Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Между этими двумя
группами существует тесная
Среди всех видов
деят-ти традиционным является
счет, связанный с возникновением
представлений о числах
Определение места и значения счетной деят-ти связано с соверш-ем процесса форм-я матем. представлений и понятий в дет. саду и начал. школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деят-ти, кот.длит. период был основным и чуть ли не единственным в предматем. подготовке детей.
Умение считать не всегда является показателем матем. развития и не гарантирует успешность овладения матем. в школе.
Дети могут механически
запоминать послед-ть чисел
Обучение счету в дет. саду является необх-ым комп-ом в подгот. к школе. Однако счет не может быть единственно верным содержанием обучения в дет. саду и полностью обеспечивать матем. развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формир-ми у детей.
Преждеврем. обучение счетной деят-ти неизбежно приводит к тому, что предст-е о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовит. работа: многочис. и разнообр. упр-я с множ-ми предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошк. в-те, неявно используются основные теоретико-множественные понятия.
Следует шире применять логич. игры и упр-я, в том числе на классиф-ю и сериацию с разнообр. дидакт. ср-ми, кот. спос-ют форм-ю полноценных представлений о числе и общему умст. развитию детей.
Лишь после выполнения
различных практич. действий с
множествами ребенок может
Со счетной деят-ю тесно связана измерительная, она включает обучение измерению размера, объема, массы путем непосредст. сравнения предметов по данным признакам. Чувственно-практич. деят-ть, позволяющая определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше), шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и т. д., является первоосновой для введения измерения условными, а затем и общепринятыми мерами..
Счет и измерение
существенно дополняют друг
В старш. дошк. возр. дети начинают овладевать : элементами вычислит. деят-ти, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими матем. категориями.
Формир. пространств.-временных представлений во - всех возр. гр. происх. на базе практич. ориентировок. Познание простр-ва и времени дошк-ми осущ-ся через их чувств. отражение, осмысление в речи и использование в деят-ти .
Линейно-концентрический
принцип, который лежит в основе
ФЭМП, предполагает в каждом возр.
этапе повторение на более
высоком уровне того, что было
освоено на предыдущей ступени,
и дальнейшее продвижение
14. Понятия. Отношения. Логические операции. Индуктивные и дедуктивные выводы. Поня́тие — отображённое в мышлении единство сущест-ых св-в, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специф. для них признакам. Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.
Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.
Отношение — философ. категория или научный термин, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов.
Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий («отношение партии к крестьянству»).
Отношение в реляционном моделировании — набор кортежей, иначе известный как таблица базы данных.
В математике отношение — результат деления одной величины на другую.
Отношение — обобщение арифм. отношений, таких как «=» и «<».
Отношение — в логике первого порядка двух- и более аргументный предикат, двух- и более предикатное свойство.
В логике логич. операциями называют действия, вследствие которых порождаются новые понятия, возможно с использованием уже сущ-их. В более узком, формализованном смысле, понятие логич. операции используется в матем. логике и программировании.
Логич. операции с понятиями — такие мыслит. действия, результатом которых является изменение содержания или объёма понятий, а также образование новых понятий.
К операциям, которые связаны преимущественно с изменением содержания понятий, относятся: отрицание;ограничение ;обобщение ;деление.
К операциям, которые связаны преимущественно с объёмами понятий, относятся: сложение;умножение;вычитание.
Данные операции могут быть записаны математич. с помощью теории множеств.
Переход же к матем. логике связан с понятием суждений и установлением операций над ними с целью получения сложных суждений.
Индукция — процесс логич. вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.
Объективным основанием индукт. умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.
Различают полную индукцию — метод доказ-ва, при котором утверждение доказ-тся для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказ-ве. Также для доказ-в исп-ся метод матем. индукции.
Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логич. путём вывод-ся из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логич. следования.
Началом (посылками) дедукции явл. аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство док-ва. Противоп-но индукции.
Пример дедукт. умозаключения:
Все люди смертны.Сократ — человек.Следовательно, Сократ смертен.
15. Множество. Виды множеств. Элемент множества. Подмножество.
Мн-во – одно из осн. матем. понятий. Мн-во ассоциируется с понятием группа. Мн-ва могут быть конечными, бесконечными, пустыми.
Пустым называется мн-во, кот. не содержит ни одного элемента (Æ).
Мн-ва обозн. большими буквами латинского алфавита А, В, С,…, а элементы - маленькими буквами а, в, с, ….х, у.
«Элемент а принадлежит мн-ву А» записывают так: а Î А, если не принадлежит – то в Ï А
Множества изображаются на плоскости с помощью кругов Эйлера.
1. Отношение равенства
Говорят, что А=В, если все элементы мн-ва А принадл. мн-ву В и наоборот, все эл-ты мн-ва В принадл. мн-ву А.
Ни количество эл-ов, ни порядок их следования не имеет значения для равенства мн-ва.
Пример: А={1; 2} и В={1, 2, 2, 1}, А=В.
2. Отношение включения
Говорят, что мн-во А включено (Ì ) в В, если все элементы мн-ва А принадл. В.
В этом случае мн-во А будем называть подмн-ом В.
Если А={1, 2}, В={1, 2, 3}, то АÌВ.
Если А - студенты дошфака, В - студенты универ-а, то АÌВ.
3. Отношение пересечения
Говорят, что мн-ва А и В пересек-ся,
если имеют хотя бы один общий эл-т.
Например, А={1, 2, 3} и В={2, 4, 6} , А и В – пересек-ся.
4. Если АÇВ=Æ, то мн-ва А и В не пересек-ся. Например, студенты 1 и 5 курсов – не пересек-ся мн-ва.
16. операции над множествами
Два множества А и В равны (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов.
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,1,4,2} то А=В.
Объединением (суммой) множеств А и В называется множество А ∪ В, элементы которого принадлежат хотя бы одному из этих множеств.
Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,6}, то А ∪ B = {1,2,3,4,5,6}
Пересечением (произведением) множеств А и В называется множество А ∩ В, элементы которого принадлежат как множеству А, так и множеству В.
Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,2}, то А ∩ В = {2,4}
Разностью множеств А и В называется множество АВ, элементы которого принадлежат множесву А, но не принадлежат множеству В.
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5}, то АВ = {1,2}
Симметричной разностью множеств А и В называется множество А Δ В, являющееся объединением разностей множеств АВ и ВА, то есть А Δ В = (АВ) ∪ (ВА).
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5,6}, то А Δ В = {1,2} ∪ {5,6} = {1,2,5,6}
Свойства операций над множествами
Свойства перестановочности
A ∪ B = B ∪ A
A ∩ B = B ∩ A
Сочетательное свойство
(A ∪ B) ∪ C = A ∪ (B ∪ C)
(A ∩ B) ∩ C = A ∩ (B ∩ C)
17. Число и цифра.
История развития понятия
Иногда такое отнош. называют отнош-ем строгого порядка, чтобы отличить его отношения нестрогого порядка, являющ-ся рефлекс-ым, антисимметрич. и транзитивным. Теоретич. основы ФЭМП у дошк-ов включают детальное изучение лишь системы натур. чисел. Поэтому, говоря здесь «числа», мы имеем в виду натур. числа.
К построению матем. моделей явлений, основанному на отвлечении от всех свойств предметов, кроме их колич. отношений и пространст. форм, челов-во прибегало с первых шагов изучения окруж. мира. Одним из первых достижений на этом пути было возникн. и формир. понятия натур. числа. Оно появилось, по-видимому, на довольно позднем этапе разв. мышл. и предполагало наличие способности к созданию абстрактных понятий и оперированию ими.
На самом раннем
этапе устанавливалась
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"