Характеристика системы Российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 482.72 Кб (Скачать файл)

Формирование финансовой модели в условиях реформирования образования предполагает: 1) постепенное увеличение норм бюджетного финансирования в краткосрочном периоде до уровня, устойчиво покрывающего нужды учебных заведений по оплате труда, социальным расходам (при реструктурировании последних) и обеспечивающего минимальные потребности обновления образовательных программ (инновационный фонд); 2) меры по стимулированию привлечения средств образовательными учреждениями и обеспечению эффективного управления этими средствами.

Расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений во многом было предопределено принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ [2]. Сущность автономного учреждения, его отличие от бюджетного учреждения, рассмотрены в табл. 1 [3].

 

9. Основные законодательные акты  регулирования финансово- хозяйственной  деятельности образовательного  учреждения и его взаимоотношения  с другими организациями.

 

 

Основные финансовые механизмы функционирования образовательных учреждений (далее - ОУ) определил Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ), обеспечивший переход от финансирования ОУ к финансированию реализуемых им услуг. Формирование и использование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - план ФХД) пришло на смену бюджетированию деятельности через разработку смет. В результате принятых изменений ОУ перешли к финансовому планированию.

 

Нормативное регулирование порядка составления и утверждения плана ФХД

Согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях' государственное (муниципальное) образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

В связи с этим были подготовлены следующие документы:

  • постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения";

  • приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Действие приказа затрагивало только бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджета РФ, бюджета субъекта РФ или местного бюджета).

Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - Требования) определил право учредителя установить особенности составления и утверждения плана ФХД для отдельных учреждений.

Минобрнауки России, являясь учредителем федеральных государственных учреждений, приказом от 01.11.2010 № 1095 утвердило Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок). Действие данного приказа, вступившего в силу с 1 января 2012 г., распространяется на государственные бюджетные и автономные учреждения, а также их обособленные (структурные) подразделения без статуса юридического лица, находящиеся в ведении Минобрнауки России и осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, которые должны при планировании собственной деятельности разрабатывать планы ФХД. Таким образом, если у ОУ имеется структурное подразделение, осуществляющее полномочие по ведению бухгалтерского учета (например, филиал в другом муниципальном образовании), то это структурное подразделение также должно формировать план ФХД.

Органами власти субъектов РФ также изданы нормативно-правовые акты о порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении (например, постановление минобрнауки Астраханской области от 30.11.2010 № 65, приказ Департамента образования Вологодской области от 22.09.2010 № 1602, приказ минобрнауки Красноярского края от 06.12.2010 № 35-04/1 и т. п.). На настоящий момент порядки, утвержденные на уровне субъектов РФ, за небольшим исключением повторяют требования федеральных органов власти.

10. Ресурсы образовательного  учреждения.

1.  КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Ресурсы муниципального образования - материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и уровень благосостояния населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность в организациях как социотехнических системах невозможна без важнейшего ресурса – людей, осуществляющих муниципальную деятельность (кадрового потенциала территории). Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону (правовой ресурс). Как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности. Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления развиваться не может.

Значительную роль в структуре понятия «ресурсы муниципального образования» играют и другие виды ресурсов:финансовые, организационные и другие.

1. Муниципальная собственность:

– имущество органов местного самоуправления;

– средства местного бюджета и внебюджетных фондов;

– жилой фонд;

– объекты инженерной инфраструктуры;

– природные ресурсы;

– транспортные средства;

– предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, связи, учреждения народного образования, здравоохранения и иное имущество, необходимое для развития муниципального образования.

2. Частная  собственность юридических лиц:

– имущество, переданное в форме вкладов и взносов;

– имущество, полученное в результате предпринимательской деятельности;

– средства от продажи акций.

3. Частная  собственность физических лиц:

– земельные участки;

– денежные средства;

– жилые дома, квартиры, дачи и т.д.;

– ценные бумаги;

– предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспорт и иные средства производства и т.д.

4. В процессе муниципальной  деятельности по развитию социально-экономической  поддержки населения на принципах  равновладения населением создаются собственные финансовые институты, формируя тем самым новый вид собственности, который можно определить как корпоративную собственность сообщества (от латинского corporatio– сообщество, объединение, общество, союз), которая включает:

– финансовые институты, коммерческие и некоммерческие организации и их имущество;

– корпоративную прибыль;

– средства от продажи ценных бумаг.

Различные объекты собственности муниципального образования могут работать по своему прямому назначению и способствовать реализации социальных проектов на территории муниципального образования. Однако одним из основных способов возрождения экономики муниципальных образований является привлечение денежных средств населения, а затем зарубежных и отечественных инвесторов. Для проведения инвестиционной политики можно использовать территориальные активы в качестве гарантированного покрытия предоставляемых инвестиционных ресурсов. Например, реализуя идею создания залогового фонда в рамках программы социально-экономической поддержки населения, в качестве залоговых активов (как средство погашения кредита и выплаты процентов) можно использовать ценные бумаги, драгоценные, редкие и редкоземельные металлы, валютные ресурсы, землю, месторождения, предметы искусства и т.д.

 

11.  Виды самостоятельной  деятельности образовательного  учреждения.

ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Основные цели деятельности Учреждения: 
2.1.1. Создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 
2.1.2. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. 2.1.3. Формирование здорового образа жизни обучающихся. 
2.1.4. Адаптация обучающихся к жизни в обществе. 
2.1.5. Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных образовательных программ. 
2.1.6. Воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2.2. Предметом деятельности Учреждения является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

2.3. Основными задачами Учреждения являются: 
2.3.1. Обеспечение прочных базовых знаний по предметам учебного плана. 
2.3.2. Создание универсальной основы для осознанного выбора и освоения обучающимися профессиональных образовательных программ. 
2.3.3. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. 
2.3.4. Разработка и внедрение современных педагогических технологий. 
2.3.5. Развитие системы дополнительного образования и организации досуга. 
2.3.6. Повышение общекультурного уровня учебно-воспитательной среды в Учреждении. 
2.3.7. Повышение конкурентоспособности Учреждения в образовательном пространстве города. 
2.3.8. Совершенствование системы воспитательной работы. 
2.3.9. Совершенствование путей взаимодействия с семьями обучающихся для полноценного развития личности. 
2.3.10. Формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям, способности к саморазвитию и регуляции своей деятельности и поведения. 
2.3.11. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, в сознательном отношении к сохранению и укреплению здоровья. 
2.3.12. Создание основных педагогических условий организации обучения в 
Учреждении, обеспечивающих достижение его основной цели.

2.4. Учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право: 
2.4.1. Самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательную программу с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. 
2.4.2. Самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план в соответствии с примерным учебным планом и расписание занятий; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), по согласованию с Учредителем годовой календарный учебный график; правила внутреннего распорядка Учреждения, иные локальные акты. 
2.4.3. Выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания; определять списки учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. 
2.4.4. Использовать и совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий. 
2.4.5. Выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся; 
2.4.6. Реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за пределами основных образовательных программ. 
2.4.7. Устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание, распределять должностные обязанности. 
2.4.8. Привлекать дополнительные финансовые источники за счет предоставления платных образовательных и иных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц; 
2.4.9. Устанавливать прямые связи с российскими и иностранными предприятиями, учреждениями, организациями; 
2.4.10. Осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
2.4.11. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.5. Основными видами деятельности Учреждения являются: 
2.5.1. Реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 
2.5.2. Организация отдыха детей в каникулярное время, в том числе в лагере с дневным пребыванием детей (при формировании муниципального задания Учредителем). 
2.5.3. Реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг (при формировании муниципального задания Учредителем).

2.7. При формировании муниципального задания Учредителем на реализацию дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг, услуги, указанные в пункте 2.6. настоящего устава, оказываются на бесплатной или частично платной основе.

Информация о работе Характеристика системы Российского образования