Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ(7) (Автосохраненный).docx

— 2.81 Мб (Скачать файл)

  Большое  значение имеет темп игры, заданный  воспитателем. Развитие темпа игры  имеет определенную динамику. В  самом начале дети как бы  «разыгрываются», усваивают содержание  игровых действий, правила игры  и её ход. В этот период темп  игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой  несколько снижается и темп  игры снова замедляется.

       Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Таким образом,  математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию  представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы

Диагностика проводилась на базе Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «детский сад», города Грязовца.

На базе БДОУ «детский сад» осуществляют работу 5 групп, которые посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Работает игровой центр «Потешка», исследовательская лаборатория – «Познавайка» (проводиться игра с песком и водой). Осуществляют свою деятельность специалисты: логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, старший воспитатель – методист.

Данный детский сад работает по программе разработанной творческой группой БДОУ « ЦРР – д/с» на основе программы «Радуга»: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева и др. 

Опытно-практическая работа  проводилась во II младшей группе, которую посещают 26 детей в возрасте с 3 до 4 лет, в исследовании участвовало 10 детей.

Имя ребёнка

Возраст ребенка

Краткая характеристика ребенка

1

Оля

3,2

Застенчивый ребенок, не конфликтна. Иногда нуждается в поддержке воспитателя, не уверена в себе, с поддержкой взрослого быстро справляется с заданием. Легко идет на контакт с детьми, общение с взрослыми вызывает незначительные трудности.

2

Кристина

3,5

Не конфликтна, свободно общается как с взрослыми, так и с детьми. При выполнении заданий возникали небольшие трудности.

3

Никита

3,7

Спокойный, мало эмоционален, может не довести начатое дело до конца, трудно осваивается в незнакомой обстановке и в присутствии новых людей. Освоение новых знаний дается ребенку с трудом.

4

Ярослав

3,4

Спокойный, усидчивый ребенок. На контакт с взрослыми идет не охотно, при общении с детьми ведет себя свободно. Предложенные задания выполняет с интересом и желанием.

5

Лиза

3.1

Подвижная, активная, не усидчивая, эмоциональная, без затруднений справляется с  предложенными ей заданиями.

6

Ариадна

3,2

Активная, в общении с детьми и взрослыми ведет себя свободно. Выполняет задания с интересом, доводит начатое дело до конца. При выполнении  заданий возникали небольшие трудности.

7

Аня

3,6

Девочка активная, подвижная, не усидчивая, что проявляется в частой смене деятельности. Ребёнок легко адаптируется к новой обстановке и окружающим людям, общение с ним не вызывает никаких затруднений.

8

Алина

3.3

Эмоциональная, активная, легко идет на контакт со взрослыми. Открыта, с интересом воспринимает новую информацию. Свободно справляется с заданиями, уверенная в себе.

9

Маша

3,5

Девочка общительная, умеет устанавливать контакты с детьми, общение с взрослыми дается с трудом, застенчивая. Настойчивая, целеустремленная, начатое дело доводит до конца.

10

Вика

3,6

Спокойная, малоактивная, предпочитает играть в одиночестве.  Исполнительная, большинство времени проводит в обществе взрослых.


 

 

 

2.2. Содержание первоначального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста

Для проведения начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностические исследования автор: А.В. Белошистая.

Для начала исследования была проведена подготовка, мы приготовили необходимый материал для обследования: две ленточки контрастной величины; пирамидки, состоящая из 4-5 колец, матрешки 2-3 размеров, кубики разной величины, деревянный домик для инсценировок сказок, резиновые игрушки – герои сказки «репка».

В данном исследовании критериями оценки сформированности восприятия величины является знание детьми сенсорных эталонов величины, которое проявляется по следующим показателям: умение различать две ленточки контрастные по величине, умение находить предмет по определению - большой, маленький, называние детьми сенсорных эталонов большой - маленький, короткий  - длинный.

Исследование проводилось индивидуально с детьми 3-4 лет и состоял из 4 серий, интервал между которыми – 1 день.

Первый этап: раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Перед ребенком ставят коробочки, разные по величине, дают предметы разной величины от большой до маленького и просят разложить матрешки по коробочкам в соответствии с их величиной. При этом величину предмета не называют.

Второй этап: размещение предметов по наглядному образцу. Ребенку дают 2-3 матрешки, показывают карту-образец, и просят расставить матрешки как на образце.

Третий этап: выбор предмета данной величины при назывании его взрослым. Ребенку дают 2-3 матрешки данной величины. Затем называют величину и просят ребенка показать предмет данной величины (см. приложение № 2)

Четвертый этап: самостоятельное называние величины предмета. Ребенку дают 2-3 матрешки разной величины и просят назвать  каждую.

Результаты занесены в таблицу №1 «Результаты начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста». Данные обработаны и отображены в гистограмме, из которой видно, что из детей, участвовавших в эксперименте, 50% имеют низкий уровень, средний – 40%, высокий – 10%.     

Рис.1. Уровни сформированности восприятия величины.

 

 


 

 

  Уровни сформированности восприятия величины определены в соответствии с критериями.

1 уровень: дети группируют предметы по величине, размещают предметы по наглядному образцу, находят предмет по называнию его педагогом, самостоятельно называет величину предмета, задания выполняются самостоятельно и правильно.

2 уровень: начинает группировать предметы по величине, размещает предметы по величине по наглядному образцу после небольшой помощи педагога. Испытывает небольшие затруднения при нахождении предмета по величине по называнию его взрослым. Затрудняется в назывании самостоятельно. Задания выполняются с незначительной помощью педагога.

3 уровень: начинает группировать предметы по величине, размещает предметы по наглядному образцу с помощью педагога. Испытывает затруднения при нахождении предмета данной величины по называнию его взрослым. Не называет величину предмета. Задания выполняются с помощью педагога.

Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные критерии величины, справляются с задачей группировки по величине: кладут большие предметы в одну коробку, маленькие предметы в другую коробку. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. Двое детей не сразу начали группировать предметы по величине. Затрудняются дети в основном в размещении предметов  по образцу. После указания педагога: «Размести большие предметы в коробочку. Из таблицы (Приложение № 9) видно, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

В третьей части исследования по определению величины предмета большинство детей находили и показывали матрешки нужной величины. Лишь отдельные дети даже при названии педагогом выбирают предмет данной величины неправильно.

Вывод: Таким образом, по результатам анализа полученных результатов начального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что уровень сформированности представлений о величине предметов у детей не достаточно высок, что позволило нам спланировать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов.

 

2.3. Проектирование и проведение развивающей работы формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Результаты, полученные нами в ходе начального исследования, позволили сделать вывод о том, что необходимо спланировать и провести серию дидактических игр на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры. С этой целью нами был составлен план:

 План проведения дидактических игр на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста

Название игры

цель

Методы и приемы руководства игрой

«Дальше – ближе»

      Определить какой из героев расположен дальше или ближе от домика

Показ и объяснение воспитателя. Взрослый расставляет игрушки на разные расстояние от домика и объясняет, что одна игрушка расположена ближе к домику друга дальше. Ребенок должен по словесному разъяснению расположить героев относительно домика.

«Сравни предметы по высоте»

      Назвать  предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

Показ воспитателя при выборе метода сравнения по высоте, рекомендации при использовании выбранного метода.

«Разложи по величине»

      Ребенок  по просьбе педагога раскладывает  по размеру кубики разной величины

Педагог расставляет на столе кубике разной величины, сравнивает. Показывает способы сравнения. Затем просит детей самостоятельно расставить кубики от самого большого до самого маленького.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают расставить героев сказки «Репка» по росту

Воспитатель напоминает сказку «Репка». Потом просит расставить героев по порядку. Зависимости от их роста расставить от большого до самого маленько.

«Матрешки»

  Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину детей.

взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрешки, методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

«Самая длинная, самая короткая ленточка»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Воспитатель совместно с детьми рассматривает ленты разной длинны. Способом приложения сравнивает ленты по длине. Затем предлагает детям самостоятельно выбрать ленточки сначала самую короткую, потом самую длинную.

«Пирамидки»

Собрать две пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры