Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

 

Обработка полученных результатов

Количественная интерпретация данных:

  • если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;
  • если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;
  • если форма поведения ребенка часто адекватна обозначенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
  • если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
  • если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,3, 10, 11, то ставится по 2 балла; 
  • если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0  баллов.

Качественная интерпретация данных:

Если ребенок проявляет  интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов.

В том случае, когда  ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.

Дети с количеством  баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим смешанный тип эмпатии.

Если же балл ребенка  колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрическо

 

Проективная методика "Неоконченные рассказы"

(Т.П.Гаврилова)

Цель: Изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: Три неоконченных рассказа.

Проведение  исследования: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на  улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".

Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?".

Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: Если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

(А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности  восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;

б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость  успешности опознания эмоции  от характера, поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют  ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость  восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний  и владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

 

 

 

1. Высказывание  свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека

Цель: выявить наличие  интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся  опыт и знания о данном состоянии.

Каждому ребенку-испытуемому  предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.

 

2. Номинация  эмоционального состояния

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие  у ребенка словаря обозначений  эмоционального состояния (активного и пассивного).

Ребенок получал задание  назвать эмоциональное состояние  словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?", "Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).

 

3. Подбор вербального  описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека

Цель: а) выявить понимание  ребенком-испытуемым воспринимаемого  эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки;

б) определить умение дошкольников раскрывать причину ("подтекст") переживания  изображенного человека, выявляя  тем самым уровень его понимания.

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?" и т.п.).

 

4. Подбор изображения  к вербальному описанию ситуации

Целью использования  этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.

Каждый ребенок получал  задание: подобрать изображение  человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.

 

5. "Вербальная  фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение

Цель: определить тип  восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.

Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.

Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния. Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).

 

6."Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа.

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?").

"Оречевление" рассматривается, как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.

Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании  в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов

Показатели понимания  эмоционального состояния:

  • умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;
  • умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
  • умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;
  • умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека ("оречевление")

Эти показатели легли  в основу определения уровней  качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень - ситуативно-конкретный:

а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию;

б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее").

III уровень - словесное  обозначение и описание экспрессии:

а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором

б) самостоятельно называют эмоциональное состояние и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния;

в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").

IV уровень - осмысливание  в форме описания:

а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;

б) выделяют и описывают экспрессию;

в) самостоятельно осмысливают  ситуацию, дают ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем").

V уровень - осмысливание  в форме истолкования и проявления эмпатии:

 а) дети самостоятельно  и точно называют эмоциональное  состояние;

б) истолковывают состояние  через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации;

в) проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. - (гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показывает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").

В основу определения  типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте