Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:31, дипломная работа
Целью квалификационной работы является изучение правовых основ государственного управления. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• критическое обобщение и систематизацию правовых основ государственного управления;
• определение факторов и условий становления государственного управления;
• описание зависимостей и механизмов соотнесения принципов демократии и государственного управления;
• выделение отличительных черт государственной службы, раскрывающих особенности ее трансформации в условиях углубления демократических реформ.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирувание государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 9
1.3. Система органов государственного управления …………………. 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Организация государственного управления экономической и
социальной сферами в Республике Узбекистан ………………….. 19
2.2. Правовые аспекты управления административно-политическим
строительством в Республике Узбекистан ……………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 38
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирувание государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 9
1.3. Система
органов государственного
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Организация государственного управления экономической и
социальной сферами в Республике Узбекистан ………………….. 19
2.2. Правовые аспекты управления административно-политическим
строительством в Республике Узбекистан ……………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 38
ВВЕДЕНИЕ
Актальность темы квалификационной работы определяется нормативно-правовым закреплением принципов и практики государственного строительства. В условиях демократии сильная власть проявляет свои позитивные качества и свойства не через формирование многочисленной и многозвенной системы госструктур, а более всего за счет правового регламентирования деятельности аппарата государственной власти и управления.
Установление конституционного порядка, когда на рассмотрение и утверждение парламента вносится кандидатура Премьер-министра, выдвигаемая политической партией, одержавшей победу на выборах, введение института вотума недоверия правительству и другие вытекающие отсюда меры открыли новый этап в реформировании и демократизации страны. Суть и содержание этих поправок в статью 98 Конституции Республики Узбекистан заключается в том, что вводится новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра и предоставление Олий Мажлису права выражения вотума недоверия Премьер-министру. Исключается также право Президента Республики Узбекистан принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан1.
Эти изменения направлены на развитие государственного управления, чтобы более эффеткивно познавать публичные потребности и интересы, оценивать и структурировать их, ставить цели, разрабатывать решения и совершать действия по их практическому удовлетворению. Поэтому социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен единой цепью взаимосвязанных явлений, опосредованной государством как субъектом управления: потребности – цели – решения – действия – результаты.
Целью квалификационной работы является изучение правовых основ государственного управления. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• критическое обобщение и систематизацию правовых основ государственного управления;
• определение факторов
и условий становления государс
• описание зависимостей и механизмов соотнесения принципов демократии и государственного управления;
• выделение отличительных черт государственной службы, раскрывающих особенности ее трансформации в условиях углубления демократических реформ.
Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на центральном, так и местном уровне образуют систему органов государственного управления. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно- властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.
Задачей современного этапа является развитие институтов государственного управления, соответствующих требованиям демократии. Становление системы, национальных институтов государственного управления началось в условиях коренной ломки всех остальных сфер общественных отношений. Переосмысление роли институтов госуправления должно было отражаться в практике их реформирования, причем опережающими темпами по отношению к другим сферам реформирования. В этом заключалась одна из сторон стратегического планирования реформ: приоритет организационно-правовых преобразований. Политическое руководство республики с самого начала обретения независимости выступило против революционного переустройства общества. Приемлемым методом был объявлен путь постепенных и поэтапных реформ, направленных на эволюционное изменение (модернизацию) общественных отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике Узбекистан
Проявлением процесса реформирования государственного управления стало активное решение теоретических вопросов. Относительно теоретического обеспечения реформирования системы, аппарата государственного управления можно сделать выводы, что была решена главная задача: отделить законотворчество от управления. Именно права и обязанности всей системы, аппарата государственного управления оказались в центре внимания в процессе демократизации и реформирования государственной власти. Был сделан упор на организационно-правовые преобразования, что позволило достичь определенной стабилизации политической, социально-экономической систем.
Характеризуя эволюцию государственно-правовых институтов, нельзя не сказать об усилении исполнительной власти, которая выражается в возрастании роли, как ее главы, так и всей системы государственного управления. Задачи этой стороны преобразований заключались в отходе от некомпетентности и неэффективности бюрократического аппарата. Как отмечал Президент Республики Узбекистан: «Большое внимание уделялось изменению функций управленческих структур центральной исполнительной власти и административных органов, кардинальному сокращению их властных, регулирующих и распределительных полномочий, их прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих структур. Говоря другими словами, приведению их полномочий в соответствие с рыночными принципами и в конечном итоге — уменьшению роли государства в управлении экономикой»2.
Известно, что достижения эффективности проводимых реформ требует организацию государственного управления на сонове закономерностей социального управления3, неотъемлемой частью кторого оно является. Социальное управление определяется как воздействие на людей, их группы, коллективы, классы. Оно обусловлено разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Такое управление является необходимым элементом совместного труда людей, всякого человеческого общества.
Социальное управление рассматривается в узком и широком значениях. В узком значении социальное управление представляет собой процесс воздействия на коллективы людей для достижения поставленных целей. В широком значении социальное управление – это сфера деятельности людей. Сущность социального управления заключается в целенаправленном, организующем воздействии на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий их жизнедеятельности. Среди признаков социального управления выделяются:
- воздействие на общественные системы;
- воздействие, осуществляемое на все общество, а не на его отдельные
части.
Социальное управление подразделяется на виды: управление делами общества, управление делами государства (государственное управление в широком значении) и непосредственно государственное управление (государственное управление в узком значении).
Первый вид отражает непосредственную реализацию функций социального управления политической системой общества, состоящей из государства, политических и общественных организаций, объединений граждан. Последние два вида представляют собой государственное управление4. В настоящее время юридическая наука с различных позиций подходит к определению термина «государственное управление». Однако его всегда определяют как особый вид социального управления. «Как категория государственное управление выражает единство общего, свойственного социальному управлению, и особенного, характерного для деятельности государственного субъекта».
Государственное управление - это вид деятельности, осуществляемый органами государственной власти. В этом случае государственное управление рассматривается в широком значении в виде управления делами государства. Оно представляет собой осуществление государственной власти органами законодательной власти, непосредственное государственное управление, реализуемое органами исполнительной власти, правосудие и прокурорский контроль5.
Но надо отметить, что непосредственное государственное управление как государственное управление в узком значении осуществляется органами исполнительной власти, должностными лицами этих органов в виде их исполнительно-распорядительной деятельности в различных сферах общественной жизни. Оно представляет собой внутри аппаратную и внеаппаратную деятельность этих органов при реализации функций исполнительной власти6.
Среди указанных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти и реализующих управление делами государства, выделяются государственные органы, не относящиеся ни к одной из ветвей власти (например, органы прокуратуры). Перечисленные органы участвуют в той или иной степени в реализации функций государственного управления, обеспечивая реализацию основных направлений своей деятельности. Следовательно, управление делами государства как государственное управление в широком значении представляет собой внутри аппаратную и вне аппаратную деятельность органов исполнительной власти, а также внутри аппаратную деятельность иных органов государственной власти по реализации государственных полномочий на базе исполнительной власти в процессе администрирования7.
Концепцией развития системы управления выступает предложенная Президентом программа по реализации основных принципов общественно-политического и экономического развития Узбекистана, предусматривающая: обеспечение регламентации функциональных полномочий центральных, областных, городских, районных органов государственной власти и управления с постепенным переходом управленческих функций от центральных — областным, от областных — городским, районным органам государственной власти и управления, и далее — органам самоуправления граждан.
Вскрытые проблемы и специфика процесса становления и развития институтов системы государственного управления нуждаются в подробном исследовании. Анализ особенностей и проблем становления и развития системы государственного управления в Республике Узбекистан, направленности и специфики развития функций, форм и методов всей системы управления показывает, что дальнейшее углубление политико-правового реформирования и укрепление государственной независимости Республики Узбекистан, демократизация, построение гражданского общества предполагают решение комплекса теоретических и практических задач. К ним относятся: разработка научных основ организации системы государственного управления, развитие функций органов исполнительной власти, передача некоторых функций государственного управления общественным организациям; обеспечение реального участия населения в управлении; упорядочение функций как аппарата в целом, так и его структурных подразделений посредством передачи многих оперативных функций вышестоящих органов нижестоящим; устранение дублирования различными структурными подразделениями, децентрализация функций и коренной пересмотр их содержания; сочетание функциональной перестройки со структурной перестройкой органов управления путем отказа от лишних звеньев, объединения тех из них, которые имеют близкие функции; совершенствование форм и методов деятельности органов исполнительной власти. Большинство этих вопросов непосредственно связано с функциями органов госуправления.
Проблемы и достижения общественного развития напрямую взаимосвязаны с системой, аппаратом государственного управления и не могут рассматриваться как самостоятельно существующие структуры. Связь национальной системы государственного управления с обществом прослеживается и через историческую преемственность принципов и подходов к сущности управления.
Анализ подтвердил, что наиболее эффективным направлением совершенствования системы государственного управления является правовое разделение функций и полномочий, а также координация отраслевых и территориальных, центральных и местных органов исполнительной власти для обеспечения оптимального сочетания компетентного руководства и самоуправления. Для этих целей создается действенный механизм, включающий в себя целостную систему политических, экономических и правовых гарантий.
Информация о работе Конституционно-правовые основы государственного управления в Узбекистане