2.8. Учреждение вправе
вести предпринимательскую и иную приносящую
доход деятельность.
К предпринимательской деятельности Учреждения
относятся:
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других
учреждений (в том числе образовательных)
и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных
бумаг и получение доходов (дивидендов,
процентов) по ним;
2.9. Учредитель вправе
приостановить предпринимательскую деятельность
Учреждения, если она идет в ущерб образовательной
деятельности, предусмотренной настоящим
Уставом, до решения суда по этому вопросу.
12. Основные принципы
финансово-экономической самостоятельности
образовательных учреждений.
3.Образовательное учреждение
– как самостоятельный участник
экономических отношений
образовательное
учреждение имеет статус юридического
лица (статус
- правовое положение, характеризующееся
наличием определенных прав, обязанностей
и ответственности). Юридическим лицом считается организация,
признаваемая государством субъектом
права, то есть участником правоотношений
и, отсюда, обладателем прав, обязанностей
и носителем ответственности.
Статус юридического
лица может быть приобретен организацией
только посредством государственной регистрации.
В зависимости
от целей и направлений деятельности таких
организаций законодательством установлены
для них различные организационно-правовые
формы, которые различаются не только
по названиям, но и по предоставляемым
им правам, обязанностям и ответственности. (Организационно-правовая форма - совокупность предусмотренных законом конкретных признаков, отличающих данную группу юридических лиц от других юридических лиц.)
Основные принципы
экономической самостоятельности, автономности
образовательной организации
Для образовательных учреждений принцип
автономии состоит в том, что образовательное
учреждение является юридическим лицом
и самостоятельно в рамках утвержденного
устава и договора с учредителем:
формирует внутреннюю
структуру управления, создает структурные
подразделения (кроме филиалов);
самостоятельно
реализует различные виды уставной деятельности,
в том числе предпринимательской;
распоряжается
доходами, полученными от осуществления
самостоятельной деятельности;
арендует и сдает
в аренду имущество, в том числе переданное
ему учредителем;
привлекает
для обеспечения своей деятельности различные
финансовые источники;
оказывает услуги,
реализует производимую продукцию, результаты
работы;
самостоятельно
определяет направления использования
всех своих бюджетных и внебюджетных средств;
самостоятельно
определяет применяемую систему оплаты
труда и материального поощрения работников.
Основа самостоятельности
– договор образовательного учреждения
и учредителя
Автономия образовательного
учреждения усилена тем, что законодательство
обязывает учредителя строить свои взаимоотношения
с образовательным учреждением на договорной,
т.е. равноправной, основе.
Фактически
этим положением признается равноправие
образовательного учреждения и его учредителя
в построении взаимоотношений после того,
как учреждение создано (учреждено).
Необходимые условия
для обеспечения самостоятельности в
финансово-хозяйственной деятельности
Правовая база
Кадры :
- заместитель по экономике
Информационные технологии :в управлении
и бухучете
Создание условий на местном уровне:
- специалисты управления,
- ЦБ,
Ресурсное обеспечение :
Образовательная
программа и стратегия ее развития
Рамочные цели
становление
свободной, инициативной, ответственной
личности (принцип индивидуализации образования),
формирование
успешной и эффективной личности (деятельностный подход в образовательном целеполагании, компетентностный подход),
рост собственной
ответственности школы (принцип автономии
школы)
Рост автономии
школы. Делегирование ей прав на распределение
бюджета и управления ресурсами, в том
числе кадровыми
Включение общественности
в управление школой.
Пересмотр функций
и способов работы школьной инспекции
(resp. аттестации)
Учет материалов
самооценки школ (self-evaluation), а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения
Переход к оценке
школ и учащихся по принципу шага развития
(Value added – «добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие
13. организационно-правовые
формы существования учебных
заведений
Под организационно-правовой
формой понимается:
• способ закрепления и использования
имущества хозяйствующим субъектом;
• правовое положение хозяйствующего
субъекта и цели осуществляемой им деятельности.
Федеральным законом о высшем
и послевузовском профессиональном образовании
от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения
в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
(далее – Закон РФ «Об образовании»), Федеральный
закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих
организациях», Гражданский кодекс РФ
(далее – ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых
актов. В частности, в соответствии с п.
I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются
на следующие виды:
• частные (создаваемые гражданами
или юридическими лицами);
• государственные (создаваемые
Российской Федерацией и (или) субъектами
РФ);
• муниципальные (создаваемые
муниципальными образованиями).
Под частным учреждениемпонимается некоммерческая
организация, созданная собственником
(гражданином или юридическим лицом) для
осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
(п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными
или автономными. Понятие бюджетного учреждения
не является новым, оно и ранее было закреплено
в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, однако
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ
конкретизировал содержание этого понятия:
казенные предприятия и автономные учреждения,
наделенные государственным или муниципальным
имуществом на праве оперативного управления,
не могут признаваться бюджетными учреждениями.
Автономным учреждением признается некоммерческая
организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом РФ или муниципальным образованием
для выполнения работ, оказания услуг
в целях осуществления предусмотренных
законодательством РФ полномочий органов
государственной власти, полномочий органов
местного самоуправления в сферах науки,
образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального
закона «Об автономных учреждениях»).
Для осуществления своей деятельности,
образовательные заведения вправе выбрать
и любую иную организационно-правовую
форму, которая предусмотрена гражданским
законодательством для некоммерческих
организаций.
Видтого или иного образовательного
учреждения определяется в зависимости
от того, кто является его учредителем.
Учредителями образовательных учреждений
могут быть:
• органы государственной власти
Российской Федерации (субъектов РФ), органы
местного самоуправления;
• отечественные и иностранные
организации любой формы собственности,
их объединения (ассоциации и союзы);
• отечественные и иностранные
общественные и частные фонды;
• общественные и религиозные
организации (объединения), зарегистрированные
на территории Российской Федерации;
• граждане Российской Федерации
и иностранные граждане.
Сущность и основные
понятия изменения организационно-
правовых форм образовательного учреждения
Переход
бюджетных образовательных учреждений
в автономные учреждения – одно из приоритетных
направлений государственной политики.
Многие регионы
давно ведут такую работу, однако нередко
целесообразность смены типа учреждения
вызывает сомнения у администрации образовательных
учреждений.
В течение
длительного времени организационно-правовая
форма образовательных учреждений (ОУ)
была единой, и все они, находясь в одном
статусе, имели равные права и возможности.
Такая ситуация не позволяла в полной
мере проявить себя успешным ОУ, сковывала
их инициативу.
В связи
с этим длительное время ставился вопрос
об изменении формы учреждения, разработке
таких механизмов, которые позволили бы
им быть более самостоятельными, включиться
в деятельность на рынке образовательных
услуг, активнее использовать свои конкурентные
преимущества. Первоначально рассматривалась
идея введения новой организационно-правовой
формы – государственная (муниципальная)
автономная некоммерческая организация.
Затем от данной идеи отказались, и началась
разработка закона об автономных учреждениях.
Сразу отметим, что нельзя путать автономные
учреждения и автономные некоммерческие
организации.
Автономное
учреждение – это тип учреждения, автономная
же некоммерческая организация – особая
организационно-правовая форма (существуют
учреждения, фонды, автономные некоммерческие
организации, некоммерческие партнерства,
общественные организации и др.).
С принятием Федерального закона от 03.11.2006
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее
– Закон № 174-ФЗ) в нашем законодательстве
появилось два типа государственных (муниципальных)
ОУ. Теперь государственное (муниципальное)
ОУ может быть бюджетным или автономным.
Тем самым у учреждения появилась возможность
выбора, которого ранее не было.
Автономное
учреждение – новый тип учреждения, предоставляющий
необходимую свободу и инициативу для
эффективного развития ОУ. Переход в автономные
учреждения способствует созданию конкурентной
среды в образовании и, следовательно,
повышению качества предоставляемых образовательных
услуг. В условиях новой системы финансирования
образования каждое ОУ будет заинтересовано
в том, чтобы работать эффективно, предоставлять
качественное образование, но у автономного
учреждения будет несколько больше возможностей
для этого.
14. характерные
черты образовательного учреждения
отличающие его от организаций
других типов
Характеристика образовательных учреждений
Согласно ст. 12 Федерального
закона образовательными учреждениями
являются такие, в которых осуществляется
образовательный процесс (реализуется
одна или несколько образовательных программ;
обеспечивается содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников).
Общеобразовательное учреждение
является юридическим лицом и может быть
по организационно-правовым формам государственным,
муниципальным; негосударственным (частным,
учреждением общественной и религиозной
организации).
Если деятельность государственных
и муниципальных образовательных учреждений
регулируется типовыми положениями об
образовательных учреждениях, утвержденными
Правительством Российской Федерации,
то для негосударственных образовательных
учреждений они являются примерными.
Государственный статус образовательного
учреждения (тип, вид и категория образовательного
учреждения, определяемые в соответствии
с уровнем и направленностью реализуемых
им образовательных программ) устанавливается
при его государственной аккредитации.
Филиалы, отделения, структурные подразделения
образовательного учреждения могут по
его доверенности осуществлять полностью
или частично правомочия юридического
лица, в том числе иметь самостоятельный
баланс и собственные счета в банковских
и других кредитных организациях.
Образовательные учреждения
вправе создавать образовательные объединения
в целях развития и совершенствования
образования. Порядок регистрации и деятельности
указанных образовательных объединений
регулируется законом.
Права и обязанности учреждений
дополнительного образования распространяются
и на общественные организации, основной
уставной целью которых является образовательная
деятельность, только в части реализации
ими дополнительных образовательных программ.
Согласно Федеральному закону
(ст. 13) в уставе образовательного учреждения указываются:
наименование, место нахождения
(юридический, фактический адрес), статус
образовательного учреждения;