Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
Уровень бюджета |
Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, % |
|
Федеральный |
17,8 |
|
Субъектов федерации |
19,0 |
|
Муниципальных образований |
63,2 |
|
Всего |
100,0 |
|
Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
- в соответствии с пунктом
3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные
учреждения как некоммерческие
организации могут
- пунктом 5 ст. 43 Закона РФ
«Об образовании»: «Образовательные
учреждение вправе с согласия
собственника использовать
- пунктом 48 ст. 48 Закона РФ
«Об образовании»
Кроме того, образовательным учреждениям законодательно разрешено ведение предпринимательской деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):
- реализация и сдача
в аренду основных фондов и
имущества образовательных
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним;
- ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:
1. платная образовательная деятельность, предоставление дополнительных платных образовательных услуг;
2. учебно-производственная деятельность мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;
3. предпринимательская
4. ведение деятельности, приносящей
доход от иных
5. добровольные пожертвования,
целевые взносы физических и/
6. средства, поступающие в
виде платы за проживание в
общежитиях, жилых помещениях, содержание
детей в детских дошкольных
учреждениях и школах-
7. выполнение НИОКР и
оказание услуг по договорам
и грантам на проведение
10. отчисления обособленных
и/или структурных
В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:
I. Ориентация на создание
свободного рынка в сфере
II. Модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;
III. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.
Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.
Во-первых, по скорости вхождения в рынок. На Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».
Во-вторых, по целям вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.
В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения).
Из таблицы видно, что доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат возрастает стремительными темпами. За период с 1995 по 2002 гг., она увеличилась более чем в пять раз, притом, что численность бюджетных студентов за этот же период увеличилась лишь в 1,2 раза [приложение 1].
Четвертое отличие - увеличивающийся разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений - все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.
Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:
«+» 1. Введение множества новых специальностей в вузах;
2. Повышение конкуренции;
3. Внебюджетные средства
повышают финансовую
4. Внебюджетные поступления
используются для покупки
«-» 1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» - 58 %, на «удовлетворительно» - 18 %, занимаются научно-техническим творчеством - 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно [5, 104];
2. С середины 90-х гг. неуклонно
растет масса «вузовских»
3. Коммерциализация неизбежно ведет к снижению качества высшего образования не только в частных, но и государственных, в том числе самых лучших учебных заведениях;
4. Старение профессорско-
5. Работа преподавателей
в нескольких вузах
Этот ряд негативных тенденций и проблем, сдерживающий развитие высшей школы, нашёл отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция предполагает два основных направления модернизации: кардинальное обновление содержания образования за счет повышения его качества и формирование эффективных экономических отношений в образовании. Важным элементом эффективного экономического механизма модернизации образования является комплекс финансовых мер, среди которых наиболее приоритетными должны стать:
- разработка нормативов
бюджетного финансирования
- создание системы
- нормативно-правовое
- последовательная реализация
принципа экономической
- обеспечение прозрачности
финансовой деятельности
- создание условий для
привлечения дополнительных
Но и у Концепции есть отрицательная
сторона. В Концепции говорится, что она
обеспечит продолжение модернизации того,
что осуществлялось в 2001-2005 гг. Но как?
И на что выделяются деньги? Из 45,3 млрд.
руб. бюджетных средств 18,6 млрд. руб. предполагается
потратить на повышение эффективности
управления в системе образования, еще
3,6 млрд. руб. - на совершенствование экономических
механизмов в этой сфере, 5,2 млрд. - на развитие
системы обеспечения качества. Таким образом,
27,4 млрд. руб. или более 60 % финансовых средств
Программы чиновники предполагают потратить
на самих себя как управленцев и ведение
административно-
Образование людей (школьников, студентов), в конечном счете, - продукт, производимый ими же самими под руководством и совместно с преподавателями. В нашей же стране вознамерились получить лучший продукт, лучше обеспечивая не непосредственных производителей этого продукта, а структуры, которые стоят над ними.
Для повышения его эффективности и качества нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.
Информация о работе Характеристика системы Российского образования