Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
10. Научные исследования в области предматематической подготовки дошкольника 50-80-х годов 20 века Вопросы развития колич. представлений у детей дошк. возр. разрабатывались А. М. Леушиной (1898—1982) с 50-х гг. XX в. Благодаря ее работам методика развития у детей МП получила теоретическое, научное и психолого-пед. обоснования, были раскрыты закономерности развития колич. представлений у детей в условиях целенапр. обучения на занятиях в дет. саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формир. числовых представлений; учету достижений отечественной и зарубежной науки, практики общест. воспитания и обучения дошк. в нашей стране.
Методич. концепция того времени основывалась на работах Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехер. Суть ее заключалась в следующем: усвоение ребенком матем. представлений осуществляется в процессе жизни и разнообразной деятельности. Играя, работая, дети сами черпают необходимые им для развития знания из окружающего мира. Педагог должен лишь создавать условия, пользоваться каждым удобным случаем для совершенствования количест. представлений у детей. При таком подходе основное внимание уделялось разработке дидакт. мат-ла, играм и упр-ям как основному методу и средству работы с детьми.
А. М. Леушина разработала основы дидакт. системы ФЭМП, создав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет. Теоретико-метод. концепция, разработанная А. М. Леушиной, заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множества предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих этого множества элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений столько же, поровну, больше, меньше и др.). Обучение счету основывается на освоении детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух множеств. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы (множества) в сопоставлении ее с другой. В дальнейшем сравнении чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифмет. задач. ЭП о числе формир. у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков (качественных особенностей, расположения в пространстве). На этой основе строится освоение колич. и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел. В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, знакомство с составом чисел) и метода изучения действий (число как результат счета; образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно-однозначного соответствия; увеличение или уменьшение одного из них на единицу; освоение действий сложения и вычитания на основе сформ-ых представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). Согласно методике, предложенной А. М.Леуши-ной, в процессе развития колич. предст. у детей следует особое внимание уделять накоплению ими чувст. опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению дет. представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практич. упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом. Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основной, ведущей формы развития количественных представлений в дет. саду. С их помощью возможно освоение детьми знаний повышенной трудности, достаточно обобщенных, лежащих в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. «Попутное» усвоение их в игре или труде малоэффективно, т. к. главными в них являются цели, способы действия и результаты самой деятельности, а не ФМП.
Полноценное матем. развитие обеспечивает лишь организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, показывает адекватные пути и способы их решения. В процессе обучения на занятиях необходимо реализовывать осн. прогр. треб-я, МП форм-ть в определенной системе. Представления и соответствующие им способы действия, сформированные на занятиях, должны обслуживать потребности разных видов дет. деят-ти, повышая ее продуктивность и результативность.
Вопрос о методах и средствах обучения должен решаться на основе и в тесной связи с содержанием и формами организации процесса развития колич. представлений у детей в дет. саду. В содержании обучения основное внимание необходимо уделять формир. счетной и вычислит. деят-ти, кот. явл. основой матем. разв. ребенка.
Разработанная А. М. Леушиной
концепция формир. количест. представлений
в 60—70-е гг. была существенно дополнена
за счет научно-теоретич. и методич.
разработки проблемы развития
пространственно-временных
Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий: «Занятия по счету в дет ском саду» (М., 1963, 1965) и «Наглядные дидактические материалы» (1965). В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной (по результатам диссертационных исследований) были разработаны содержание и методы формир. у детей простр. и врем. представлений, обучения измерению объема, массы; вопросы умст. и всестор. разв. детей в процессе освоения ими ЭМ знаний.
В 20—50-е гг. XX в. особых различий в подходах к отбору содержания, методов обучения и развития разными педагогами не наблюдалось (Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер). Предлагалось развивать способность ориентироваться в пространстве и времени, умения различать формы и величины, числа и действия над ними, представления о мерах и делении целого на части.
Вопрос о средствах и методах обучения решали, исходя из возможностей ребенка и гуманистических принципов организации его познав. деятельности (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер и др.). Повседневная жизнь детей, жизненные ситуации рассматривались как источник и средство развития в предметно-игровой среде. Игры-занятия, занятия как индивид., так и в небольших группах — как средство умст. развития детей, овладения ими практич. действиями.
Логика построения занятий (уроков) с детьми, предложенная Л. В. Глаголевой, изучавшей особенности организации обучения в подгот. классах, широко применялась в 50—70-е гг. и оправдывала себя в условиях организации обучения детей в дошк. учрежд. по типу школьного урока. В структуре занятия четко выделялась организация восприятия того, что подлежит изучению, оценка, называние, перенос восприятий и освоенных действий, самостоятельное решение детьми практич. задач: нарисовать, начертить, сконструировать какой-либо предмет по теме занятия. Исследование А. М. Леушиной, направленное на изучение особенностей развития предст. о множестве, числе, величинах у детей 2—7 лет, активизировало направление исследований в данной отрасли знаний, деятельность практич. педагогов по разработке дидакт. и пед. аспектов: содержания, форм, методов и средств обучения.
Разработка психолого-пед. вопросов методики разв. МП у детей дошк. и мл. шк. возр. в 60—70-е гг. XX в. строилась на основе методологич. позиций советской психологии и педагогики. Изучались закономерности становления представлений о числе, развития счетной и вычислительной деятельности. Обосновывалась необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, с восприятия множества предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами. Разрабатывались дидакт. материалы, пособия, игры.
Вопросы развития представл.
о мн-ве предметов у детей, закон-ти
перехода от восприятия
Н. А. Менчинская наиболее
полно рассмотрела вопросы
Н. Н. Лежавой разработаны
содержание и приемы обучения
детей счету на основе идей
монографического метода (1953). Автор
рекомендует обучать счету без
сравнения множеств, путем добавления
к имеющемуся количеству по
одному (что трактуется как усвоение
действий сложения и вычитания)
Исследования Г. С. Костюка, директора научно-исслед. института психологии г. Киева, очень важны для понимания сущности матем. разв. детей раннего и мл. дошк. в-та. Используя игровые эксперимент. методики, Г. С. Костюк изучил процесс становления у детей представления о числе в результате осознания ими колич. отношений. Он отметил, что процесс абстрагирования числа у ребенка происходит только в условиях речевого обобщения.
В методич. пособии Ф. А. Михайловой и Н. Г. Бакст «Занятия по счету в дет. саду» (М., 1958) обобщен опыт дет. садов по обучению счету на основе требований «Руководства для воспитателя дет. сада». При разработке пособия были учтены исследования А. М. Леушиной. Раскрыты содержание и приемы обучения детей мл. гр. дет. сада счету до трех; методика ознак. детей с образованием чисел, обучения счету в пределах десяти, сравнению, составу чисел, решению арифм. задач в ср. и старш. группах (5—7 лет).
В связи с перестройкой преподавания матем. в начальной школе и новыми психологическими исследованиями стали очевидными недостатки матем. подготовки в дет. саду: неэффект. использование возросших возможностей дошк-ов, ограниченность и слабое развивающее влияние обучения. Сложившаяся система обучения в дошк. возр., ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку к усвоению матем. понятий в дальнейшем обучении.
Необходимость пересмотра методов и содержания обучения была обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем матем. разв. дошк-ов. Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и матем. разв. ребенка, отмечали необходимость повышения теорет. уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе системы представлений, последовательности их введения и т. д., отвечающих современному состоянию матем. как науки, приведения методов в строгое соответствие с предлагаемым новым содержанием знаний. Развернулись интенсивные поиски путей введения научных понятий в систему работы с детьми дошк. возр. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.
Психологи в качестве
основания для формир. начальных
матем. представлений и понятий
предлагали различные
В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формир. понятия числа через освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева).
В отличие
от традиционной методики
Анализ содержания
обучения дошк. с точки зрения
новых задач привел
Математики-методисты
настаивали на значительном
Методику первоначального
обучения А. И. Маркушевич рекомендовал
строить, основываясь на положениях
теории множеств. Он считал необходимым
обучать дошк. простейшим операциям
с множествами (объединение, пересечение,
дополнение), питать у них количественные
и пространственные
Ж. Папи (бельгийский математик) разработал интересную систему формир. у детей представлений об отношениях, функциях отображении, порядке и др., используя с этой целью многоцветные графы.
В настоящее время реализуется идея простейшей логической подготовки дошк. (А. А. Столяр), разрабатывается методика введения детей в мир логико-матем. предст.: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) и др.— с помощью спец. серии обучающих игр.
В годы (1960—1980) осуществлен пед. эксперимент, направленный на выявление более эффективных методов матем. развития детей дошк. возр., определение содержания обучения. Пед. исследования были вызваны непосредственно результатами экспериментов в области возр. и пед. психологии и методики матем.
Возможности формир. колич.
представлений у детей раннего
возраста, пути совершенствования
количественных представлений
Содержание и приемы формир. пространственно-временных представлений определены на основе ряда исследований Т. А. Мусейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман.
Методы и приемы
пед. руководства матем. развитием
детей с помощью игры
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"