Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
Краткое описание
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6 1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11 1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15 1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18 Выводы по главе 22 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23 2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23 2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25 2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37 Выводы по главе 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Основные
направления работы с родителями включают:
информирование о фактах нарушения
правил безопасности детьми и родителями,
ставших причиной несчастных случаев;
Часто на улице можно
наблюдать такую картину: маленький ребенок
бродит по двору, а мама стоит и разговаривает
со знакомой, только изредка покрикивая
на малыша, причем это на него не производит
никакого впечатления и он продолжает
исследовать улицу. В этом случае дошкольника
подстерегает множество опасностей: он
может упасть с уличного игрового оборудования,
попасть под колеса проезжающей мимо машины,
быть укушенным собакой и т.д. Время прогулок,
по мнению Гаткина, необходимо использовать
для формирования в малыше навыков безопасного
проживания в окружающем мире: Видишь,
по дороге едут машины, а люди ходят по
тротуару. Если ходить по дороге — погибнешь.
Машина большая и тяжелая. Она может задавить [3, c.39-43].
ознакомление родителей с правилами
личной безопасности дошкольника и поведением в разных
экстремальных ситуациях;
формирование у родителей серьезного
отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении
экстремальной ситуации.
Когда ребенок еще
маленький, родителям стоит сразу же определить,
что может представлять для него угрозу
и начать вырабатывать у ребенка условный
рефлекс на возможную опасность. Иногда
родителям кажется, что ребенок ничего
не понимает, но все равно стоит объяснить
ему, что ножик — острый, утюг — горячий,
кипяток может ошпарить, а машина — задавить.
Формы
работы с семьей:
знакомство родителей с работой
дошкольного учреждения по проблемам безопасности жизнедеятельности
и результатами обучения и воспитания (открытые просмотры для родителей занятий
с детьми по данной тематике);
приобщение родителей к образовательному
процессу (анкетирование, выявление пробелов в знаниях);
проведение совместных мероприятий (вечеров-викторин совместно с родителями);
изучение, обобщение передового
опыта семейного воспитания по формированию
у детей основ безопасности жизнедеятельности;
предоставление информации о том, как создать максимально безопасные условия пребывания
ребенка дома, на улице, на отдыхе (беседы, размещение в уголке для родителей статей,
оформление папок-передвижек);
В результате данной
работы у родителей должно выработаться
более внимательное отношение к данной
проблеме. Они должны не только следить
за тем, чтобы их дети соблюдали правила
безопасности, но и сами их соблюдать.
Таким образом, все
усилия педагогического коллектива дошкольного
учреждения должны быть направлены на
пробуждение и активизацию у взрослых
чувства собственной ответственности
за безопасность, здоровье и жизнь их детей, ведь большую роль в поведении
детей на улице играет положительный пример
взрослых. Даже незначительное нарушение
правил поведения на улице, допущенные
родителями, могут повлиять на ребенка
самым негативным образом.
Анализ
требований программ дошкольного образования
по формированию основ безопасной жизнедеятельности
В Республике Беларусь существует
базисная программа дошкольного образования
«Пралеска», в которой органично сочетаются
воспитание и обучение детей. Кроме нее,
в настоящее время в детских садах реализуются
элементы различных комплексных и парциальных
программ развития, воспитания и образования
детей. Они призваны помочь педагогам
решить большие и сложные проблемы, поставленные
перед дошкольным образованием, в частности,
проблему формирования основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного
возраста
Национальная программа
дошкольного образования «Пралеска» предполагает работу по обеспечению
безопасности со среднего дошкольного
возраста (группы «Почемучки»). Эта проблема
включена в раздел физическая культура
и предполагает создание психологического
и гигиенического комфорта детей, предупреждение
неблагоприятных и опасных ситуаций (например,
при работе с ножницами), формирование
понимания того, что нельзя играть с огнем,
уходить одному с незнакомыми людьми,
принимать лекарства без надзора взрослых,
общаться с бездомными животными; обучение
правилам поведения пешехода на улице
и правилам пожарной безопасности [16, c.
125-126]. Работа в старшем
дошкольном возрасте (в группе «Фантазеры»)
предусматривает формирование навыков
осознанного безопасного поведения в
процессе бытовой, игровой, двигательной
деятельности; обучение доступным правилам
пожарной безопасности; овладение нормами
поведения пешехода на улице, правилами
перехода перекрестков; обучение правилам
поведения с незнакомыми людьми на улице,
когда остаются дома одни, при встрече
с домашними животными и умению ориентироваться
в сложных жизненных ситуациях; обращаться
при необходимости за помощью к знакомым,
сотруднику милиции, звонить в пожарную
охрану, вызывать скорую помощь [16, c. 223-224].
«Программа воспитания
и обучения в детском саду» предусматривает знакомство
детей с правилами уличного движения с
младшей группы, с дальнейшим усложнением
содержания, а также знакомство с правилами
безопасного действия с предметами: ножницами,
иглами (ручной труд, аппликация). В рамках
ознакомления с природой предполагается
знакомство детей с ядовитыми растениями
и грибами. В старшем возрасте в разделе
“Ознакомление с окружающим и развитие
речи” от детей требуется знание своего
домашнего адреса, фамилии, имени, отчества
родителей [17, c. 178 - 220].
В программа развития
и воспитания детей в детском саду «Детство» делается акцент на приобщении
детей к добру, красоте, ненасилию, ибо
важно, чтобы дошкольный возраст стал
временем, когда у ребенка пробуждается
чувство своей сопричастности к миру,
желание совершать добрые дела и поступки,
участвовать в охране окружающей среды.
Авторы программы выделили раздел «Ребенок
входит в мир социальных отношений». В
этом разделе представлено содержание,
обеспечивающее рост самосознания ребенка,
расширение его представлений о себе,
о своей семье и родственных отношениях,
а также постепенное осознание своих возможностей,
достижений, жизненных планов, социальных
связей с окружающими людьми. Авторы дифференцировали
этот материал по возрастам. Выделены
младший, средний, старший дошкольный
возраста [12, c. 5-6].
В разделе “Экологическое воспитание”
авторы программы предполагают с младшей
группы давать детям знания о целостности
живого организма, развивать навыки ухода
за животными в уголках природы с соблюдением
правил безопасности. В старшем возрасте
учитываются задачи безопасного поведения
в природе и роль человека в сохранении
целости конкретной экологической системы,
дети знакомятся с правилами поведения
в экстремальных и опасных ситуациях,
типичных для того или иного времени года
(гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе
“Ребенок познает предметный мир, приобщается
к труду” с младшей группы детям предлагаются
сведения о назначении предметов, инструментов
и развиваются умения обращения с инструментами,
формируются представления о правилах
обращения с огнем и электроприборами,
навыки оказания элементарной помощи
при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются
некоторые знания по общению с незнакомыми
людьми. Отдельного раздела по воспитанию
у детей безопасного поведения в программе
нет, хотя в каждом разделе можно найти
материал для использования в работе по
обучению дошкольников правилам безопасного
поведения [4, c. 160-180].
Стержневое содержание
программы «Я - человек» - знания о человеке, которые
позволят ребенку осознанно включаться
в процесс самовоспитания. Разумеется,
дошкольник еще не способен целенаправленно
воспитывать себя сам, но внимание к себе,
понимание своей сущности, понимание того,
что он - человек, постепенное осознание
своих возможностей будут способствовать
тому, что ребенок приучится быть внимательным
к своему физическому и психическому здоровью,
через себя научится видеть других людей,
понимать их чувства, переживания, поступки,
мысли. Важной особенностью программы
является то, что, она направлена на формирование
у ребенка мировоззрения - собственного
видения мира, «картины мира». При разработке
конкретных знаний авторы учитывали, что
знания о социальной действительности
должны выполнять триединую функцию: нести
информацию (информативность); вызывать
эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность);
побуждать к деятельности, поступкам (побудительность)
[9, c. 3-7].
Программа “Радуга” имеет семь основ — семь видов
деятельности в работе с детьми: физическая
культура; игра; изобразительная деятельность
и ручной труд (на основе знакомства с
народным декоративно-прикладным искусством);
конструирование; занятие музыкой и танцами;
занятия по развитию речи и ознакомление
с окружающим миром; математика. В данной
программе выделяется специальный раздел
«Правила личной безопасности», в котором
учитываются такие ситуации: ребенок заблудился,
или потерялся, огонь – стихия и помощник,
правила поведения в природе, правила
пешехода, общение с незнакомыми людьми,
один дома. Вся работа предусмотрена для
детей старше 6 лет и основана на усвоении
причинно - следственных связей в познавательной
деятельности, на занятиях, прогулках
[18, c. 40-75].
Программы «Я, ты,
мы» помогают решать комплекс задач,
связанных с воспитанием нравственных
норм поведения, умением строить свои
взаимоотношения с детьми и взрослыми,
достойно выходить из конфликтных ситуаций,
адекватно оценивать собственные возможности.
Программы предполагают обучение детей
поведению в природе и в общении с животным
и растительным миром, а также правилам
поведения рядом с водоемом и в воде, т.е.
исключительно обучение правилам экологической
безопасности [9, c. 3-5].
В программе «Истоки» целостно определены содержание
и характер современного педагогического
процесса, направленного на развитие базиса
личностной культуры ребенка дошкольного
возраста. Основная цель
программы заключается в разностороннем
развитии ребенка, формирования у него
универсальных способностей да уровня,
соответствующего возрастным возможностям
и требованиям современного общества,
обеспечение для всех детей раннего старта
развития, сохранение и укрепление их
здоровья. В программе выделены новые,
самостоятельные разделы: «Здоровье»,
«Речь и речевое развитие», «Мир, в котором
мы живем», «Природа и ребенок», «Культура
быта» и другие, которые ее существенно
дополняют и обогащают. В разделе “Физическое
развитие” авторы программы предлагают
формировать у детей чувства осторожности
(детей учат избегать опасных ситуаций,
правильно падать, оберегать глаза от
травм, соблюдать осторожность при общении
с животными, дают знания и представления
об ядовитых растениях, опасных жидкостях,
учат, как вести себя с незнакомыми людьми).
В программе рассматриваются вопросы
обеспечения безопасности жизнедеятельности
детей с раннего возраста. С младшего возраста
представлено примерное содержание правил
и умений личной безопасности. Сделана
попытка описать показатели развития
у детей умений и навыков по теме “Безопасность”
на каждом возрастном этапе [26].
Целью программы «Основы
безопасности детей дошкольного возраста»,
является воспитание у ребенка навыков
адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях, самостоятельности и ответственности
за свое поведение. В программе раскрываются
основные темы и содержание работы по
обучению детей безопасному поведению.
Содержание работы с детьми по правилам
безопасного поведения затрагивает все
виды опасностей окружающего мира. Программа
состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие
люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок
дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное
благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах
города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие
его основное содержание. Каждое направление
состоит из небольших пунктов, например
направление «Ребенок дома», состоит из
таких пунктов: прямые запреты и умение
правильно обращаться с некоторыми предметами;
открытое окно, балкон как источники опасности;
экстремальные ситуации в быту.
В соответствии с современными
психолого-педагогическими ориентирами
в данной программе даются примеры возможных
занятий и методических приемов, способствующих
более эффективному усвоению детьми соответствующего
материала. Авторы программы в работе
предлагают использовать различные методы,
включая:
Игровые тренинги, в которых
разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются
сказочными сюжетами;
Обучение детей приемам защитного
поведения (крик, призыв о помощи);
Использование художественной
литературы, где иллюстрируются потенциально
опасные ситуации;
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете,
игровые ситуации – загадки.
Заключительный раздел программы
включает основные принципы ее реализации,
рекомендации по планированию работы
педагогов и специалистов дошкольного
учреждения, а также предложения по взаимодействию
с родителями воспитанников [1, c. 23-30].
Итак, анализ показал, что на
сегодняшний день в различных программах
предусмотрена содержательная сторона
представлений детей дошкольного возраста
о правилах безопасного поведения, но
предлагаемые знания и умения не систематизированы.
Кроме того, основной объем информации
сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Большим прорывом по данному вопросу стала
опубликованная в 1997 году программа Р.Б.
Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой
«Основы безопасности детей дошкольного
возраста», которая разработана
специально для дошкольных учреждений
и предполагает знакомство детей со всеми
видами опасностей.
Выводы
по главе:
Оценивая теоретическую разработку
проблемы, мы можем сказать, что основы
безопасности жизнедеятельности — наука,
которая изучает проблемы безопасного
пребывания человека в окружающей среде,
охрану и укрепление здоровья. Безопасность
жизнедеятельности представляет серьезную
проблему современности и включает в себя
решение трех задач: распознание опасностей
и их источников, разработка превентивных
или предупредительных мер, ликвидация
возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности
гласит: предвидеть опасность; при возможности
избегать: при необходимости действовать.
В настоящее время «Основы безопасности
жизнедеятельности» является обязательным
предметом не только в школе, но и в дошкольных
учреждениях. Данный вопрос очень интересен
и нуждается в дальнейшем изучении.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА