланировать и провести серию дидактических игр на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры. С этой целью нами был составлен план:
План проведения дидактических игр на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
Название игры |
цель |
Методы и приемы руководства игрой |
«Дальше – ближе» |
Определить какой из героев расположен дальше или ближе от домика |
Показ и объяснение воспитателя. Взрослый расставляет игрушки на разные расстояние от домика и объясняет, что одна игрушка расположена ближе к домику друга дальше. Ребенок должен по словесному разъяснению расположить героев относительно домика. |
«Сравни предметы по высоте» |
Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. |
Показ воспитателя при выборе метода сравнения по высоте, рекомендации при использовании выбранного метода. |
«Разложи по величине» |
Ребенок
по просьбе педагога |
Педагог расставляет на столе кубике разной величины, сравнивает. Показывает способы сравнения. Затем просит детей самостоятельно расставить кубики от самого большого до самого маленького. |
«Расставь по порядку» |
Ребенку предлагают расставить героев сказки «Репка» по росту |
Воспитатель напоминает сказку «Репка». Потом просит расставить героев по порядку. Зависимости от их роста расставить от большого до самого маленько. |
«Матрешки» |
Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину детей. |
взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрешки, методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. |
«Самая длинная, самая короткая ленточка» |
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. |
Воспитатель совместно с детьми рассматривает ленты разной длинны. Способом приложения сравнивает ленты по длине. Затем предлагает детям самостоятельно выбрать ленточки сначала самую короткую, потом самую длинную. |
«Пирамидки» |
Собрать две пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. |
взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. |