Характеристика системы Российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 482.72 Кб (Скачать файл)

нормативный метод - в основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;

экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

 

 

II. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субьектов федерации и местными органами самоуправления).

 

18. организация  финансирования рос образ

Основными источниками финансирования образования являются бюджеты трех уровней - федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Сводные данные о структуре бюджетного финансирования образования приведены в следующей таблице 1.

Таблица 1.

Распределение ассигнований на образование между бюджетами разных уровней (на 2003 г.).

 

Уровень бюджета

Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, %

 

Федеральный

17,8

 

Субъектов федерации

19,0

 

Муниципальных образований

63,2

 

Всего

100,0

 
     

 

Источник: данные Минобразования России.

В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает 25-33 % их рациональной потребности в средствах.

С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования ПТУ и ссузов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Они также лишились мест для прохождения производственной практики. Предприятия перестали передавать учебным заведениям НПО и СПО оборудование, которое могло бы использоваться в учебных целях.

В начале 90-х годов государство оставило образование, в том числе высшую школу, без внимания и соответственно без адекватного финансирования. Так продолжалось фактически до конца 90-х гг. Некоторое увеличение доли бюджетного финансирования профессионального образования в период 1999 - 2001 гг. по отношению к ВВП не смогло в полной мере компенсировать последствий финансового кризиса 1998 г. (см. таблицу 2) В 2000 г. расходы в высшем образовании в расчете на одного студента достигли 50 % к уровню 1998 г., в среднем профессиональном - 57 %, в начальном профессиональном - 48 %. (см. таблицу 3)

Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

- в соответствии с пунктом 3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные  учреждения как некоммерческие  организации могут осуществлять  деятельность, приносящую доходы;

- пунктом 5 ст. 43 Закона РФ  «Об образовании»: «Образовательные  учреждение вправе с согласия  собственника использовать закрепленные  за ним финансовые средства  и иные объекты собственности  в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода»;

- пунктом 48 ст. 48 Закона РФ  «Об образовании» образовательным  учреждениям предоставлено право  осуществления платной образовательной  деятельности.

Кроме того, образовательным учреждениям законодательно разрешено ведение предпринимательской деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):

- реализация и сдача  в аренду основных фондов и  имущества образовательных учреждений;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических  услуг;

- долевое участие в  деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение  доходов по ним;

- ведение приносящих доходы  иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:

1. платная образовательная  деятельность, предоставление дополнительных  платных образовательных услуг;

2. учебно-производственная  деятельность мастерских, учебно-опытных  участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;

3. предпринимательская деятельность;

4. ведение деятельности, приносящей  доход от иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией;

5. добровольные пожертвования, целевые взносы физических и/или  юридических лиц, средства, полученные  из бюджетов РФ и бюджетов  муниципальных образований;

6. средства, поступающие в  виде платы за проживание в  общежитиях, жилых помещениях, содержание  детей в детских дошкольных  учреждениях и школах-интернатах;

7. выполнение НИОКР и  оказание услуг по договорам  и грантам на проведение научно-исследовательских  работ;

10. отчисления обособленных  и/или структурных подразделений, входящих в состав образовательных  учреждений и наделенных по  доверенности полностью или частично  правомочиями юридического лица, от доходов, а также отчисления  образовательных учреждений их  обособленным и/или структурным  подразделениям в соответствии  с уставами учреждений и положениями  о структурных подразделениях.

В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:

I. Ориентация на создание  свободного рынка в сфере высшего  образования;

II. Модель формирования  общественного рынка в сфере  высшего образования;

III. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.

Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.

Во-первых, по скорости вхождения в рынок. На Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».

Во-вторых, по целям вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.

В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения).

Из таблицы видно, что доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат возрастает стремительными темпами. За период с 1995 по 2002 гг., она увеличилась более чем в пять раз, притом, что численность бюджетных студентов за этот же период увеличилась лишь в 1,2 раза [приложение 1].

