Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70
Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционального развития. Эти задачи направляют внимание ребенка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие. Постановкой игровых задач взрослый поддерживает сотрудничество ребенка с другими детьми. Ролевое поведение взрослого является основой, на которой держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками.[8;79]
Ребенок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями. Эмоциональный подъем в игре помогает преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров. [8;81]
Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В данной ситуации ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта.
Дети с узким, односторонним социальным опытом нередко оказываются беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют, как нужно поступать при тех или иных обстоятельствах, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Часто при этом у ребенка возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне них. [8;81]
И.П. Воропаева считает,
что при перестройке
При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребенка, как решительность или нерешительность, находчивость, смекалка. В этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.
Игры с правилами предполагают специфические формы общения, отличные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинных человеческих эмоций. Игры с правилами способствуют снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития.
Форма проведения игротерапии, индивидуальная или групповая, обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические сложности. При работе с эмоциональной сферой ребенка предпочтение отдается индивидуальной игротерапии. По-мнению В. Акслайн групповая игротерапия приоритетна в том случае, если эмоциональные проблемы ребенка связаны с социальными факторами; но и в этом случае на первых этапах коррекционной работы используется индивидуальная форма игротерапии. [3;178]
Основной этап коррекционной работы с эмоциональной сферой ребенка-дошкольника может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму. Заключительный этап коррекции опирается на групповую игротерапию, так как связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений. Приоритет групповой игротерапии на первых этапах коррекционной работы отдается в том случае, если у ребенка имеется социальная потребность в общении. [3;179]
Существует ряд требований к тем игрушкам и игровым предметам, которые используются в игротерапии. Основные требования связаны с тем, что игрушки и игровые предметы должны:
Таким образом, игра – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от детей определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок-дошкольник. Вступая в игре в реальные отношения со своими сверстниками, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Заключение
Эмоции сигнализируют о наличии потребности, являются наградой или наказанием, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы, становятся важной характеристикой конкретной личности. Следовательно, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется
Эти изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком.
Главная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача заключается в проведении психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Каждой из форм коррекционной работы присущ свой комплекс средств воздействия на эмоциональную сферу ребенка, во многом зависящий от подхода, из которого исходит психолог.
С этой целью используются
не только методы направленной стимуляции
всех уровней базальной
Среди методов коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста важное место занимает игротерапия.
Игра – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от детей определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок-дошкольник. Вступая в игре в реальные отношения со своими сверстниками, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Таким образом, гипотеза исследования, предполагающая, что использование игровых методов в процессе развития личностных сфер дошкольника будет способствовать эффективной коррекционной работе по формированию позитивной эмоциональной сферы, доказана.
Задачи по изучению основных концепций исследования эмоциональной сферы человека, анализу возрастных закономерностей развития эмоций у детей, изучению средств развития и обогащения эмоциональной сферы ребенка, определению психолого-педагогических подходов коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста, а также рассмотрению влияния метода игротерапии на коррекцию эмоциональной сферы детей, решены.
Цель исследования особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста достигнута.
Библиография
Приложение
Приложение 1.
Диагностика эмоциональной сферы
Опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" (А.М.Щетинина)
№ |
Проявление эмпатических реакций и поведения |
Часто |
Иногда |
Никогда |
1 |
Проявляет интерес к эмоциональному поведению других. |
|||
2 |
Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние. |
|||
3 |
Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него |
|||
4 |
Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого. |
|||
5 |
Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им. |
|||
6 |
Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?" |
|||
7 |
Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки. |
|||
8 |
Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому. |
|||
9 |
Предлагает переживающему
эмоциональное состояние |
|||
10 |
Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого. |
|||
11 |
Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.). |
|||
12 |
Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия. |
Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте