Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях педагогических советов гимназий и реал, училищ, большое внимание уделялось усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения
Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (первый в России ВУЗ, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.
Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем поместье Лютинка открыл школу для крестьянских детей, которую можно сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.
Белорусское национальное движение
первой половины 19 века имело культурно-
№50. Развит.сист.народ.образ.в СССР с 1941 по 1991г.
Во времена ВОВ вся
учеб-воспит. Раб. Приобретала практич.
Направленность. Школа должна была
готовить детей к фронту(содав. Спец.классы
по обучению детей элементар. Воен.
Делу). Типы: школа рабоч. Молодежи,вечер.7-лет.школы,
лесные школы, суворовск. Воен. Училища,
сред.школы, школы сельск молодежи.
С 1944 – обязат.7-лет.образов.”Об
№49. Становлен.и развит.сист.образ. Совет.Б.(1917-1945гг)
С1917-1918 – в Минске, Могилеве
и Витебске открыто свыше 2300 шк.,обучен.на
бе.яз. Создавались губернс.,поветовые,волостные
органы образов. 21-23 июля 1918г – Съезд учителей(поддерж.реформ
нар.образов) 1919 – Создана един.трудов
шк.(обучен. Бесплатн.,совмест.). Всна 1919
– нападение поляков:разруш.совет.образов.,
16 мая 1934 – постановлен.СНК
СССР “Об открыт.начальн. и
сред.шк.”:един.сист.образ.,
№51 Система обр.в РБ в конце 20-нач 21
Обретение РБ независимости,
поиск путей решения социально-
разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших деятельность систему непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «К. восп. детей и учащейся молодежи» (1999), «К. развития педагог.обр.»
В этих документах получила отражение новая обр. политика, взгляды на обр. и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы обр.
были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе отражались принципы, на которых строится гос. пол. в сфере обр.:
приоритетность образования,
обязательность обшего базового образования,
доступность,
преемственность и непрерывность,
научность, приоритет общечелов. ценностей,
нац.-культ. основа обр,
эколог. направленность,
демократ.и светский характер образования.
Таким образом, на протяжении
минувшего десятилетие з
концепции развития нац. школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, где закреплялся статус гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ.
В своей деятельности гимназия
и лицей опираются на традиции европ.шк.
обр: академизм, профильность, избирательность,
высокое качество обучения. Пик создания
новых школ в республике приходится на
1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий
и лицеев замедляется, что объясняется
определенным насыщением белорусской
системы обр. этими учреждениями и ужесточением
гос. контроля за их деятельностью. В середине
90-х гг. приоритетным становится
не количественный рост,
а качество их работы.
В 2004 г. в" РБ действовали 115 гимназий,
26 лииеев, 100 школ с углубленным изучением
предметов. Значительная часть гимназий
и лииеев, специализированных школ сконцентрирована
в столице, что объясняется высоким общественным
спросом, большим числом вузов и квалифицированного
профессорско-
В 1998 г. в РБ началась школьная
реформа. Ее проведению предшествовал
подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны
Концепция реформы
В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.
в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:
• разработать и внедрить новые уч. планы и программы;
• обеспечить широкую профи-лизацию на старшей ступени средней школы;
• внедрить новую систему оценки
• создать систему воспитания в школе, основанную на основе формир. патриотизма и гражд.
включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в ней не изменился и включает классы (подготовительный, 1-3).
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углуб.уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия)-колледж». Для детей с нарушением здоровья созд.
ются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.
С 1 сентября 2002 г. в средней школе был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. Отказ от пятиб. системы мотивировался тем, она слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.
Важная задача реформы — введение профилизации на старшей ступени средней школы. Было введено 9 профилей обучения: общест-эконом, филолог, худ-эстетический, химико-биолог, физико-матем, естественно-географ, техн, информационно-математический, спорт.
За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно изменила свой облик. в 90-е гг. в Беларуси , институты были реорганизованы в класс и проф.универы.
В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей.. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены институты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению
новой структуры высшего образования.
№52 Модер.сист.обр.в мире в нас 21 века
Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию
Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.
Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.
Пересмотр педагогических установок,
перестройка образования в
В западноевропейских странах
и США появляются многочисленные
концепции и течения в
Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIXв., был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым сводились положения почти всех реформаторов можно условно поделить на три группы:
1. индустриально-образованный пролетариат;
2. «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом;
3. идеал «среднего» человека, который не протестует против действительности, даже не достигнув намеченного, а примиряется с условиями жизни.
Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда. Последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.
Такие в основном черты имела реформаторская зарубежная педагогика конца XIX – начала XX в., которую представляли известные ученые педагоги как Г.Кершенштейнер, А.Лай, Д.Дьюи, Э.Мейман, М.Монтессори, У.Килпатрик, А.Бине, Э.Торндайк и др.
Конец XIX – начало XX в.
– период бурного и разностороннего
развития педагогики, многие идеи, методики
того времени сейчас переживают второе
рождение, используются в школах различных
стран, в том числе и в Беларуси
как образовательные