Школа, принимая пожертвования,
для которого жертвователь установил
определенное назначение использования,
должна вести обособленный учет
всех операций по использованию
этого имущества. Это требуется
для того, чтобы в случае необходимости
подтвердить использование имущества
по назначению.
Если использование
имущества по указанному жертвователем
назначению невозможно, использовать
его по-иному назначению можно
лишь с согласия жертвователя,
а в случае смерти гражданина
– жертвователя или ликвидации
юридического лица – жертвователя,
порядок использования имущества
определяется судом (ст. 582.4 Гражданского
Кодекса РФ).
Если школа использует
имущество по назначению, то жертвователь,
его наследники или иные правопреемники
имеют право требовать отмены
пожертвования в судебном порядке.
Принимая пожертвование,
школа, как правило, направляет дарителю
благодарственное письмо.
В государственных
и муниципальных школах деятельность
по привлечению внебюджетных
средств и контролю за их
использованием осуществляет попечительский совет, который согласно ст. 35.2 Закона
Российской Федерации «Об образовании»
является одной из форм самоуправления
образовательного учреждения. Вместе
с тем действует Указ Президента РФ от
31 августа 1999г. № 1134 «О дополнительных
мерах по поддержки общеобразовательных
учреждений в Российской Федерации» и
принятое в соответствии с ним постановление
Правительства РФ от 10 декабря 1999г. № 1379
«Об утверждении Примерного положения
о попечительском совете общеобразовательного
учреждения». Названные акты не обязывают
школу создавать попечительские советы,
лишь считают их создание необходимым
для установления общественного контроля
за использованием целевых взносов и добровольных
пожертвований юридических и физических
лиц на нужды общеобразовательных учреждений.
Но данное положение Указа не соответствует
Гражданскому кодексу РФ, так как для осуществления
контрольных функций попечительскому
совету необходимо получить от жертвователя
соответствующие полномочия. Это возможно,
если попечительский совет обладает правами
юридического лица. Оставаясь органом
самоуправления школы, попечительский
совет либо подменяет, либо дублирует
функции совета школы. [27]
Выходам из ситуации
является создание некоммерческой
организации, которая бы аккумулировала
материальные средства (принимала вклады
физических и юридических лиц, желающих
безвозмездно помочь школе) передавала
их школе на строго определенные цели
и контролировала их использование. Тогда
непосредственным жертвователям будут
не граждане и юридические лица, а некоммерческая
организация, которая сможет на профессиональном
уровне осуществлять внебюджетную поддержку
школу и контролировать расходование
средств. Такая некоммерческая организация
может быть создана в форме общественной
организации или благотворительного фонда.
Цели и принципы деятельности
Попечительского совета.
Основными целями создания
и деятельности Попечительского
совета являются обеспечение
оптимальных условий для развития
научных и творческих способностей
учащихся, а также:
- создание условий для развития
творческой активности педагогического
коллектива школы, направленной на выявление
и развитие способностей личности, эффективной
реализации ее творческого, интеллектуального
и физического потенциала;
- содействие в работе
по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса;
- оказание помощи учреждению
в проведении оздоровительных мероприятий;
- содействие в укреплении материально-технической
базы, благоустройстве помещений и территорий,
оборудовании лечебных кабинетов, организации
работы подсобного хозяйства;
- содействует привлечению внебюджетных
средств для обеспечения деятельности
и развития образовательного учреждения;
- оказывает образовательному
учреждению различного рода помощь нематериального
характера (интеллектуального, правового,
культурного, информационного);
- содействует развитию международных
связей образовательного учреждения,
взаимодействию с организациями, осуществляющими
деятельность в сфере образовательных
и информационных технологий.
Деятельность Попечительского
совета основывается на принципах
добровольности, равноправия, гласности,
самоуправления и законности.
Основными направлениями
и предметом деятельности является:
1. Оказание всесторонней, в том
числе и благотворительной, помощи учащимся,
педагогическому и обслуживающему персоналу.
- создание самостоятельно
или совместно с российскими
и зарубежными партнерами школ
бизнеса, иных объединений и товариществ;
- защита прав и законных
интересов учащихся и педагогов;
- осуществление производственной
деятельности, связанной с образовательной;
- иные виды деятельности,
не запрещенные законом.
2. Участвует в выработке решений
органов государственной власти и органов
местного самоуправления в порядке и объеме,
предусмотренных законодательством РФ.
3. Вносит предложения
в органы государственной власти
по вопросам уставной деятельности.
4. Проводит конференции,
совещания, собрания, семинары по
обсуждению проблем развития
и применения законодательства
России в области семейного
права.
5. Организует проведение
досуга детей, создает и организует
работу клубов, секций по интересам,
проводит дни отдыха и вечера
учащихся и педагогов.
6. Работает со средствами
массовой информации.
Попечительский совет может
иметь в своей собственности земельные
участки, здания, строения, сооружения,
жилищный фонд, транспорт, оборудование,
инвентарь, имущество культурно-просветительного
и оздоровительного назначения, денежные
средства, акции и иное имущество, необходимое
для материального обеспечения деятельности
Попечительского совета в соответствии
с настоящим Уставом.
Высшим руководящим
органом является конференция
Попечительского совета. Конференция
Попечительского совета созывается
не реже одного раза в год.
Внеочередные конференции могут
созываться по инициативе и
требованию не менее одной
трети общего числа членов
Совета. Для принятия решений
на конференции должно присутствовать
не менее половины членов Попечительского
совета.
Попечительский совет
может быть ликвидирован или реорганизован
по решению конференции Попечительского
совета, в порядке, определяемом законодательством.
Также Попечительский совет может быть
ликвидирован в судебном порядке по основаниям,
предусмотренным законом. [11]
30. виды основной деятельности
позволяющей получить внебюджетные средства
31правовые основы
оказания платных образовательных
услуг
I. Общие
положения
1. Настоящие Правила
определяют порядок оказания
платных образовательных услуг.
2. Понятия, используемые
в настоящих Правилах:
"заказчик" - физическое
и (или) юридическое лицо, имеющее
намерение заказать либо заказывающее
платные образовательные услуги
для себя или иных лиц на
основании договора;
"исполнитель"
- организация, осуществляющая образовательную
деятельность и предоставляющая
платные образовательные услуги
обучающемуся (к организации, осуществляющей
образовательную деятельность, приравниваются
индивидуальные предприниматели, осуществляющие
образовательную деятельность);
"недостаток платных
образовательных услуг" - несоответствие
платных образовательных услуг
или обязательным требованиям, предусмотренным
законом либо в установленном
им порядке, или условиям договора
(при их отсутствии или неполноте
условий обычно предъявляемым
требованиям), или целям, для которых
платные образовательные услуги
обычно используются, или целям,
о которых исполнитель был
поставлен в известность заказчиком
при заключении договора, в том
числе оказания их не в полном
объеме, предусмотренном образовательными
программами (частью образовательной
программы);
"обучающийся"
- физическое лицо, осваивающее образовательную
программу;
"платные образовательные
услуги" - осуществление образовательной
деятельности по заданиям и
за счет средств физических
и (или) юридических лиц по договорам
об образовании, заключаемым при
приеме на обучение (далее - договор);
"существенный
недостаток платных образовательных
услуг" - неустранимый недостаток,
или недостаток, который не может
быть устранен без несоразмерных
расходов или затрат времени,
или выявляется неоднократно, или
проявляется вновь после его
устранения, или другие подобные
недостатки.
3. Платные образовательные
услуги не могут быть оказаны
вместо образовательной деятельности,
финансовое обеспечение которой
осуществляется за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов. Средства,
полученные исполнителями при
оказании таких платных образовательных
услуг, возвращаются лицам, оплатившим
эти услуги.
4. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность за
счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, вправе осуществлять
за счет средств физических
и (или) юридических лиц платные
образовательные услуги, не предусмотренные
установленным государственным
или муниципальным заданием либо
соглашением о предоставлении
субсидии на возмещение затрат,
на одинаковых при оказании
одних и тех же услуг условиях.
5. Отказ заказчика
от предлагаемых ему платных
образовательных услуг не может
быть причиной изменения объема
и условий уже предоставляемых
ему исполнителем образовательных
услуг.
6. Исполнитель обязан
обеспечить заказчику оказание
платных образовательных услуг
в полном объеме в соответствии
с образовательными программами
(частью образовательной программы)
и условиями договора.
7. Исполнитель вправе
снизить стоимость платных образовательных
услуг по договору с учетом
покрытия недостающей стоимости
платных образовательных услуг
за счет собственных средств
исполнителя, в том числе средств,
полученных от приносящей доход
деятельности, добровольных пожертвований
и целевых взносов физических
и (или) юридических лиц. Основания
и порядок снижения стоимости
платных образовательных услуг
устанавливаются локальным нормативным
актом и доводятся до сведения
заказчика и (или) обучающегося.
8. Увеличение стоимости
платных образовательных услуг
после заключения договора не
допускается, за исключением увеличения
стоимости указанных услуг с
учетом уровня инфляции, предусмотренного
основными характеристиками федерального
бюджета на очередной финансовый
год и плановый период.
32 документы образовательного
учреждения регламентирующие привлечение
внебюджетных средств
Для производства различного рода финансовых
расчетов, в частности - с внебюджетных
счетов, образовательному учреждению
не обязательно иметь в своем штате бухгалтера.
Достаточно, например, заключить соответствующий
договор с соответствующей централизованной
бухгалтерией, если она является юридическим
лицом, или с органом управления образованием,
если эта бухгалтерия является его структурным
подразделением.
Внесение денежных средств (пожертвований)
физическими и (или) юридическими лицами,
в том числе родителями (законными представителями
обучающихся), осуществляется только на
добровольной основе целевым назначением
на расчетный счет образовательного учреждения.
При осуществлении добровольного
пожертвования оформляется договор пожертвования,
по которому одна
сторона передает или обязуется
передать другой стороне денежные средства
и (или) вещь(и) или имущественное
право (требование) на данную вещь(и)
в общеполезных целях
33расчет сметы
доходов на оказание платных
образовательных услуг
3.1. Прямые затраты:
3.1.1. Расходы на оплату труда
профессорско-преподавательского состава
рассчитываются по формуле:
Зппс = 3ср/час * t/n, (1), где:
Зппс - расходы на оплату труда профессорско-преподавательского
состава;
Зср/час - средняя заработная плата
профессорско-преподавательского состава
в час, которая рассчитывается исходя
из коэффициентов почасовой оплаты труда
и ставки первого разряда единой тарифной
сетки (приложение 1 п. 8), с учетом выплат,
обусловленных районным регулированием:
районный коэффициент и выплат# стимулирующего
характера (премии) - определяется внутренним
документом учреждения, но не более 50 процентов;
t - количество педагогических часов
по данной учебной программе согласно
учебному плану, утвержденному руководителем
образовательного учреждения и соответствующим
органом управления образованием, в расчете
на группу;
n - количество учебных лет по данной
программе.
Часовая ставка может рассчитываться
также путем деления месячной
ставки заработной платы на
среднемесячную норму учебной
нагрузки.
3.1.2. Отчисления на социальные
нужды:
ЕСН = Зппс * k, где: (2)
ЕСН - сумма единого социального
налога;
k - коэффициент, учитывающий размер
единого социального налога (в соответствии
с законодательством).
3.1.3. Прямые прочие расходы:
Пп - размер всех остальных затрат
за соответствующий период, которые могут
быть отнесены на определенный вид образовательных
услуг (образовательную программу). Прямые
материальные затраты могут быть рассчитаны
на группу обучающихся либо на каждого
обучающегося в отдельности. В последнем
случае сумма индивидуальных материальных
затрат умножается на количество обучающихся
в группе (например, расходы на приобретение
и изготовление учебных пособий, методической
литературы, раздаточных материалов; расходы
на приобретение горюче-смазочных материалов
для занятий по вождению и другие) (3).