Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

 

  1. Здоровье ребенка. Формирование умения оказывать помощь себе и другим в случае необходимости.

Необходимо сформировать у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму, узнать о том, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы. В доступной форме следует рассказать о закаливании, об инфекционных болезнях и их возбудителях, о значении физкультуры и спорта. Также детей надо познакомить с правилами первой медицинской помощи при травмах. Важно сформировать умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.

 

  1. Эмоциональное благополучие ребенка.

Следует осуществлять профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создать благоприятную атмосферу, характеризующуюся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.

 

  1. Развитие понимания опасности огня, электрического тока; обучение правилам пожарной безопасности; формирование умения быстро находить правильный выход из чрезвычайной ситуации.

Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно телевизор. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях. В результате — пожар. А ведь его можно было предотвратить, выдернув шнур из розетки.

Дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым — это опасность, от которой нельзя спрятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. Знание детьми элементарных правил безопасности и умение сориентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских шалостей.

 

  1. Формирование осторожного отношения к лекарствам и химическим препаратам; обогащение знаний о ядовитых растениях; формирование умения оказать помощь себе и другим при травмах, полученных в результате несчастного случая.

Травмы – повреждения тканей и органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ранения, ушиба, ожога и т.д.) Причинами детского травматизма являются: отсутствие необходимого жизненного опыта, повышенная любознательность, склонность к шалостям и др. Переломы рук и ног чаще всего происходят во время падения с заборов, деревьев летом, во время катания с горок зимой. Нередко бытовые травмы у детей возникают при небрежном хранении взрывчатых и горючих веществ. Дошкольники получают ожоги от опрокинутых на себя емкостей с кипятком, а также при вспышке легковоспламеняющихся жидкостей. Кроме того, дети могут получить ожоги от костра, петарды, свечи. Отравление лекарствами — одно из самых опасных. Взять не то лекарство или допустить его передозировку — одинаково опасно для жизни ребенка. 

По мнению Гаткина Е.Я, приучить своего ребенка реагировать на опасность подсознательно - задача каждого нормального родителя. Типичные травмы у детей происходят в типичных ситуациях. Зная это, можно предостеречь или, если падение неизбежно, научить правильно падать. [3, с.124-126].

 

Таким образом, изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Сложившаяся обстановка требует начинать обучение основам безопасности уже в дошкольных учреждениях. Педагоги на конкретном примере должны научить детей поведению в той или иной ситуации, учитывая при этом возрастные особенности и уровень развития дошкольников. Самое важное — научить не паниковать, не пугаться, а спокойно принимать меры к спасению.

 

 

 

 

 

    1. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности

 

Дети дошкольного возраста не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Например, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающихся машины или локомотива, их скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять там весёлую игру.

По мнению Смушкевич, травмы и гибель детей возникают в основном из-за низкого уровня обучения детей безопасной жизнедеятельности.

Причины возникновения опасных ситуаций следующие:

  • неумение прогнозировать ситуацию (неосознанная степень опасности);
  • незнание мер обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • отсутствие навыков выполнения действий по безопасной жизнедеятельности;
  • нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;
  • подчинение неверным, опасным привычкам поведения;
  • неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасной жизнедеятельности;
  • недисциплинированность, потеря бдительности [20, c. 3-4].

 

Избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать что могут сами дети:

 
НАЧИНАЯ с 3-4 лет  
- ребёнок может отличить движущийся поезд от стоящего на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина или поезд могут остановиться мгновенно.  
НАЧИНАЯ с 6 лет  
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;  
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;  
- ребенок уже может знать о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицу переходят в специальных местах согласно сигналам светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; знать назначение «островка безопасности» и дорожных знаков;

- они ещё не умеют  правильно распределять внимание  и отделять существенное от  незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание);

- ребенок уже может  знать все предметы домашнего  обихода, которые приводят к пожару  при неправильной их эксплуатации; научиться определять, к кому  можно обратиться за помощью, если потерялся; оценивать опасность  беседы с чужими людьми;

- детям все еще необходимо  напоминать, что во дворе, на улице нельзя доверять незнакомым людям, нельзя садиться с ними в машину, уходить с ними куда-либо, а также ему ни под каким предлогом не стоит выходить из квартиры, если это предлагает незнакомый человек;

- дети еще  слабо ориентируются в пределах  окружающего детский сад микрорайона; с ними еще надо закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом - навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль). 
ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет  
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой. 
НАЧИНАЯ с 8 лет  
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;  
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;  
- они могут определить, откуда доносится шум;  
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;  
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;  
- но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации [11, c. 3-5].

 

Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Необходимо найти позитивные способы вербального воздействия на детей. Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения. Важно по возможности при каждом случае поощрять детей за хороший поступок или за соблюдение запрещающих правил поведения, - считает Стеркина [1, c.23].

 

Задача педагогов и родителей – постепенно и в соответствии с возрастом сформировать у детей знания по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности и научить их действовать в экстремальной ситуации. При правильно организованной работе к окончанию дошкольного учреждения дети знают:

  • Проезжая часть предназначена для движения машин, которые не могут остановиться сразу. Поэтому выбегать на нее неожиданно ни в коем случае нельзя.
  • Переходить проезжую часть необходимо только в установленных местах на разрешающий  сигнал светофора или при его отсутствии только  в том случае, если вблизи нет движущегося транспорта.

  • Существуют дорожные знаки, которые обозначают пешеходный переход, остановку общественного транспорта и т. д.

  • Общественный транспорт необходимо ожидать на остановках, не выходя на проезжую часть. Во время проезда в наземном общественном транспорте нельзя высовываться из окон или выставлять руки. В метро нельзя баловаться у края платформы.

  •  В легковых автомобилях дети могут ездить только на заднем сидении, дверцы при этом должны быть заперты. Ни в коем случае нельзя открывать дверь во время движения автомобиля или его остановке на перекрестке, когда горит красный свет светофора.
  • Как правильно вести себя, если незнакомые люди стараются узнать адрес, есть ли дома родители, предлагают пройти куда-нибудь вместе или пытаются утащить силой.

  • Как правильно следует поступить, если звонят в дверь или по телефону, когда дома нет взрослых.

  • Нельзя брать у незнакомых людей конфеты, пакеты или иные предметы.
  • Нельзя близко подходить к чужим домашним животным без разрешения хозяина, а также к бездомным животным, нельзя дразнить их.
  • Нельзя трогать собаку во время ее сна или еды.
  • Нельзя обижать животных, им больно и они могут защищаться.
  • Нельзя баловаться со спичками и другими горючими предметами.
  • Необходимо быть осторожным с электроприборами.
  • В случае опасности следует сообщить об этом взрослым или по телефонам служб безопасности.

 

Для детей этого возраста важно не только расширить знания о соблюдении правил безопасности в быту, в обращении с животными, разъяснить опасность стихийных бедствий, но и отработать во время игр правильные действия в различных экстремальных ситуациях, ознакомить с работой служб 101, 102, 103, 104.

Таким образом, из всего вышесказанного мы видим, что ребенок шести лет еще не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами чрезвычайных ситуаций. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

 

 

 

 

 

    1. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

 

Одним из основных условий достижения высоких результатов обучения дошкольников ОБЖ является тесное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.

Дети всегда страдают больше других. Если старики уже не имеют сил, чтобы противостоять злу, они могут противопоставить ему свой богатый жизненный  опыт или избежать нежелательных встреч. Дети не имеют ни сил, ни опыта. Они достаточно шустрые создания для того, чтобы побыстрее убежать, забиться в какую-нибудь щель и куда-нибудь влезть, где до них не доберутся желающие причинить им зло. Но умение защитить себя у человека – не врожденное качество, его необходимо формировать. Зачастую родители создают вокруг своих чад такой «железный занавес», что, сталкиваясь потом с реальной жизнью после детской идиллии, они бывают совершенно сбиты с толку, чем и пользуются всевозможные преступники.

Приучить своего ребенка реагировать на опасность подсознательно - задача каждого нормального родителя. Дома дети, к сожалению, часто становятся свидетелями того, как родители пренебрегают простейшими правилами: оставляют без присмотра электронагревательные приборы, телевизоры, магнитофоны, пользуются открытым огнем (свечами, спичками) в кладовых, у костра, — не задумываясь над тем, что ребенок запоминает их действия. Наблюдательность — это характерная черта ребенка и, вместе с тем, своеобразный способ усвоения. Из-за отсутствия жизненного опыта дети наследуют правильные и неправильные действия старших.

Задача педагогического коллектива дошкольного учреждения — сделать родителей своими единомышленниками, убедить их, что невозможно требовать от ребенка выполнения того или иного правила, если близкие ему люди сами не всегда его выполняют. По мнению Смушкевич, эффективность проводимой педагогом работы во многом будет зависеть от его контакта с родителями, от их помощи и поддержки [20, c. 4].

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности