Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70
а) редко;
б) иногда;
в) часто.
4. Проявляет ли ребенок
эмоции в неадекватных
а) никогда;
б) редко;
в) часто.
5. Проявляет ли ребенок сочувствие, сопереживание к сверстникам, героям сказок и др.:
а) всегда;
б) редко;
в) никогда.
6. Как ребенок общается со сверстниками:
а) активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения широкий;
б) общается неуверенно, круг общения узкий;
в) почти не общается, замкнут в себе.
7. Как общается ребенок с воспитателями и другими взрослыми:
а) свободно, раскованно;
б) сдержанно, неуверенно;
в) скованно, пассивно.
8. Характерна ли для ребенка боязнь безопасных предметов, чрезмерная осторожность:
а) нет;
б) иногда;
в) часто.
9. Как часто ребенок проявляет капризы, упрямство:
а) редко;
б) иногда;
в) часто.
10. Характерны ли для ребенка следующие проявления: замкнутость, тревожность:
а) нет;
б) в незначительной степени;
в) да.
11. Способен ли ребенок управлять своими эмоциями (сдерживать смех в ситуации, где он неуместен и др.):
а) почти всегда;
б) редко;
в) никогда.
12. Характерны ли для
ребенка следующие
а) никогда или очень редко;
б) иногда;
в) часто, почти всегда.
Обработка результатов
За каждый ответ соответствующий букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.
Интерпретация данных.
Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен.
Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне эмоционально благополучен.
Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Примечание. Данный опросник может быть предложен для заполнения воспитателям, которые работают с ребенком, и родителям или другим взрослым, хорошо знающим этого ребенка.
Приложение 2
Методика активного социально-психологического обучения дошкольников "Я и Мы".
Из десяти фундаментальных эмоций детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие радость, удивление, печаль (страдание), гнев. Эмоции страха и интереса
крайне трудно смоделировать для
малышей, поэтому работу с ними целесообразно
проводить, начиная с 5-ти лет. Также
следует поступить и в отношени
Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:
Принципы формирования эмоциональной сферы младших дошкольников.
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает: использование естественных тенденций и потребностей ребенка в овладении знаниями, умениями и навыками. Для малышей характерно яркое проявление эмоций. Маленький человек способен безудержно радоваться и безгранично печалиться. Однако типично мгновенная смена настроения - от смеха к плачу и наоборот Младшего дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций. Задача педагога выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого - проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации, при этом необходимо ориентироваться не на "паспортный", а на психологический возраст ребенка.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается, на наш взгляд, в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка.
Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять эмоции, но становиться его социальным опытом. Одно из первых эмоциональных переживаний, которые формируются у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, есть эмоционального комфорта. Отметим, как одно из непременных условий создания специальной среды, организацию "уголка уединения" Младшие дошкольники, попадая в детский сад из дома, нуждаются в возможности на время "выйти" из коллектива, отдохнуть от него, получить эмоциональную разрядку.
Основополагающим принципом программы "Я и Мы" является формирование у ребенка такой концепции, когда он адекватно воспринимает себя - свои способности, отношения с другими людьми, уверен в своих силах Формирование положительной Я - концепции самым тесным образом связано с формированием эмоциональной сферы. В младшем дошкольном
возрасте эта работа только начинается.
Специальных занятий-тренингов
Методы и приёмы, направленные на формирование эмоциональной сферы младших дошкольников:
Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:
Проведение социометрических тестов недоступно для младших дошкольников. Однако, такие данные необходимы в работе педагога. От этого зависит:
Социометрическое исследование воспитатель может провести в ходе наблюдения за детьми группы. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей, в зависимости от их положения в группе сверстников. "Предпочитаемые" дети.
Находятся в группе в "Пренебрегаемые. изолированные" дети. Часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, часто становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру. В эту категорию дети попадают по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети мало его знают. Другой - "новенький". Третий - имеет физические недостатки, например, толстый, неуклюжий. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Известно, что наглядность - один из основных и наиболее значимых методов обучения младших дошкольников. Однако использование наглядности в решении задач формирования эмоциональной сферы малышей имеет свои особенности. Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически. Поэтому, подчеркнем еще раз, уже как метод наглядности, пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Помним об этом. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразив ту или иную эмоцию, посмотреть на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт - удивление Брови нахмурены, рот сжат - гнев.
Интересным представляется
использование моделей для В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры:
Формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается
словарь ребенка за счет слов, обозначающих
чувства и эмоциональные
Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. С младшего дошкольного возраста необходимо давать детям слушать и "взрослую" классическую музыку (Моцарта, Вивальди, Чайковского и других композиторов). Она оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через подсознание, открытое в этом возрасте. Порой, нет необходимости объяснять детям содержание музыкального произведения. Они поймут его по-своему, что важнее.
Постараемся сделать изобразительную деятельность ребенка как можно более эмоционально насыщенной. Используем для этого цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. "Ты нарисовал снеговика. Какое у него настроение? Как может догадаться об этом твой друг Петя?", " Какой веселый Колобок у тебя получился!", "Мячик, который ты наклеил такой красивый, - так и хочется с ним поиграть!". Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обратим внимание детей на выразительность эмоционального состояния героев. "Вот две девицы - красавицы смеются, посмотри на их лица. Они всплеснули руками, сделай так же" "А вот Зайчик плачет. Лапки сложил, плечики и головку опустил. Покажи Зайчика".
Диагностика эмоционального состояния детей дошкольного возраста
Существует большое
количество методов психологической
диагностики эмоциональной Во-первых, воспитатели
не имеют достаточной Для оценки эмоциональных проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним. Страх
Гнев
Радость
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, воспитатель может составить карту эмоционального состояния детей группы |
Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте