При подобной аргументации в
пользу расширения платности высшего
образования не принимается во внимание
высокий положительный эффект получаемый
обществом в целом от высшего образования,
который трудно измерить количественно,
но тем не менее это не означает, что его
не существует в природе и именно этот
эффект обосновывает необходимость участия
государства в финансовом обеспечении
образования. Речь идет о высококвалифицированном
кадровом потенциале общества, обеспечивающим
научно-технологическое, информационное
и коммуникационное развитие страны, ее
конкурентоспособность и безопасность.
Увеличение альтернативных
государственным финансам средств предполагает
построение соответствующей системы взаимоотношений
между высшими учебными заведениями и
государством. Учебное заведение представляется
более децентрализованной автономной
структурой, предоставляющей образовательные
услуги и действующей на рынке по тем же
законам, что и предприятие. При этом автономные
учебные заведения в качестве производителя
образовательных услуг сами несут ответственность
за свои действия на рынке в условиях конкуренции
и за реализацию образовательного продукта
пользователям с максимальной прибылью,
что фактически означает продажу образовательного
продукта обучаемым, предприятиям, а также
тем пользователям, которые хотят продолжить
свое обучение на следующем уровне.
Финансово-экономические модели
образования, ориентированные на свободный
рынок, поддерживают политику повышения
относительной юридической независимости
учебных заведений от государства. Это
выражается прежде всего в передаче средств
государственного, регионального и муниципального
бюджетов под ответственность учебным
заведениям и в свою очередь сопровождается
строгим контролем за использованием
средств со стороны властных структур.
5. Экономическая
природа образовательных услуг.
Русское понятие продукта происходит
от латинского слова productus - произведенный,
иными словами это следствие, результат
известных усилий, предмет, получающийся
в результате человеческого туда. Как
экономическая категория продукт (экономический
продукт) - результат экономической деятельности,
воплощенный в вещах и услугах. Если говорить
в контексте наших рассуждений, то есть
в контексте экономики образования, то
образование есть система, которая по
своему характеру может быть рассматриваемая
как производящая экономические блага
в виде образовательных услуг, что и является
формой образовательного продукта. Образовательная
услуга (образовательный продукт) представляет
собой целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов). Продукт,
создаваемый в сфере образования, как
отрасли экономики, не имеет вещной формы.
Образовательный продукт отличается от
вещного продукта тем, что полезный эффект
от его потребления неотделим от процесса
его производства. Это первая характеристика
экономической природы образовательного
продукта и его особенность.
Во-вторых, услуга системы образования
является товаром особого рода и сохраняет
черты общественного блага. Поэтому потребность
в услугах образования как общественного
блага выражается через механизм общественного
выбора, в виде принимаемых решений поступить
в то или иное учебное заведение, на тот
или иной факультет, вообще поступить
в соответствующее престижное учебное
заведение. Такая потребность сильно зависит
от мнения родителей и знакомых. Она может
сдерживаться правилами приема в учебное
заведение, уровнем требований к качеству
знаний поступающих, а также может деформироваться
соответствующей политикой государственной
поддержки обучающихся. Получение соответствующего
образования во многих странах рассматривается
как символ высшего потребительского
стандарта и образа жизни среднего класса,
так как в образовании реализуются все
возрастающие социальные потребности
людей в своем дальнейшем духовном, интеллектуальном
развитии. Потребность в образовании зависит
от масштабов развития различных звеньев
образования и качества подготовки на
предшествующих ступенях образования.
Возникает так называемый «внутренний
образовательный рынок», где качество
обучения играет роль своеобразной «денежной
единицы». Образовательный продукт, таким
образом, приобретает ярко выраженную
социально-экономическую окраску.
В-третьих, другая особенность образовательного
продукта состоит в том, что эффект, который
получает человек и общество, трудно количественно
оценить. Неопределенность конечных результатов
и качественных процессов образования
создает трудности для обучающихся - в
правильном выборе профиля подготовки
и специальности, для преподавателей -
в обоснованном отборе абитуриентов, а
для организаций - в рациональном наборе
специалистов на работу, работодателю
часто требуется время, чтобы признать
новую специальность.
В-четвертых, еще одной особенностью
образовательного продукта является высокая
эластичность спроса на него. Потребители
услуг образования могут сознательно
урезать свои расходы в пользу других
статей потребительского бюджета. После
обязательной системы образования (например,
в вузе) потребителям услуг часто приходится
сравнивать расходы на учебу с «потерянными
доходами», т.е. с доходами, которые они
получили бы, работая в народном хозяйстве
за время своей учебы.
Пятая специфика проявляется его двойственной
природой. С одной стороны, этот продукт
обладает свойствами общественного блага.
Как известно, чистое общественное благо
(например, безопасность жизни человека,
обеспечиваемая армией и органами внутренних
дел; экологическая среда, обеспечиваемая
национальными парками и т.д.) характеризуется
совместным характером потребления и
неделимостью потребления, когда потребление
одним не исключает потребления другим,
внешний эффект воздействия общественного
блага не имеет четко очерченных границ
и не создается количественной оценки,
что делает практически невозможным применение
коммерческого принципа сопоставления
затрат с результатами. Чистое общественное
благо является всенародным достоянием,
производство и распределение его относится
к общественному сектору экономики и содержится
за счет средств налогоплательщиков, распределяемых
через государственный бюджет. С другой
стороны, существует личный аспект потребности
в образовании. Поэтому целиком образовательный
продукт нельзя отнести к общественному
благу. Здесь чистому общественному благу
соответствует только общеобразовательный
фундаментальный цикл подготовки. Что
касается профессионального и специального
циклов подготовки, то они тесно связаны
с рынком труда, с потребностями экономики
в кадрах соответствующего профиля обучения
и уровня квалификации. Его можно рассматривать
также как частное благо, поскольку обучение
здесь является сферой самореализации
личности, ее творческого потенциала,
одним из способов удовлетворения духовных
потребностей человека. И вместе с тем
оно служит гарантией профессионального,
предпринимательского успеха и средством
социальной защиты от стихийного колебания
рынка труда, так как общепризнано, что
чем выше образовательный уровень работника,
тем больше у него шансов не оказаться
безработным. Система мотивации личности
к творческому, квалифицированному труду,
в конечном счете, формирует мотивационные
стимулы обучающихся к учебе. Квалификацию
и знания можно рассматривать как особую
форму интеллектуальной собственности
человека, как его персонифицированный
капитал. Не случайно оказание многих
образовательных услуг приобретает индивидуальный
характер.
6. Рынок образовательных
услуг.
В широком плане рынок определяется
как совокупность социально-экономических
отношений в сфере обмена, посредством
которых осуществляется реализация товаров.
Рынок образовательных услуг определим
как систему экономических отношений
купли-продажи образовательных услуг.
Выделяют ассортимент образовательных
услуг и их номенклатуру. Ассортимент
можно определить как набор направлений
и специальностей, определенных в государственном
образовательном стандарте. Номенклатура
- это совокупность всех предлагаемых
услуг: подготовка специалистов (бакалавры,
специалисты, магистры); переподготовка
специалистов, включая второе высшее образование;
повышение квалификации и т.д.
Рынок образовательных
услуг представляет собой взаимодействие спроса
на образовательные услуги со стороны
отдельных хозяйствующих субъектов –
отдельных личностей, предприятий, государства
и т.п., и предложений со стороны различных
образовательных организаций.
Тенденции развития рынка образовательных
услуг
Проблемы глобализации
мировой экономики, вступления России
в ВТО и присоединения к Болонскому процессу
затрагивались на страницах работ ряда
авторов, что позволило обозначить ряд
тенденций развития рынка ОУ:
1. усиление международной
академической мобильности как
процесса, направленного на формирование
мирового интеллектуального капитала
[4; 6];
2. увеличение экспорта
образовательных услуг [4; 5] ;
3. реформирование
высшей школы и повышение качества
образовательных услуг в соответствии
с требованиями мирового рынка
[4; 6];
4. стремление к
постоянному поиску путей обеспечения
конкурентоспособности высших учебных
заведений на отечественном и
мировом рынках;
5. усиление процессов
вертикальной интеграции по принципу:
«школа-вуз», «школа-ссуз-вуз» и т.п.; стремление
к укрупнению вузов, усиление горизонтальной
интеграции;
6. реформирование
рынка труда в части усиления
структуризации и дифференциации,
и, как следствие, увеличение дифференциации
образовательных услуг [4];
7. сочетание конкуренции
между субъектами рынка образовательных
услуг, формирующими предложение, и
их сотрудничества с целью
усиления привлекательности сферы
функционирования [2];
8. усиление инвестиционной
привлекательности образования, открытости
и интернационализации потенциала
знаний за счет вступления
в эпоху экономики знаний [4];
9. усиление взаимозависимости
между вузами и организациями
как конечными потребителями
ОУ в плане формирования содержательной
части образовательных программ
и их ресурсного обеспечения;
10. увеличение доли
платных образовательных услуг;
11. ограничение регулирующей
роли государственной власти, усиление
рыночных механизмов управления
вузами, повышение их институциональной
автономности и т.д. [1]
Вывод
Таким образом, обобщая
вышесказанное, следует отметить, что
на сегодняшний день появляются новые
подходы к рассмотрению механизмов функционирования
высшего образования в России, которые
ориентируются на деятельность в рамках
рыночных отношений с учетом основных
интеграционных социально-экономических
процессов.
7. Основные принципы
государственной политики в области
образования.
Государственная политика
в области образования основывается на
следующих принципах :
1)
гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважение к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2)
единство федерального культурного и
образовательного пространства. Защита
и развитие системой образования национальных
культур, региональных культурных традиций
и особенностей в условиях многонационального
государства;
3)
общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4)
светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
5)
свобода и плюрализм в образовании;
6)
демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
8. Особенности формирования
экономического механизма в области
образования.
Новые
механизмы государственного финансирования
образования формируются в условиях сокращения
государственного финансирования образования
и развития рыночных отношений в сфере
образования.
Выделяются
два основных направления изменения механизмов
государственного финансирования образования
в условиях развития рынков образовательных
продуктов и услуг [1, с.3]:
смотреть
4 вопрос.
Основные финансовые механизмы функционирования
образовательных учреждений (далее - ОУ)
определил Федеральный закон от 08.05.2010
№ 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных)
учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ), обеспечивший
переход от финансирования ОУ к финансированию
реализуемых им услуг. Формирование и
использование плана финансово-хозяйственной
деятельности учреждения (далее - план
ФХД) пришло на смену бюджетированию деятельности
через разработку смет. В результате принятых
изменений ОУ перешли к финансовому планированию.
8. особенности формирования
экономического механизма в области
образования
Российская система
образования находится в процессе системного
реформирования, обусловленного усиливающимся
разрывом между конституционными гарантиями
в области образования, реальным финансированием
образовательных учреждений и уровнем
образовательных услуг.
Успешность проводимой реформы
образования зависит от выполнения следующих
задач: 1) использование федеральных стандартов
и вариативных образовательных программ,
обеспечивающих равенство возможностей
для каждой личности на получение образования;
2) усиление относительных конкурентных
преимуществ экономики России, связанных
с высоким общеобразовательным уровнем
населения; 3) создание независимой федеральной
системы контроля качества образования;
4) формирование на основе программ социально-экономического
развития страны заказа на профессиональное
образование; 5) обеспечение высокой профессиональной
мобильности населения, стимулирование
инновационной деятельности в образовании;
6) разработка и реализация новых финансовых
и нормативно-правовых механизмов функционирования
системы образования.
Организационно-экономический
механизм функционирования системы образования
практически не изменился с 90-х годов.
В его основу были заложены следующие
основополагающие принципы: жесткое постатейное
финансирование; определение контрольных
цифр приема, без учета интересов работодателей;
формальные методы контроля качества
образования; слабая социальная поддержка
учащихся.
В итоге в условиях резкого сокращения
бюджетных возможностей государства происходит
стагнация в содержательных областях,
отсутствуют действенные механизмы оптимизации
использования внутренних ресурсов и
привлечения дополнительных ресурсов
в образовательные учреждения. Все это
предопределило необходимость реформирования
системы образования, которая должна обеспечить:
1) стимулирование платежеспособного спроса
на образование через налоговые льготы,
образовательные кредиты и страхование;
2) изменение принципов определения государственного
заказа и формирования государственных
образовательных стандартов путем роста
практики прямых договоров с работодателями,
выделения регионального компонента государственного
заказа и его финансирования за счет средств
местных бюджетов, а также создания системы
научно-методических советов на федеральном
и региональных уровнях; 3) расширение
экономической самостоятельности образовательных
учреждений и формирование действенной
системы попечительского, общественного
(академического) и административного
контроля за эффективностью хозяйственной
деятельности учебных заведений; 4) обеспечение
равенства учебных заведений, прошедших
государственную аттестацию и получивших
аккредитацию, в получении на конкурсной
основе государственного и местного заказа
на образование; 5) реализацию свободы
выбора учащимися образовательных учреждений
и форм получения образования, что будет
обеспечиваться механизмом подушевого
финансирования и развитием федеральной
системы контроля качества образования
[1].