Четвертое отличие - увеличивающийся разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений - все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.

Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:

«+» 1. Введение множества новых специальностей в вузах;

2. Повышение конкуренции;

3. Внебюджетные средства  повышают финансовую самостоятельность  учебных заведений;

4. Внебюджетные поступления  используются для покупки необходимого  оборудования и ремонта зданий, т.к. бюджетных средств на эти  цели либо не выделяется, либо  выделяются в недостаточном количестве;

«-» 1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» - 58 %, на «удовлетворительно» - 18 %, занимаются научно-техническим творчеством - 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно [5, 104];

2. С середины 90-х гг. неуклонно  растет масса «вузовских» структур, создаваемых на коммерческих  началах, нередко под «крышами»  самых авторитетных вузов Москвы  и Санкт-Петербурга;

3. Коммерциализация неизбежно  ведет к снижению качества  высшего образования не только  в частных, но и государственных, в том числе самых лучших  учебных заведениях;

4. Старение профессорско-преподавательского  состав вузов, средний возраст  штатного персонала колеблется  от 55 до 60 лет в зависимости от  типа учебного заведения;

5. Работа преподавателей  в нескольких вузах одновременно, в следствии чего, у них не  остается времени на подготовку  к лекциям и освоение нового  материала.

Этот ряд негативных тенденций и проблем, сдерживающий развитие высшей школы, нашёл отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция предполагает два основных направления модернизации: кардинальное обновление содержания образования за счет повышения его качества и формирование эффективных экономических отношений в образовании. Важным элементом эффективного экономического механизма модернизации образования является комплекс финансовых мер, среди которых наиболее приоритетными должны стать:

- разработка нормативов  бюджетного финансирования высших  учебных заведений;

- создание системы государственного  образовательного кредитования;

- нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования;

- последовательная реализация  принципа экономической автономии  учебных заведений;

- обеспечение прозрачности  финансовой деятельности образовательных  учреждений;

- создание условий для  привлечения дополнительных средств  в учреждения образования, широкое  использование льгот, в т.ч. и налоговых.

Но и у Концепции есть отрицательная сторона. В Концепции говорится, что она обеспечит продолжение модернизации того, что осуществлялось в 2001-2005 гг. Но как? И на что выделяются деньги? Из 45,3 млрд. руб. бюджетных средств 18,6 млрд. руб. предполагается потратить на повышение эффективности управления в системе образования, еще 3,6 млрд. руб. - на совершенствование экономических механизмов в этой сфере, 5,2 млрд. - на развитие системы обеспечения качества. Таким образом, 27,4 млрд. руб. или более 60 % финансовых средств Программы чиновники предполагают потратить на самих себя как управленцев и ведение административно-бюрократических игр на образовательном поле. Впрочем, оставшиеся 16,7 млрд. руб., как ожидается, должны обеспечить совершенствование содержания и технологий образования. Но… Распределяться они будут тоже чиновниками Министерства. Так что тот безусловный факт, что процесс образования, его совершенствование, повышение качества происходит не в управленческих структурах, а в конкретных вузах, на конкретных кафедрах, в работе конкретных преподавателей, непосредственно в учебных классах, аудиториях совместными усилиями педагогов и обучающихся, игнорируется напрочь.

Образование людей (школьников, студентов), в конечном счете, - продукт, производимый ими же самими под руководством и совместно с преподавателями. В нашей же стране вознамерились получить лучший продукт, лучше обеспечивая не непосредственных производителей этого продукта, а структуры, которые стоят над ними.

Для повышения его эффективности и качества нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

19схема бюджетного  финансирования образования 

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести: 

  •  
    определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

  •  
    планирование расходов бюджетов на образование;

  •  
    обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

  •  
    обеспечение правильного расходования средств;

  •  
    обеспечение эффективного расходования средств1.

Информация о работе Характеристика системы Российского образования